Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:19, контрольная работа
Задание 1. Теории происхождения государства и права
Задание 2. Гражданское общество
Задание 3. Норма права
Задание 4. Элементы структуры нормы права в ст. 331 ГК РФ.
Задание 5. Толкование норм права
Задание 6. Мнение римского философа
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
(кафедра)
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
(дисциплина)
Вариант_______
Письменное контрольное
задание
для студентов дистанционного обучения
Студент |
Феоктистова Татьяна Валерьевна___ |
Группа |
11408_________________________ |
Дата |
16.04.2012____________________ |
Преподаватель |
Красняков Николай Иванович_____ |
|
|
Новосибирск 2012
Оглавление:
Задание 1. Теории происхождения
государства и права_________________________
Задание 2. Гражданское общество______________________
Задание 3. Норма права_________________________
Задание 4. Элементы структуры нормы права в ст. 331 ГК РФ._____________________11
Задание 5. Толкование норм права.________________________
Задание 6. Мнение римского философа._____________________
Список литературы.___________________
Задание 1. Теории происхождения государства и права.
В современной юридической науке принято классифицировать все теории происхождения государства и права на две большие группы: органические (объясняющие возникновение государства внутренними причинами – патриархальная, договорная, социально- экономическая и др.) и неорганические (объясняющие процесс происхождения государства внешними факторами: завоеванием, волей бога и т.д.)
Название теории |
Авторы и время выдвижения |
Сущность теории |
«Слабые места» теории |
Теологическая (божественная) |
Возникла из первоначальных религиозно мифологических представлений (1225-1274) Фома Аквинский |
Если мир сотворил бог, то и государство и право имеют право на божественное происхождение |
Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется (санкционируется) Богом. |
Патриархальная |
Аристотель (384-322 г. до н.э.) |
Государство –это разросшаяся семья опекающее своих подданных как отец своих детей. Власть монарха, государя для народа как власть отца в семье |
Патриархальную и теологическую объединяет идея подчинения государственной власти |
Договорная теория |
Возникла в древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий) возрождена в период кризиса феодализма. Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. (17-18 в.в.) |
Рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли, идея «естественного права», т.е. наличие у каждого неотъемлемых естественных прав |
В процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушая порядок, возникает насилие |
Органическая теория |
Возникла в 19 веке, Г. Спенсер, Блюнчи, Вормс, Прейс, Платон (428-348 г. до н.э.) |
Государство возникает как результат эволюции животного мира от низшего, к высшему, государство как единый организм |
То, что есть организм или личность, не есть общество, так же как и общество, никогда не может быть организмом или личностью. |
Теория насилия |
Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К.Каутского |
Государство есть результата насилия, вражды, завоевание одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права |
Пример возникновения государства в результате насилия (завоевания) Золотая орда, однако многие государства и правовые системы создавались ненасильственным путем |
Психологическая |
Г. Тард, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, возникла в 19 веке |
Сводит причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей к биопсихическим инстинктам. Суть теории в психологической потребности человека жить в рамках организованного общества |
Свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей, однако сама психика формируется под влиянием экономических, социальных и иных внешних условий |
Расовая теория |
Появилась в эпоху рабовладения, основатель Ж. Гобино (1816-1882), Ф. Ницше |
Исходит из тезиса о делении людей на высшие и низшие расы |
Важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем считала войну, которая, по мнению Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. |
Учение Гегеля |
Г.В. Гегель (1770-1831) |
Государство не служит, а господствует, оно есть высшая форма реализации нравственности |
Государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, подлинный культ государства, полностью подчиняющий человека |
Материалистическая (марксистская) |
К. Марск, Ф. Энгельс, первым выдвинул эту теорию Л. Морган |
Государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов |
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологический, биологический, нравственный, этнический и другие факторы, обусловившие формирование общества и возникновение государства. |
Задание 2. Структура гражданского общества.
Современное определение гражданского общества - сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В процессе гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин, однако необходимо наличие и других предпосылок.
Предпосылки гражданского
общества: - экономические (частная собственность,
многоукладная экономика, свободный рынок
и конкуренция и др.)
Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (16-17 вв.) произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (18 конец 19 вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наиболее развитых государствах Европы и США виде капитализма и свободной конкуренции. На третьем этапе (20 век) происходят значительные изменения в социальной структуре общества (превращение социального класса в основную социальную группу) в том числе становление правового социального государства. Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации для удовлетворения своих основных потребностей. На втором- потребности в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институту как семья, СМИ, творческие союзы. Третий уровень составляют политико-культурные отношения, реализующие потребности в политической деятельности.
Для более полной характеристики ГО необходимо определит его структуру, т.е. выявить элементы, из которых оно состоит. Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом общества является индивидуум с его естественными потребностями интересами, которые внешне выражены в юридических правах и обязанностях. Элементами ГО являются различные общности и объединения людей и отношения между ними. Существуют различные подходы к характеристике и выделению структурных элементов ГО. Эпицентром многообразных связей выступает гражданин, а упорядочивающим и связующим фактором служит право. В.Д. Перевалов в качестве структурных элементов выделяет пять основных систем. Структура гражданского общества: - экономическая система – совокупность экономических институтов и отношений, формирующих материальную основу жизни общества.
-политическая система
– идеология и практика
-социальная система – совокупность социальных групп, классов, этносов, конфессий, наций, народностей и взаимоотношений между ними
-информационно-культурная
система – совокупность
-духовно-религиозная система
– представленная
Иную структуризацию осуществляют В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик они выделяют следующие элементы ГО: добровольно спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей; совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений; производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики; СМИ.
Основная ценность гражданского общества это человек, его права и свободы. Сегодня существует два основных подхода к понятию гражданского общества, в соответствии с которыми оно понимается как: форма существования рыночно-демократического общества, комплекс общественных отношений, противопоставленных государству, то есть все то, что не есть собственно государство, власть, политика, бюрократия. Отсюда можно дать следующее определение гражданского общества - совокупность внегосударственных и внеполитических отношений, имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие комплекса существенных признаков. Гражданское общество – это: сообщество свободных индивидов, открытое социальное образование, сложноструктурированная плюралистическая система, саморазвивающаяся и саморазвивающаяся система, правовое демократическое общество. Исходя из признаков ГО, можно выделить принципы и условия его формирования и жизнедеятельности: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловные признания и защита естественных прав человека и гражданина; легитимность и демократических характер власти; равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, независимость СМИ; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный образ жизни людей. У граждан и государства в гражданском обществе существуют взаимные обязанности. Обязанности государства сводятся к охране правопорядка, борьбе с преступностью, создания нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. К обязанностям граждан относятся: законопослушание, уплата законно установленных налогов и сборов, соблюдение прав, свобод и законных интересов других лиц, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию, забота о природной среде, забота о сохранении культурного наследия, сбережение памятников истории, культуры, религии, защита Отечества, забота о детях и нетрудоспособных родителях.
Признаки, которые присущи гражданскому обществу: 1. Это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция; Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека; В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека; В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов; В-пятых, «открытость» гражданского общества.
Особенности становления гражданского общества в России связаны непосредственным образом с ее историческим развитием. Известно, что процесс становления гражданского общества охватывает века и связан в немалой степени с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления. Коренных перемен в этом вопросе не произошло и в период социалистического развития. В постсоветский период на передний план выдвигается стихийная форма. Ставка здесь сделана на разрушение до основания прежних устоев жизни, на противопоставление государственной сфере общественных формирований. Стихийная и сознательная формы просто-напросто поменялись местами. Границы государственного регулирования оказались сдвинутыми и размытыми. Это привело к крайне негативным последствиям. Национальный доход в России с 1991 по 1993 гг. уменьшился на 40%. Сокращается численность населения. Не спасают положения, широко разрекламированные гласность, многопартийность, идеологический плюрализм. Гражданская, или скорее социальная активность строго контролировалась советским государством. В середине 1960-х годов прошлого века появились диссиденты – предшественники нынешних гражданских активистов. Сперва, медленно, потом всё стремительнее советское общество при Горбачёве как бы взрывалось. Появилось