Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:23, контрольная работа
Часть 1. Формирование и развитие адвокатуры в России
во второй половине XIX века
Часть 2. Анализ терминов «наказание» и «меры социальной защиты», применяемых в советском уголовном законодательстве.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
История государства и права
РОССИИ
Часть 1. Формирование и развитие адвокатуры в России
во второй половине XIX века
Часть 2. Анализ терминов «наказание» и «меры социальной защиты», применяемых в советском уголовном законодательстве.
Исполнитель:
студент гр. ЮР-13-2 КФ
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖЕНИЕ
Введение. …..3
Институт судебного представительства в России
до судебной реформы 1864 года. …..4
Создание института адвокатуры в рамках судебной
реформы 1864 года. …..7
Некоторые особенности российской адвокатуры XIX века. ….11
Заключение. ….15
Список литературы. .…17
Практическое задание. …
ВВЕДЕНИЕ.
Адвокатура как юридический институт известна с античных времен и всегда считалась атрибутом демократического государства. Независимая адвокатура всегда была важным показателем зрелости общества, и даже человеческой цивилизации, т е. фактором не только юридическим, но и социальным, политическим, культурным. В последние годы в нашей стране активно формируется рынок предоставления квалифицированной правовой помощи. Адвокаты ежегодно оказывают помощь миллионам граждан и тысячам организаций
В России адвокатура появляется в 60-е гг. XIX века. С первых дней своего существования она была поставлена в жесткие условия. Тем не менее, она поднялась юридически и политически на необычайно высокую ступень развития. В 1914 г. корпорация присяжных поверенных насчитывала 16,5 тыс. членов.
Имена русских адвокатов — В. Д. Спасовича, Д. В. Стасова, Ф. Н. Плевако, Н. П. Карабчевского, В. И. Танеева, А. И. Урусова и многих других известны и в России, и за ее пределами. Длинный ряд выигранных ими судебных процессов, в том числе нечаевцев, В. И. Засулич и др. вызвал в свое время широкий резонанс.
Сегодня, в условиях становления
правового государства и
Целью данной работы является рассмотрение начального периода формирования российской адвокатуры во второй половине XIX в.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотрение истории
образования и развития институ
- характеристика судебной реформы во второй половине XIX века;
- некоторые особенности российской адвокатуры XIX века.
ИНСТИТУТ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
ДО СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА.
Суд Древней Руси, использовавший приёмы так называемого суда Божьего (испытание водой или калёным железом, применение «поля», то есть вооружённого поединка тяжущихся сторон), практически обходился без адвокатуры, так как принцип личной явки в суд был неукоснителен, а «суд Божий» требовал только истца и ответчика, а не защитника.
О профессиональных поверенных в суде на Руси сообщается в законодательных памятниках XV века. Наиболее известны свидетельства из древнего Новгорода о праве любого тяжущегося в суде иметь поверенного. По Псковской Судной грамоте (1397—1467 гг.) право иметь поверенного предоставлялось уже не всем, а только женщинам, детям, монахам и монахиням, дряхлым старикам и глухим. В позднейших памятниках (Судебниках и Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г.) постоянно упоминается о наёмных поверенных. В Судебнике 1497 года, оговаривалось, что в случае, если истец или ответчик сами не являлись в суд, то они имели право прислать вместо себя поверенных. Следующий Судебник 1550 года, закреплял не только право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка — состязательной формы борьбы сторон. Однако указание на какую-нибудь организацию профессиональных поверенных в источниках не содержится.
К середине XVII века в России уже существовало сословие наёмных поверенных, которых закон именовал стряпчими. В 1775 году Екатерина II подписывает Указ «Учреждение о губерниях», по которому стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казённых. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации.
Законом от 14 мая 1832 года в России был создан институт присяжных стряпчих. Это была попытка отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах. Заниматься практикой в коммерческих судах могли только лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих. В этот список включались кандидаты, представившие аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства об их звании и поведении, какие они сами признают нужными. Суд вносил их в список или объявлял словесно отказ без объяснения причин.
Нужно отметить, что верховная власть в России относилась с предубеждением к адвокатуре. Известны, например, следующие высказывания российских монархов. В источниках о посещении Петром I Англии в 1698 г. сообщается, что, посетив Вестминстер-Холл (суд), Пётр увидел там «законников», то есть адвокатов, в мантиях и париках. Он спросил: «Что это за народ и что они тут делают?» «Это все законники, Ваше Величество» — ответили ему. «Законники? — удивился Пётр. — К чему они? Во всём моём царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой». Екатерина II была того же мнения: «Адвокаты и прокуроры у меня не законодательствуют и законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам». В этом она оказалась совершенно права, и император Николай I с такой же уверенностью говорил князю Голицыну, отстаивавшему необходимость введения адвокатуры: «Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Проживём и без них»1.
Адвокат – посредник между судьей и обвиняемым, или истцом и ответчиком. Согласно господствующему в русской правящей элите мнению, адвокаты были сродни посредникам в торговле, которые используют посредничество лишь для своей собственной выгоды, не заботясь об интересах общества. Следовательно, адвокаты не только не способствуют поддержанию законности в обществе, но и препятствуют ему.
