Политический оттенок они приобретают
лишь как объекты воздействия на них со
стороны государственных и иных политических
по своему характеру органов и организаций,
но отнюдь не как субъекты, носители политической
власти и соответствующих политических
решений.
Решающую роль среди всех вышеназванных
объединений - составных частей политической
системы общества всегда играло и продолжает
играть государство.
Политическая система состоит из подсистем,
которые взаимосвязаны друг с другом и
обеспечивают функционирование публичной
власти. По функциональному признаку можно
выделить следующие виды подсистем: институциональная,
нормативная, коммуникативная, культурная
и функциональная.
Институциональная подсистема включает
в себя государство, политические партии,
социально-экономические и общественные
организации и отношения между ними, которые
в совокупности образуют политическую
систему общества. Центральное место в
этой подсистеме принадлежит государству.
Особое значение имеют церковь и средства
массовой информации, обладающие способностью
существенно влиять на процесс формирования
общественного мнения.
Нормативная подсистема включает в себя
правовые, политические, моральные нормы
и ценности, традиции, обычаи. Через них
политическая система оказывает регулярное
воздействие на деятельность институтов,
поведение граждан. Нормативную подсистему
образуют всевозможные нормы, которыми
определяют внешнее поведение людей в
политической жизни, а именно их участие
в процессах выдвижения требований, превращения
этих требований в решения, осуществление
принятых решений. Эти нормы - основные
правила участия во всех типах политического
процесса. Нормы можно разделить на два
типа: нормы-привычки и нормы-законы.
Функциональная подсистема - это методы
политической деятельности, способы осуществления
власти. Она составляет основу политического
режима, деятельность которого направлена
на обеспечение функционирования, преобразования
и защиту механизма осуществления власти
в обществе.
Коммуникативная подсистема включает
в себя все формы политического взаимодействия
как внутри системы (например, между институтами
государства и политическими партиями),
так и с политическими системами других
государств. Коммуникативная подсистема
устанавливает связи между институтами
политической системы. К элементам данной
подсистемы можно отнести каналы передачи
информации правительству (процедура
слушания дел на открытых заседаниях,
комиссии по расследованию, конфиденциальные
консультации с заинтересованными группами
и т.д.), а также средства массовой информации
(телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные
на огромную аудиторию).
3) Конституционно-правовой
статус политических партий и общественных
объединений
Общественное объединение
является субъектом конституционно-правовых
отношений и, следовательно, регулируется
нормами конституционного права. В советское
время, когда все названные структуры
обладали правом выдвижения кандидатов
в депутаты, они автоматически приобретали
искомый статус. Сейчас Федеральный закон
от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» выделил из их числа категорию
организаций, участвующих в избирательных
кампаниях. Для того чтобы иметь этот статус,
объединение обязано включить в свой устав
норму об участии в выборах и пройти государственную
регистрацию. Федеральный закон от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» ужесточил
это требование, установив минимальный
срок со дня регистрации такого объединения
до дня голосования в один год. С 14 июля
2003 г. правом на участие в выборах стал
обладать только лишь один вид общественных
объединений – политические партии.
Специфика партии как особого вида общественных
объединений, заключается в двух моментах.
Первое - это то обстоятельство, что партия
является объединением граждан (в отличие
от других общественных объединений, учредителями,
членами и участниками которых, согласно
ст.6 ФЗ «Об общественных объединениях»,
могут быть физические лица и юридические
лица). Данное положение конкретизируется
затем в п.2 настоящей статьи (из которой
следует, что объединение в партию основано
на фиксированном индивидуальном членстве)
и в ч.2 ст.23 настоящего Закона, регламентирующей
институт членства в политической партии.
Таким образом, политическая партия - это
общественное объединение граждан Российской
Федерации.
Второй момент связан с характеристикой
целей создания политической партии, к
которым, согласно закону, относятся:
- обеспечение участия
граждан в политической жизни общества
(что осуществляется посредством формирования
и выражения партиями политической воли
граждан, участия партий как объединений
граждан в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах);
- представление интересов
граждан в органах государственной власти
и органах местного самоуправления.