огромное количество не контролируемых и не созданных государством объединений. Уже осенью 1990 г. газета «Правда» насчитывала более 11 000 независимых от государства организаций. Еще до распада СССР многие гражданские активисты выполняли посреднические функции между государством и обществом. Многие активисты на выборах 1989 г. даже были избраны депутатами Верховного Совета или получили должности в правительстве. Многочисленная группа первых неполитических организаций поддержала Бориса Ельцина, «поставив», таким образом, на демократически ориентированную часть советской номенклатуры. Но этот союз оказался очень непрочным. Практически ему положили конец три события: конституционное противостояние осенью 1993 г., первая чеченская война и президентские выборы 1996 г. (выборы на короткое время сплотили указанные силы, но впоследствии разобщили их окончательно). По сравнению с политикой в деятельности НПО зазор между нравственным императивом и противостоящими ему компромиссами в духе реальной политики значительно меньше. Влияние НПО основывается не на должностях, за которыми стоит государственная власть, а преимущественно на доброй репутации в широких кругах общественности, на доверии, которым они пользуются, то есть на том, что очень трудно приобрести и так легко потерять. До самого конца президентства Ельцина отношения между государством и НПО были отмечены взаимным игнорированием. До вступления Владимира Путина в должность президента российским НПО по большей части удалось избавиться от государственного давления. Пожалуй, их влияние на государство было даже больше, нежели наоборот. Сразу же после вступления Путина в должность была предпринята первая попытка включить НПО в силовую схему. Несмотря на многие свои недостатки, несмотря на то, что российское гражданское общество не пустило глубоких корней в населении и в общественном сознании, оно проявило немалую способность к сопротивлению. После смены власти на Украине зимой 2004-2005 гг. отношения между Кремлем и НПО резко ухудшились. Прямыми следствиями этого стали учреждение в начале 2006 г. контролируемой государством, так называемой Общественной палаты и новый закон о деятельности НПО, вступивший в силу в апреле 2006 г. Растущий контроль политической сферы, в особенности партийной системы и практически полное отсутствие не контролируемого Кремлем политического пространства навязали российским НПО роль суррогатов политических партий. Нередко они вынуждены были играть роль и оппозиции, и коммуникативного канала между политической элитой и обществом, а также выразителей определенных интересов. Деятельность в рамках гражданского общества сегодня, как показывают результаты соответствующих опросов, в России не особо престижна. Вместе с тем у людей растет пока скорее смутное недовольство затянувшимися реформами, коррупцией и чиновничьим произволом, идущим рука в руку с кремлевской монополией на власть. Вследствие экономического кризиса проблемы, связанные с политической системой, становятся зримее, ощутимее, на что президент Медведев реагирует при помощи обновленного варианта модернизационной риторики, сравнимой с риторикой прежнего президента Путина. Во многих областях возникают новые, до сих в России по большей части мало известные формы активности гражданского общества. Автовладельцы протестуют против произвола ГИБДД, жители – против спекуляций с недвижимостью, все более плотной застройки и без того перенасыщенных городов или, как недавно в Химках, против вырубки ближнего леса, служившего местом отдыха. Однако большинство людей, если и готовы проявить активность, то лишь в том, что касается их лично, иначе говоря, при более-менее прямом вмешательстве в их частную сферу. Обеспокоенность правами, которую выказали участники демонстраций, проведенных в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу демонстраций, подозрительна. Тем не менее, к середине президентского срока Медведева и в НПО царит на редкость неспокойное настроение и господствует точка зрения, что многое переменится.
Задание 3. Норма права, понятие, виды.
Норма права - установленное государством общеобязательное правило общественного поведения. Норма права, как и всё право в целом, направлена на развитие определённых общественных отношений в интересах правящего класса. В норме права указываются условия её исполнения, субъекты регулируемых ею отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкция за неисполнение установленной обязанности. Норма права состоит из 3 частей: гипотеза, где излагаются условия, при которых следует руководствоваться данной нормой; диспозиция, где указаны права и обязанности участников отношений, возникающие при обстоятельствах, предусмотренных в гипотезе; санкция, где определены последствия, которые должны наступить для лиц, нарушивших предписания данной нормы. В статьях уголовных законов в норме права обычно различают 2 части: диспозиция и санкция. Нормы права классифицируются по юридической силе в зависимости от органов, их издающих (закон, указ и т.п.), по объекту, который они регулируют (отсюда деление — право государственное, гражданское, финансовое и т.д.), по пределам их действия во времени и пространстве и т.д.
Виды правовых норм. Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько классификаций правовых норм.
1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п. Правовые нормы существуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходными нормами и в совокупности регулируют однородные общественные отношения.
2. По юридической силе все юридические нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции (их иногда выделяют в отдельную группу).
3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).
4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"