Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

1. Прочитайте работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В соответствии с материалами работы изобразить схематически процесс развития общества, приведший к возникновению государства. Выделить основные факторы, повлекшие разложение родовых отношений и изменения характера управления обществом.
2. Итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа в своей книге «О преступлениях и наказаниях» писал, что смертная казнь не основана на настоящем праве, поскольку никому из людей не дано право убивать себе подобных. По его мнению, смертная казнь является «войной нации с гражданином, считающей необходимым или полезным уничтожить его жизнь».
Согласны ли Вы с мнением Ч. Беккариа? Считаете ли Вы необходимой отмену смертной казни как действия, нарушающего права человека? Ответ обоснуйте.
3. Составьте таблицу, отражающую сравнительную характеристику (признаки) государственной власти и власти в первобытнообщинном строе.

Файлы: 1 файл

20.12.13.15.28.54_Kopytov-1.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

    Как отмечалось, власть была устроена по принципам, не допускающим плебеев к ее организации и функционированию, в том числе выборным основам. Все это не могло устраивать плебеев. Во-первых, как указывалось, это были свободные люди. Многие, хотя в прошлом и были рабами, либо их предки, но отличившись в военных походах, по обычаям древних римлян получили свободу, землю, знаки почетов. Они платили налоги, несли воинскую повинность, обладали частной собственностью (нередко значительной), имели военную выучку. Это была сила, сила достаточно грозная, другими словами - это внутри заложенный конфликт, противоречие между двумя большими группами населения. Император Сервий Туллий провел реформу, разбив все население по принципу центурий (наличия имущества) на шесть классов. Право голоса, право на участие в формировании государственных органов теперь определялось не кровью, а количеством недвижимой собственности. Таким образом, родовой принцип организации власти рухнул, общество перешло в фазу государственного строительства с той лишь особенностью, что привилегиями обладали богатые. Таким образом, шлюзы в формировании государственной власти и государства в целом были открыты.

              Древнегерманская форма появления государства связана с завоеваниями диких германских племен (варварами) больших территорий, населенных различными народами, в том числе Римской империи. Поскольку господство над захваченными территориями было несовместимо с родовым строем, в германских племенах была организована власть над провинциями: крупный военачальник назначается центральной властью (наместником), при нем образуется постоянное войско. При наместнике существовал совет - из местной знати, как совещательный орган. Во главе областей становятся графы. Отсюда появились понятия наместничество, графство.  
Итак, ход истории не умалим, он движим развитием производительных сил, укреплением отношений частной собственности, разрушением родовых отношений и укреплением семейных, что закономерно ставит вопрос о новой форме организации общества, и такая форма находится - государство. Иначе говоря, в основе появления государства лежат определенные условия, причины. Теоретически их можно подразделить на экономико-политические и социальные. Понятно, что такое их разделение во многом условно, ибо экономические и политические предпосылки часто отделить друг от друга сложно.  
       К экономическим и политическим условиям появления государства можно отнести:

-крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство, земледелие);

-углубляющую специализацию труда (земледелие, скотоводство, ремесло, товарообмен);

-появление частной собственности;

-необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков, "внутренних" любителей поживиться за счет другого;  
- необходимость охранять границы территории, где находится производство, объекты частной собственности, проживает население;

-обеспечение постоянного управления обществом, постоянное контактирование с населением в лице правителей соседних территорий;  
- защита интересов собственников за пределами территории производства.  
      К социальным предпосылкам:

-выполнение так называемых общих дел - строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.

Родовой строй оказался бессильным в решении этих вопросов. Общество вынуждено было искать иные формы своей организации, вынуждено было опираться на силу и авторитет государства. Однако государство появилось не сразу, ему предшествовал достаточно длительный период так называемый военной демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа  в своей книге «О преступлениях  и наказаниях» писал, что смертная  казнь не основана на настоящем праве, поскольку никому из людей не дано право убивать себе подобных. По его мнению, смертная казнь является «войной нации с гражданином, считающей необходимым или полезным уничтожить его жизнь».

Согласны ли Вы с мнением Ч. Беккариа? Считаете ли Вы необходимой отмену смертной казни как действия, нарушающего права человека? Ответ обоснуйте.

