Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 10:31, контрольная работа
1. Прочитайте работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В соответствии с материалами работы изобразить схематически процесс развития общества, приведший к возникновению государства. Выделить основные факторы, повлекшие разложение родовых отношений и изменения характера управления обществом.
2. Итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа в своей книге «О преступлениях и наказаниях» писал, что смертная казнь не основана на настоящем праве, поскольку никому из людей не дано право убивать себе подобных. По его мнению, смертная казнь является «войной нации с гражданином, считающей необходимым или полезным уничтожить его жизнь».
Согласны ли Вы с мнением Ч. Беккариа? Считаете ли Вы необходимой отмену смертной казни как действия, нарушающего права человека? Ответ обоснуйте.
3. Составьте таблицу, отражающую сравнительную характеристику (признаки) государственной власти и власти в первобытнообщинном строе.
Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.
Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.
Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.
Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:
Государство - политическая
структура особого рода, возникшая на
определенном этапе общественного развития,
представляющая собой центральный институт
власти в политической системе конкретного
общества.
Появление государства обусловлено целым
комплексом экономических, климатических,
географических, религиозных и других
факторов, имеющих разнос значение для
организации общественной жизни. Поэтому
следует различать причины, условия и
формы образования государства.
Возникновение государства и постоянно
возобновляющаяся потребность в его существовании
явились, прежде всего, следствием саморазвития
общества, которое имеет свои внутренние
механизмы и стимулы развития и требует
скоординированного направляющего воздействия
из единого центра.
Этому в определенной степени способствовало
и изменение природно-климатических условий.
Наступившее похолодание привело к исчезновению
крупных животных и лесных массивов. Уменьшение
биомассы животных и расширение ареала
степей побуждали людей к занятию земледелием
и скотоводством. Однако природно-климатические
и иные обстоятельства, стимулирующие
специализацию трудовой деятельности,
лишь ускорили процесс государствообразования,
но не послужили его причиной.
Основными причинами возникновения государства
являются:
1. переход от «присваивающей» экономики
к «производящей» , выразившийся в трех
крупных разделениях труда (выделение
скотоводства и земледелия, занятие ремеслом,
появление купцов как особого слоя людей,
профессионально занятых в сфере обмена
товаров)
2. создание (в результате повышения производительности
труда) относительно избыточного продукта,
что активизировало самостоятельность
индивида, привело к изменению в организации
семейной и общественной жизни. Производство
продукта для обмена, которое обусловило
разрыв между трудом и собственностью
и появление частной собственности на
орудия и продукты труда
3. социально-классовое расслоение членов
общества, вызванное накоплением собственности
у отдельных лиц. Этому процессу общество,
основанное на равенстве его членов, длительное
время безуспешно сопротивлялось, порицая
большое состояние и одобряя перераспределение
накопленных богатств. Однако экономика
достигла такого уровня, что прежнее уравнительное
производство и распределение стали невозможны
В связи с усложнением общественного производства
и воспроизводства самого человека созрела
потребность по-новому организовать общество
и обеспечить управление социальными
процессами. Этому способствовало и достижение
определенного уровня благосостояния
общества, которое позволяло содержать
профессиональный специализированный
аппарат управления.
Возникновению государства предшествовал
переходный период военной демократии,
сопровождающийся постоянными войнами,
позволяющими властной верхушке быстро
и легитимно обогатиться за счет разграбления
других племен и укрепиться на определенной
территории. Это способствовало возвышению
вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся
сверхъестественными качествами и потому
часто выполнял жреческие функции. Его
власть постепенно становилась наследственной,
а подати на содержание дружины и ближайших
помощников превращались в налоги
Перечисленные обстоятельства послужили
основой формирования государства и государственной
власти, главной задачей которой стало
поддержание единства и устойчивости
человеческого общества.