Почву для таких мыслей создавала судебная практика Российской империи. Функции адвокатов выполняли «ходатаи» (подьячие, стряпчие, отставные служащие различных государственных канцелярий и прочие), их функции законодательно не были регламентированы. По сути дела судебное представительство существовало не в качестве юридического института, а лишь в качестве обычно-правового. Судебное представительство являлось свободной профессией. Каких либо требований в виде образовательного и «нравственного ценза» к поверенным не предъявлялось. Они защищали своих клиентов за определенную плату, порой, не зная законодательства, а уповая лишь на подношение нужному должностному лицу. Благодаря деятельности таких «ходатаев» процветало взяточничество.
В 50-х годах XIX века необходимость судебной реформы стала очевидна. Органической ее частью должен был стать институт адвокатуры. Вопрос об адвокатуре концентрировал на себе общественное внимание. К. П. Победоносцев писал в «Русском вестнике»: «Без адвокатуры нет правосудия»2.
Органами правительства официально были засвидетельствованы недостатки дореформенного судебного представительства и правозаступничества. Считалось, что без присяжных поверенных решительно невозможно было введение состязания в гражданском процессе и уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины. Термин «присяжный поверенный» использовался как синоним термину «адвокат».
К середине XIX века сформировалось убеждение, что состязательный процесс – самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства. Необходимое условие введения состязательного процесса – есть учреждение сословия присяжных поверенных.
СОЗДАНИЕ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ В РАМКАХ
СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА.
1861-1865 гг. – время провозглашения главнейших реформ. Они следовали одна за другой и носили на себе яркий отпечаток либерализма, смысл которого хорошо выразил историк и общественный деятель Б.Н.Чичерин: «Новый порядок устанавливают не иначе как мудрыми сделками со старым»3.
Судебной реформе в России предшествовали глубокие социально-экономические преобразования, вызванные отменой крепостного права, земельной реформой, рождением новых экономических отношений. Требовалась устойчивая единая для всего государства система права и правосудия.
Утверждая акты реформы, Александр II пишет в Указе Правительствующему Сенату 20 ноября 1864 года: «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию нашему водворить в Россию суд скорый, правильный, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего». Такова была цель судебной реформы 1864 года.
Судебная реформа 1864 года коренным образом преобразила всю систему правосудия Российской империи. Уставы ввели принцип независимости и несменяемости судей; установили подсудность всего населения без каких-либо изъятий; отделили предварительное следствие как от полицейского сыска, так и от прокуратуры; обеспечили состязательность судебного процесса, полностью уравняв в правах стороны обвинения и защиты. Сердцевину реформы составили учреждение суда присяжных и создание свободной, отделённой от государства, адвокатуры.
В выработке принципов судебной реформы 1864 года принимали участие самые разные представители российского общества. Среди них: крупные деятели либеральной буржуазии, рядовые чиновники и даже просто обыватели. Судебная реформа вызвала живой интерес широких кругов населения страны как новый этап общественной жизни, а также из-за исключительного значения суда в жизни общества. С новым судом связывались надежды на возможные перемены в политической системе страны. Власть в данном случае особо поощряла обсуждение этого государственного преобразования на разных стадиях его подготовки.
Исследователями прослеживается, как с привлечением сведений об устройстве зарубежного суда и судопроизводства возник совершенно новый российский судебный институт – институт присяжной адвокатуры. Важное место в деле знакомства с зарубежным опытом принадлежит чиновникам Морского министерства, возглавлявшегося великим князем Константином Николаевичем. На страницах относившегося к ведомству Морского министерства журнала в рамках обсуждения предполагавшейся военно-морской судебной реформы вырабатывались те принципы, кои впоследствии были положены в основание реформы светского суда. Чиновники Морского ведомства ездили в Западную Европу для ознакомления с военно-морским судом, но там они осуществляли осмотр и суда общей практики, гражданского и уголовного, наблюдали за работой суда присяжных заседателей и за трудом тамошних адвокатов.
Русский суд был создан с учетом европейского опыта, но вместе с тем в форме своеобразной. Так, русские присяжные поверенные не были подчинены государству, как в Пруссии, и одновременно не вводился институт стряпчих (как в Англии). Присяжные поверенные, подразумевалось, должны были сами подбирать материал по делу, возможно, руководя в этом своими помощниками. Также присяжные поверенные должны были при этом осуществлять гласное ведение дела в суде. Также в России адвокат не мог впоследствии рассчитывать на солидное место судьи, как во Франции4.
К основным законодательным актам относятся “Учреждения судебных установлений”, принятые 20 ноября 1864 года, которыми впервые в России учреждается официальная, профессиональная присяжная адвокатура, и «Высочайше утвержденные правила» 25 мая 1874 года о частной адвокатуре.
По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат - правозаступник, поверенный своего клиента и оратор в суде. Надзор за деятельностью присяжных поверенных был возложен на избираемый ими Совет. Высший надзор осуществлялся судебной палатой и Правительствующим сенатом.
По ст. 135 Учреждения Судебных Установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и, кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Ст. 355 запрещала быть присяжными поверенными лицам: не достигшим 25-летнего возраста, иностранцам, состоящим на службе от правительства или по выборам, уволенным со службы по суду, а также по некоторым другим обстоятельствам.
Советы, оберегая авторитет своей корпорации, при рассмотрении вопроса о приеме в адвокатуру стали руководствоваться не только формальными требованиями , но также и сведениями о "нравственных качествах" кандидата. Петербургский совет считал себя также вправе проводить экзамены с целью проверки практической подготовки кандидата.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История государства и права России"