Под общественным объединением понимается
добровольное самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования - важнейший
признак общественного объединения, при
этом граждане имеют право создавать по
своему выбору общественные объединения
без предварительного разрешения органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, а также вступать в такие
общественные объединения на условиях
соблюдения норм их уставов. Эти общественные
объединения могут регистрироваться в
установленном порядке. Членами общественного
объединения являются физические лица
и юридические лица — общественные объединения,
чья заинтересованность в совместном
решении задач данного объединения оформляется
индивидуальными заявлениями или документами,
позволяющими учитывать количество членов
общественного объединения в целях обеспечения
их равноправности как его членов. Общественные
объединения могут создаваться как общественная
организация; общественное движение; общественный
фонд; общественное учреждение; орган
общественной самодеятельности.
Существуют общероссийские, межрегиональные,
региональные и местные общественные
объединения. Запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели и действия
которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя
и нарушение целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства создание
вооружённых формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной или
религиозной розни. Правоспособность
общественного объединения как юридического
лица возникает с момента государственной
регистрации данного объединения в органах
юстиции. Из этого вытекает, что органы
юстиции включают их в единый государственный
реестр юридических лиц.
Объём административной правоспособности
общественных объединений может быть
различным.
Во-первых, общественные
объединения в определённых случаях выступают
в качестве субъектов, осуществляющих
управленческую деятельность в полном
объеме и самостоятельно.
Во-вторых, общественные
объединения участвуют в осуществлении
отдельных управленческих функций.
Органы юстиции, регистрирующие
общественные объединения осуществляют
контроль за соответствием их деятельности
уставным целям.
Финансовые органы
осуществляют контроль за источниками
доходов общественных объединений, размерами
получаемых ими средств и уплатой налогов.
Деятельность общественных
объединений может быть приостановлена
на определённый срок по решению суда
в случае нарушения Конституции Российской
Федерации, конституций (уставов) её субъектов,
законодательства, а также совершения
действий, противоречащих уставным целям.
Ответы на задачи.
Задача: Со ссылками на конкретные статьи
Конституции РФ охарактеризуйте ныне
существующую в России форму правления
и политический режим.
Ответ:
Статья 1 конституции РФ
1. Российская Федерация
- Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления.
Политический режим в РФ демократический,
а форма правления - республиканская.
Задача 2 :
Гражданин Семенюк
проживал с родителями на Украине до 20
лет, там же он получил паспорт. В 1994 году
он переехал к бабушке в Россию и вскоре
женился на российской гражданке. Каким
способом может приобрести гражданство
РФ Семенюк и в какие органы он должен
обратиться для получения российского
гражданства?
Ответ:
Правила
приобретения и прекращения гражданства
Российской Федерации определяются Федеральным
законом от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве
Российской Федерации", а также Положением
о порядке рассмотрения вопросов гражданства
РФ, которое было утверждено Указом Президента
РФ №1325 от 14 ноября 2002 года, Соглашением
от 26 февраля 1999 года между Республикой
Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской
Республикой и Российской Федерацией
"Об упрощённом порядке приобретения
гражданства".
В соответствии
со статьей 11 Федерального закона "О
гражданстве" гражданство России может
получить человек, который:
- родился
в этой стране;
- прошёл
процедуру приёма гражданства в общем
порядке;
- прошёл
процедуру приёма гражданства в упрощённом
порядке;
- восстановил
некогда утраченное им гражданство РФ;
- имеет
иные основания, предписанные в данном
Федеральном законе.
Для
иностранных лиц и лиц без гражданства
существует две процедуры получения гражданства
Российской Федерации: общая и упрощённая.
Друг от друга они отличаются основаниями
подачи заявления, условиями и сроками
рассмотрения данного вопроса. Если человек
подаёт заявление в общем порядке, то его
рассмотрение будет осуществлено на протяжении
года. В случае упрощённого порядка этой
6 месяцев.
При
прохождении процедуры общего порядка
решение принимается Президентом России.