Однако вопрос о происхождении государства
является дискуссионным, ибо этнографическая
и историческая наука дают все новые знания
о причинах его происхождения. В различных
теориях причинами возникновения государства
выступают: в теологической — божественная
сила; в договорной — сила разума, сознания;
в психологической — факторы психики
человека; в органической — биологические
факторы; в материалистической — социально-экономические
факторы; в теории насилия — военно-политические
факторы и т. д.
Следует также учитывать специфику и степень
влияния этих причин в каждом отдельном
случае.
Речь идет о неравномерности общественного развития, т.е. разновременности прохождения различными отрядами человечества определенных исторических этапов, о влиянии на этот процесс не только объективных, но и субъективных факторов, что является одной из самых фундаментальных закономерностей. Эта закономерность ведет и к разновременному возникновению государственности, т.е. процессу появления и развития государства у разных народов.
Эта возможность способствует и возникновению контактов между обществами, находящимися на разных этапах развития, прежде всего между классовыми обществами и периферией. К ним относятся торговля, военные, культурные, технологические контакты. Сюда же включаются и государственные заимствования. Но они лишь тогда выполняют свою роль, когда могут быть адаптированы обществом, когда общество уже подготовлено к восприятию тех или иных государственных заимствований и в них заинтересованы определенные социальные силы.
В этой связи в современной теории государства выдвигается и концепция первичных, вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичное государство складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста общественного производства, прежде всего земледельческого хозяйства.
В таких зонах складывались центры классообразования и государственного образования, в дальнейшем распространившие свое влияние, а с ним и отношения эксплуатации и формы ее обеспечения на окружающие их общества. В таких окружающих обществах возникали уже вторичные государства.
Процесс этот имеет важное значение, т.к. появление в каком-либо центре нового типа государства, например буржуазного или социалистического, также приводит к ускорению процессов становления аналогичных «вторичных» государств в обществах, окружающих этот центр.
Государственные заимствования, которые, конечно же, не следует абсолютизировать, могут иметь самое различное значение – от прогрессивного до регрессивного. Известны в настоящее время и такие регрессивные движения, как возвращение от государственности к первобытнообщинному строю и затем новое появление государства. Например, такой процесс имел место в Греции. Здесь во II тыс. до н.э. развилась яркая цивилизация бронзового века с очень сложной социальной культурой и высокоорганизованным государством. На рубеже II и I тыс. до н.э., в период перехода от бронзового к железному веку, здесь происходит падение этих государств и возврат к первобытному строю. Только через несколько веков начинается вновь процесс классообразования и формирования государства.
Следовательно, процесс появления государственности в жизни тех или иных народов нельзя считать прямолинейным, знает он и возвратные движения, подвержен различным субъективным, в том числе и случайностным, воздействиям. А там, где условий для организованной земледельческой деятельности было мало, там и процесс возникновения государства был существенно затруднен. Например, аборигены Австралии, насчитывающие много тысячелетий своего существования, так и не стали на путь государственного развития. Присваивающее хозяйство существует у аборигенов уже более 40 тыс. лет и стало разрушаться только в результате колонизации Австралии белыми поселенцами. Одно из объяснений феномена Австралии предложил в шутливой форме известный ученый, заметив, что «нельзя выращивать колючую траву и доить кенгуру». Иными словами, отсутствие определенных растений для селекции, отсутствие подходящих животных для одомашнивания, отсутствие водных ресурсов и другие географические условия не создали условий для перехода коренного населения Австралии к производящему хозяйству.
Таким образом, географический фактор играл определяющую роль на этапе неолитической революции в том смысле, что для перехода к производящей экономике необходимо было прежде всего наличие подходящих растений и животных, а также климатических и других природных условий.
Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии со взглядами Энгельса и Ленина на этот процесс. В основу были положены книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанная им в 1884 году, и лекция В. Ленина «О государстве», прочитанная им в 1919 году.