 

 Ответ:

 

      Смертная казнь лишает осужденного права на жизнь. К тому же, прибегая к смертной казни, преследуется одна цель уголовного наказания – кара, это реализация первобытного принципа «око за око, зуб за зуб» . Возможно, это воспитательная функция для других граждан, хотя и это относительно. Показателен академический пример: в Средневековье больше всего карманных краж совершалось на площадях, где применяли гильотину, наказывая воров-карманников. Практика показывает, что существование смертной казни не исключает совершение тяжких преступлений.  
Надо задуматься о тех людях, кто приводит в исполнение приговор. Они наделены властными полномочиями и действуют строго на основании закона, но их участие в осуществлении смертного приговора с нравственной точки зрения объяснить сложно. Часто говорят о том, что содержать таких преступников затратно для государства, налогоплательщиков. Однако приговаривается к исключительной мере не так уже много осужденных. Сегодня известно, что из общего количества наказаний четверть приходится на лишение свободы. Законодатели уже задумались, как сократить эту цифру: за менее тяжкие и экономические преступления необязательно сажать в тюрьму. А за счет удешевления исправительной системы, можно содержать приговоренных на пожизненный срок. Они могут также трудиться на вредных работах и оплачивать свое проживание.

   Откровенно признаюсь: не знаю, поменял бы я свое мнение или нет, если бы мои родственники стали жертвами преступления. Однако мы не можем исключать вероятность ошибки следствия. У адвокатов есть выражение – «Лучше оправдать сто виновных, чем осудить одного невинного» . Современное государство должно применять цивилизованные меры наказания и быть милосердными к каждому члену своего общества, какой бы он ни был.

Я против смертной казни. Это такое же убийство, вот и все. Пусть живут и думают о том, что натворили.

http://otvet.mail.ru/profile/id180567/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составьте таблицу, отражающую сравнительную  характеристику (признаки) государственной  власти и власти в первобытнообщинном  строе.

 

Сравнительная характеристика государственной власти и первобытнообщинного строя :

Таблица 1

Первобытнообщинный строй

 Государственный строй

1)наличие социально однородного  внеклассового общества, не имеющего антагонистических противоречий ;

1)появление социально неоднородного, классово расслоенного общества, имеющего антагонистические противоречия;

2) наличие кровнородственного разделения населения; появление писаных общеобязательных правил поведения — юридических норм.

2)появление административно-терри  ториального разделения населения   (округа,  области и др);

3)наличие публичной власти, непосредственно  совпадающей со всем населением, которая выражает и защищает интересы всего общества

3) появление публичной власти, отделенной от населения (государственный аппарат), которая выражает и защищает интересы наиболее экономически обеспеченной части (класса) общества, возникшей в результате его социального расслоения;

4) отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публичная власть

4)наличие аппарата принуждения (подавления) — отрядов вооруженных  людей в виде армии, полиции  и др., на который опирается  государственный аппарат;

5) отсутствие распределения функций у публичной власти

5) появление определенных функций (законодательной, исполнительной) у  отдельных органов публичной  власти;

6)отсутствие сбора налогов с  населения

6)появление официальной системы  налогообложения

7)наличие неписаных правил поведения  — обычаев.

7)появление писаных общеобязательных правил поведения — юридических норм.


 

Можно представить данную характеристику таким образом

 

