Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Теории происхождения государства и права
Задание 2. Гражданское общество
Задание 3. Норма права
Задание 4. Элементы структуры нормы права в ст. 331 ГК РФ.
Задание 5. Толкование норм права
Задание 6. Мнение римского философа

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document (3).docx

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение                                      высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

(кафедра)

 

 

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

(дисциплина)

Вариант_______

 

Письменное контрольное задание  
для студентов  дистанционного обучения

 

 

 

 

Студент

Феоктистова Татьяна Валерьевна___

Группа

11408_____________________________

Дата

16.04.2012_________________________

   
   

Преподаватель 

Красняков Николай Иванович_____

                                                                                                                                                                   

 
 
   
   

 

 

 

 

 

 

Новосибирск   2012

 

Оглавление:

Задание 1. Теории происхождения государства и права___________________________3-5

Задание 2. Гражданское общество_____________________________________________5-9

Задание 3. Норма права_____________________________________________________9-11

Задание 4. Элементы структуры нормы права в ст. 331 ГК РФ._____________________11

Задание 5. Толкование норм права.__________________________________________11-13

Задание 6. Мнение римского философа._________________________________________13

Список литературы.__________________________________________________________14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.  Теории происхождения государства и права.

В современной юридической науке принято классифицировать все теории происхождения государства и права на две большие группы: органические (объясняющие возникновение государства внутренними причинами – патриархальная, договорная, социально-    экономическая и др.) и неорганические (объясняющие процесс происхождения государства внешними факторами: завоеванием, волей бога и т.д.)

Название теории

Авторы и время выдвижения

Сущность теории

«Слабые места» теории

Теологическая (божественная)

Возникла из первоначальных религиозно мифологических представлений (1225-1274) Фома Аквинский

Если мир сотворил бог, то и государство и право имеют право на божественное происхождение

Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется (санкционируется) Богом.

Патриархальная

Аристотель (384-322 г. до н.э.)

Государство –это разросшаяся семья опекающее своих подданных как отец своих детей. Власть монарха, государя для народа как власть отца в семье

Патриархальную и теологическую объединяет идея подчинения государственной власти

Договорная теория

Возникла в древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий) возрождена в период кризиса феодализма. Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. (17-18 в.в.)

Рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли, идея «естественного права», т.е. наличие у каждого неотъемлемых естественных прав

В процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушая порядок, возникает насилие

Органическая теория

Возникла в 19 веке, Г. Спенсер, Блюнчи, Вормс, Прейс, Платон (428-348 г. до н.э.)

Государство возникает как результат эволюции животного мира от низшего, к высшему, государство как единый организм

То, что есть организм или личность, не есть общество, так же как и общество, никогда не может быть организмом или личностью.

Теория насилия

Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К.Каутского

Государство есть результата насилия, вражды, завоевание одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права

Пример возникновения государства в результате насилия (завоевания) Золотая орда, однако многие государства и правовые системы создавались ненасильственным путем

Психологическая

Г. Тард, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, возникла в 19 веке

Сводит причины возникновения государства и права  к тем или иным свойствам психики людей к биопсихическим инстинктам. Суть теории в психологической потребности человека жить в рамках организованного общества

Свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей, однако сама психика формируется под влиянием экономических, социальных и иных внешних условий

Расовая теория

Появилась в эпоху рабовладения, основатель Ж. Гобино (1816-1882), Ф. Ницше

Исходит из тезиса о делении людей на высшие и низшие расы

Важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем считала войну, которая, по мнению Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства.

Учение Гегеля

Г.В. Гегель (1770-1831)

Государство не служит, а господствует, оно есть высшая форма реализации нравственности

Государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, подлинный культ государства, полностью подчиняющий человека

Материалистическая (марксистская)

К. Марск, Ф. Энгельс, первым выдвинул эту теорию Л. Морган

Государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологический, биологический, нравственный, этнический и другие факторы, обусловившие формирование общества и возникновение государства.


 

Задание 2. Структура гражданского общества.

Современное определение гражданского общества - сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В процессе гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин, однако необходимо наличие и других предпосылок.

Предпосылки гражданского общества: - экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция и др.)                                         -социальные (большой удельный вес в обществе средних классов)                                          -политико-правовые (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм)                            -культурные (обеспечение права человека на информацию, высоких образовательный уровень населения, свобода совести и др.)

Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (16-17 вв.) произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (18 конец 19 вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наиболее развитых государствах Европы и США виде капитализма и свободной конкуренции. На третьем этапе (20 век) происходят значительные изменения в социальной структуре общества (превращение социального класса в основную социальную группу) в том числе становление правового социального государства. Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации для удовлетворения своих основных потребностей. На втором- потребности в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институту как семья, СМИ, творческие союзы. Третий уровень составляют политико-культурные отношения, реализующие потребности в политической деятельности.