Наличие такого этапа эволюции теории государства и права обусловливает необходимость хотя бы вкратце остановиться на этих работах и привести современные их оценки. При этом следует избегать как огульного, конъюнктурного их осуждения и отрицания, так и захлебывающейся апологетики, которая существовала ранее.
В основу своей работы Ф. Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л.-Г. Моргана, опубликованные в 1877 году в его книге «Древнее общество». Основной заслугой Энгельса была не только систематизация взглядов Моргана и некоторых других этнографов на первобытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового, подхода к появлению частной собственности и государства. Он сделал попытку, местами весьма удачную, показать определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества – форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделения труда, собственности – на появление и развитие государства. Он сумел уловить некоторые общие процессы в развитии первобытного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев, изученных Л.-Г. Морганом, для объяснения аналогичных процессов в греческой, римской и германской истории. В частности, ценным для того времени являлось понимание разложения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества.
Вот почему и сейчас, хотя прошло уже более 100 лет со времени выхода в свет работы Ф. Энгельса, знакомство с ней полезно для каждого, кто хотел бы изучить происхождение государства.
Вместе с тем надо знать и те недостатки и даже ошибки, которые имеются в этой работе. Часть из них вытекала из ошибок Л.-Г. Моргана, на которые опирался Ф. Энгельс.
Так, сама периодизация первобытной истории имела весьма искусственный, схематичный характер, хотя некоторые догадки были подтверждены дальнейшим развитием науки в XX веке. Энгельс писал вслед за Морганом о развитии человечества через ступени дикости и варварства к цивилизации, связывая дикость с присваивающим хозяйством, варварство – с производящим, а цивилизацию – с промышленностью.
Современная периодизация, изложенная выше, хотя и подтверждает два самостоятельных способа существования человечества, отнюдь не характеризует их как дикость или варварство, а цивилизацию четко связывает именно с расцветом производящей экономики – становлением земледельческих обществ, раннеклассовых государств.
Энгельс весьма вульгарно, схематически привязал развитие первобытного общества к «решающим орудиям», характеризующим, якобы, главные эпохи: «лук и стрелы для дикости, железный меч для варварства, огнестрельное оружие для цивилизации». Но не развитие оружия – здесь налицо явное догматизированное преувеличение роли так называемых производительных сил – привело к крупнейшей в истории человечества неолитической революции, а, как было показано выше, всеобъемлющий, главным образом экологический кризис, затронувший все стороны жизни первобытного общества.
Ошибки Энгельса касаются также многих представлений о происхождении семьи, ее формах, развитии. В частности, попытка представить развитие семьи в связи с появлением частной собственности как процесс, идущий от матриархата к патриархату, оказалась ошибочной, т.к. матрилинейные и па-трилинейные связи вовсе не замкнуты на зарождающуюся частную собственность. Убедительно доказано, что у многих народов не только патриархальные формы семьи сменяют матриархальные, но имеют место и прямо противоположные процессы. Могут также одновременно существовать и те и другие формы, и факторы, их определяющие, имеют демографический, культовый, а подчас и субъективный характер. Еще одна ошибка связана с семьей «пуналуа». Дело в том, что не существовало никогда такой формы семьи, как «пуналуа» (сведения о ней Морган подчеркнул из россказней полинезийских миссионеров). Допущены были Энгельсом ошибки и в конструировании группового брака – и Морганом, и им не было понято значение классификационного родства. Имеется и ряд других ошибок.
Но главная, заключается в том, что уникальным процессом возникновения государственности у греков и римлян – разложению родового строя и появлению рабовладения – было придано универсальное значение и рабовладельческое государство было признано первичной формой государства, имеющей всеобщий характер.
В работе Энгельса были сделаны также ошибочные выводы о природе государства – от силы, стоящей над классом, примиряющей их, до машины, созданной господствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса, – а также выводы о его судьбе. Утверждалось, что поскольку государства не было при первобытном коммунизме, постольку оно будет отправлено в музей, когда установится коммунистическое общество.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права»