Таблица 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период присваивающей экономики, для которого характерны такие формы организации первобытных людей (орда), затем позже - род, приходит к концу. Наука тому называет разные причины, среди которых закономерное развитие умственных способностей человека, его двигательно-мышечной системы, похолодание (многие ученые пишут о достаточно резком похолодании на планете в результате возможных природных катаклизмов, например, столкновение планеты Земля с гигантским метеоритом), развитие производства, совершенствование орудий труда и т.д. Так или иначе, процессы разложения родового строя, одновременно способствующие появлению элементов государственности многообразны и, безусловно, влияли друг на друга. Ряд авторов (Т.В.Кашанина, Л.А.Морозова, В.В.Оксамытный и др.) выделяют два основных пути возникновения государства - восточный и западный, кроме того, высказывается мнение о существовании смешанного (интегративного) типа.  
Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др. Здесь значительное влияние на возникновение государства оказали географическое положение, неблагоприятные климатические условия, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатация, что способствовало объединению людей и появлению управляющего слоя общества. Частная собственность в формировании такого типа государства существенной роли не играла.  
Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие - существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.  
Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Например, для одних народов (в том числе и восточных славян) зарождение государства связано с процессом формирования племенных союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными объединениями с сильной властью вождя и его окружения. Здесь государственность возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы земледельцев и их прав собственности*(12).  
Ф.Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" предложил собственный взгляд на эту проблему, которая многие десятилетия доминировала в отечественной литературе. В настоящее время она также поддерживается многими современными учеными.  
Афинская - классическая форма, появившаяся в результате реформ Тесея, Солона и Клисфена. Родовая организация разрушалась постепенно, ее органы заменялись новыми, уже образованными по территориальному признаку. Здесь государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ - производства, разделения труда, торговли, появления денег и частной собственности.  
Было учреждено центральное управление - Совет. Население было разделено на эвпатридов (благородных), геоморов (землевладельцев) и демигуров (ремесленников). При этом только первые могли занимать общественные должности. Во главе стоял избранный от территориальных племен Совет пятисот. Создается полицейская служба, состоявшая из рабов, которые были абсолютно бесправны.  
Древнеримская. Здесь государство возникает в результате борьбы патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения в Древнем Риме). Роды (10) объединялись в курию, а 10 курий - в племя. Во главе рода стоял старейшина; старейшины 300 родов составляли сенат. Народное собрание (собрание курий) избирало царя, принимало законы. Плебс - это свободные люди, владеющие собственностью, выплачивающие налоги (при этом они не могли занимать должностей, участвовать в собраниях). В результате реформ было образовано новое народное собрание, в котором участвовали все, несущие воинскую службу (реформы Сервия Туллия). Таким образом, органы родовой власти древних римлян стали выполнять государственные функции (III-IVвв. до н.э.).  
Как отмечалось, власть была устроена по принципам, не допускающим плебеев к ее организации и функционированию, в том числе выборным основам. Все это не могло устраивать плебеев. Во-первых, как указывалось, это были свободные люди. Многие, хотя в прошлом и были рабами, либо их предки, но отличившись в военных походах, по обычаям древних римлян получили свободу, землю, знаки почетов. Они платили налоги, несли воинскую повинность, обладали частной собственностью (нередко значительной), имели военную выучку. Это была сила, сила достаточно грозная, другими словами - это внутри заложенный конфликт, противоречие между двумя большими группами населения.  
Император Сервий Туллий провел реформу, разбив все население по принципу центурий (наличия имущества) на шесть классов. Право голоса, право на участие в формировании государственных органов теперь определялось не кровью, а количеством недвижимой собственности. Таким образом, родовой принцип организации власти рухнул, общество перешло в фазу государственного строительства с той лишь особенностью, что привилегиями обладали богатые. Таким образом, шлюзы в формировании государственной власти и государства в целом были открыты.  
Древнегерманская форма появления государства связана с завоеваниями диких германских племен (варварами) больших территорий, населенных различными народами, в том числе Римской империи. Поскольку господство над захваченными территориями было несовместимо с родовым строем, в германских племенах была организована власть над провинциями: крупный военачальник назначается центральной властью (наместником), при нем образуется постоянное войско. При наместнике существовал совет - из местной знати, как совещательный орган. Во главе областей становятся графы. Отсюда появились понятия наместничество, графство.  
Итак, ход истории не умалим, он движим развитием производительных сил, укреплением отношений частной собственности, разрушением родовых отношений и укреплением семейных, что закономерно ставит вопрос о новой форме организации общества, и такая форма находится - государство. Иначе говоря, в основе появления государства лежат определенные условия, причины. Теоретически их можно подразделить на экономико-политические и социальные. Понятно, что такое их разделение во многом условно, ибо экономические и политические предпосылки часто отделить друг от друга сложно.  
К экономическим и политическим условиям появления государства можно отнести:  
- крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство, земледелие);  
- углубляющую специализацию труда (земледелие, скотоводство, ремесло, товарообмен);  
- появление частной собственности;  
- необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков, "внутренних" любителей поживиться за счет другого;  
- необходимость охранять границы территории, где находится производство, объекты частной собственности, проживает население;  
- обеспечение постоянного управления обществом, постоянное контактирование с населением в лице правителей соседних территорий;  
- защита интересов собственников за пределами территории производства.  
К социальным предпосылкам:  
- выполнение так называемых общих дел - строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.  
Родовой строй оказался бессильным в решении этих вопросов. Общество вынуждено было искать иные формы своей организации, вынуждено было опираться на силу и авторитет государства. Однако государство появилось не сразу, ему предшествовал достаточно длительный период так называемый военной демократии.

mti.edu.ru


Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от  «присваивающей» экономики к  «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате  повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность  индивида, привело к изменению  в организации семейной и общественной  жизни. Производство продукта для  обмена, которое обусловило разрыв  между трудом и собственностью  и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права»