Если же заявление было подано в упрощённом
порядке, то принятие решения берёт на
себя руководитель территориального органа
исполнительной власти, уполномоченный
на осуществление функций по контролю
и надзору в сфере миграции, либо федеральный
орган исполнительной власти, ведающий
вопросами иностранных дел, а равно и дипломатические
представительства и консульские учреждения
Российской Федерации, находящиеся за
пределами Российской Федерации.
Квоты
на получение гражданства России отсутствуют.
Согласно
статьи 13 Федерального закона "О гражданстве
РФ", условиями получения гражданства
является проживание в России как минимум
на протяжении пяти лет, хотя срок может
быть сокращён до одного года, либо же
вообще аннулирован. Служба в Российской
армии, ученым, артистам, художникам, певцам,
оказавшим особые услуги России.
В соответствии
со статьей 14 закона "О гражданстве
РФ" в упрощённом порядке можно получить
гражданство:
- если
хотя бы один из родителей является гражданином
РФ и живёт на её территории (статья 14,
часть 1, пункт а);
- если
он проживал или проживает в настоящее
время в бывших республиках Советского
Союза и при этом не получил гражданство
новой страны (статья 14, часть 1, пункт б);
- если
человек после 1 июля 2002 года получил в
России среднее или высшее профессиональное
образование (статья 14, часть 1, пункт в);
- если
человек родился на территории бывшей
РСФСР и имел гражданство бывшего Союза
ССР (статья 14, часть 2, пункт а);
- если
человек живёт на территории Российской
Федерации и состоит в законном браке
с гражданкой (гражданином) этой страны
не менее трёх лет (статья 14, часть 2, пункт
б);
- если
человек является нетрудоспособным, но
имеет совершеннолетних трудоспособных
детей, которые являются гражданами РФ
(статья 14, часть 2, пункт в);
- если
человек имеет ребенка с российским гражданством,
а второй его родитель, гражданин России,
умер либо по решению суда, которое получило
законные основания, признан пропавшим
без вести, недееспособным, ограничен
в родительских правах или лишён их (статья
14, часть 2, пункт г);
- если
человек имеет совершеннолетнего ребёнка,
являющегося гражданином РФ, и, по решению
суда, признан ограниченным в своей дееспособности,
а второй родитель, являющийся гражданином
РФ, умер либо по решению суда, которое
получило законные основания, признан
пропавшим без вести, недееспособным,
ограничен в родительских правах или лишен
их (статья 14, часть 2, пункт д);
- если
человек является нетрудоспособным, и
прибыл в Россию из государства, которое
некогда входило в состав бывшего Советского
Союза, и зарегистрировался по месту жительства
в Российской Федерации на 1 июля 2002 года
(статья 14, часть 3);
- если
человек является ветераном Великой Отечественной
войны (статья 14, ч. 5);
- если
человек является недееспособным лицом
или ребёнком (статья 14, часть 6).
Право
упрощённого получения гражданства Российской
Федерации принадлежит гражданам Киргизии,
Казахстана и Белоруссии на основании
международных договоров, которые были
заключены Российской Федерацией с вышеназванными
странами. Процесс рассмотрения заявления
этих граждан сокращён до трёх месяцев
с момента подачи списка всех необходимых
документов, которые оформлены нужным
образом.
За пределами
Российской Федерации заявление о получении
российского гражданства подают в дипломатические
представительства или консульства Российской
Федерации в стране, в которой он на данный
момент проживает. В России в территориальные
органы Федеральной Миграционной Службы
России. (часть 1 статьи 32 Федерального
закона "О гражданстве РФ").
Заявления
подаются на бланке установленного образца
вместе с перечнем необходимых документов,
которые предусмотрены Положением о рассмотрении
вопросов гражданства Российской Федерации.
При
подаче заявления по вопросу гражданства
человек уплачивает пошлину в размере
1 тысячи рублей. Пошлину не платят лица
имеющие гражданство Советского Союза,
но проживающие в бывших республиках СССР,
и не имеющие их гражданства.
Для
получения гражданства РФ необходимо:
ПЕРВОЕ
– ПОЛУЧИТЬ ВРЕМЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОЖИВАНИЕ.
Документы,
подаваемые для получения разрешения
на временное проживание: заявление в
2-х экземплярах; фотографии 35 х 45 мм; документ,
удостоверяющий личность и гражданство
(срок действия – не менее 6 месяцев); документ,
выданный полномочным органом государства;
постоянного проживания, подтверждающий
наличие или отсутствие судимости у заявителя;
вид на жительство, подтверждающий проживание
иностранца вне государства его гражданской
принадлежности (в случае если имеется);
один из документов, подтверждающий наличие
у заявителя средств, обеспечивающих ему
и членам его семьи при проживании в Российской
Федерации прожиточный минимум, или документ,
подтверждающий его нетрудоспособность
(справка о доходах физического
лица,
декларация о доходах с отметкой налогового
органа, справка с места работы, трудовая
книжка, пенсионное удостоверение, справка
органа социальной защиты о получении
пособий, подтверждение о получении алиментов,
справка о наличии вклада в кредитном
учреждении с указанием номера счета,
свидетельство о праве на наследство,
справка о доходах лица, на иждивении которого
находится заявитель, иной документ,
подтверждающий
получение доходов от не запрещенной законом
деятельности
или
нетрудоспособность); свидетельство о
браке; свидетельство о рождении ребенка;
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18
лет на переезд в РФ для проживания (нотариально
заверенное); сертификат об отсутствии
у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;
документ, подтверждающей, что заявитель
не болен наркоманией и не страдает лепрой
(болезнь Гансена), туберкулезом, сифилисом,
шанкроидом, хламидийной лимфогранулемой
(перечень утвержден Постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.04.2003г. №188.
ВТОРОЕ
ПОЛУЧИТЬ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО.
Вид
на жительство- это документ, который содержит
следующие сведения его владельца: фамилию,
имя, дату и место рождения, пол, гражданство
иностранного гражданина, номер и дату
принятия решения о выдаче вида на жительство,
срок действия вида на жительство, наименование
органа исполнительной власти, выдавшего
вид на жительство
Документы,
представляемые для получения вида на
жительство: заявление в 2-х экземплярах;.
4 фотографии 35 х 45 мм, в том числе на несовершеннолетних
детей, указанных в заявлении; документы,
удостоверяющие личность и гражданство;
разрешение на временное проживание; один
из документов, подтверждающий наличие
у заявителя средств, обеспечивающих ему
и членам его семьи при проживании в Российской
Федерации прожиточный минимум, или документ,
подтверждающий его нетрудоспособность
(справка о доходах физического лица, декларация
о доходах с отметкой налогового органа,
справка с места работы, трудовая книжка,
пенсионное удостоверение, справка органа
социальной защиты о получении пособий,
подтверждение о получении алиментов,
справка о наличии вклада в кредитном
учреждении с указанием номера счета,
свидетельство о праве на наследство;
справка о доходах лица, на иждивении которого
находится заявитель, иной документ, подтверждающий
получение доходов от не запрещенной законом
деятельности или нетрудоспособность);
свидетельство о рождении ребенка и документ,
удостоверяющий личность ребенка, не достигшего
18-летнего возраста (паспорт при его наличии);
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18
лет на проживание в Российской Федерации.
Подпись ребенка на документе должна быть
нотариально удостоверена; сертификат
об отсутствии у заявителя (членов его
семьи) ВИЧ-инфекции; документ, выданный
полномочным учреждением здравоохранения
РФ, свидетельствующий о том, что заявитель
(члены его семьи) не болен наркоманией,
лепрой (болезнь Гансена), туберкулезом,
сифилисом, шанкроидом, хламидийной лимфогранулемой);
документ, подтверждающий наличие жилого
помещения (финансовый лицевой счет, выписка
из домовой книги, свидетельство о собственности).
Оригиналы
представленных заявителем документов,
удостоверяющих личность, рождение, брак,
право на наследование, трудовая книжка,
пенсионное удостоверение, подлежат возврату,
а их копии и нотариально удостоверенный
перевод на русский язык приобщаются к
заявлению.