Для более полной характеристики ГО необходимо определит его структуру, т.е. выявить элементы, из которых оно состоит. Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом общества является индивидуум с его естественными потребностями интересами, которые внешне выражены в юридических правах и обязанностях. Элементами ГО являются различные общности и объединения людей и отношения между ними. Существуют различные подходы к характеристике и выделению структурных элементов ГО. Эпицентром многообразных связей выступает гражданин, а упорядочивающим и связующим фактором служит право.  В.Д. Перевалов в качестве структурных элементов выделяет пять основных систем.     Структура гражданского общества: - экономическая система – совокупность экономических институтов и отношений, формирующих материальную основу жизни общества.

-политическая система  – идеология и практика взаимодействия  участников политического процесса  в рамках своих полномочий  и возможностей.

-социальная система –  совокупность социальных групп, классов, этносов, конфессий, наций, народностей  и взаимоотношений между ними

-информационно-культурная  система – совокупность институтов, осуществляющих информационную, культурно-просветительскую  деятельность в обществе.

-духовно-религиозная система  – представленная христианством  и другими конфессиями, а так  же конкретно-исторические условия  формирования общества и государства.

Иную структуризацию осуществляют В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик они выделяют следующие элементы ГО: добровольно спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей; совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений; производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики; СМИ.

Основная ценность гражданского общества это человек, его права и свободы. Сегодня существует два основных подхода к понятию гражданского общества, в соответствии с которыми оно понимается как: форма существования рыночно-демократического общества, комплекс общественных отношений, противопоставленных государству, то есть все то, что не есть собственно государство, власть, политика, бюрократия. Отсюда можно дать следующее определение гражданского общества - совокупность внегосударственных и внеполитических отношений, имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие комплекса существенных признаков. Гражданское общество – это: сообщество свободных индивидов, открытое социальное образование, сложноструктурированная плюралистическая система, саморазвивающаяся и саморазвивающаяся система, правовое демократическое общество. Исходя из признаков ГО, можно выделить принципы и условия его формирования и жизнедеятельности: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловные признания и защита естественных прав человека и гражданина; легитимность и демократических характер власти; равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, независимость СМИ; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный образ жизни людей. У граждан и государства в гражданском обществе существуют взаимные обязанности. Обязанности государства сводятся к охране правопорядка, борьбе с преступностью, создания нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. К обязанностям граждан относятся: законопослушание, уплата законно установленных налогов и сборов, соблюдение прав, свобод и законных интересов других лиц, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию, забота о природной среде, забота о сохранении культурного наследия, сбережение памятников истории, культуры, религии, защита Отечества, забота о детях и нетрудоспособных родителях.

Признаки, которые присущи гражданскому обществу: 1. Это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция; Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека; В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека; В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов; В-пятых, «открытость» гражданского общества.

 Особенности становления гражданского общества в России связаны непосредственным образом с ее историческим развитием. Известно, что процесс становления гражданского общества охватывает века и связан в немалой степени с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления. Коренных перемен в этом вопросе не произошло и в период социалистического развития. В постсоветский период  на передний план выдвигается стихийная форма. Ставка здесь сделана на разрушение до основания прежних устоев жизни, на противопоставление государственной сфере общественных формирований. Стихийная и сознательная формы просто-напросто поменялись местами. Границы государственного регулирования оказались сдвинутыми и размытыми. Это привело к крайне негативным последствиям. Национальный доход в России с 1991 по 1993 гг. уменьшился на 40%. Сокращается численность населения. Не спасают положения, широко разрекламированные гласность, многопартийность, идеологический плюрализм. Гражданская, или скорее социальная активность строго контролировалась советским государством. В середине 1960-х годов прошлого века появились диссиденты – предшественники нынешних гражданских активистов. Сперва, медленно, потом всё стремительнее советское общество при Горбачёве как бы взрывалось. Появилось огромное количество не контролируемых и не созданных государством объединений. Уже осенью 1990 г. газета «Правда» насчитывала более 11 000 независимых от государства организаций. Еще до распада СССР многие гражданские активисты выполняли посреднические функции между государством и обществом. Многие активисты на выборах 1989 г. даже были избраны депутатами Верховного Совета или получили должности в правительстве. Многочисленная группа первых неполитических организаций поддержала Бориса Ельцина, «поставив», таким образом, на демократически ориентированную часть советской номенклатуры. Но этот союз оказался очень непрочным. Практически ему положили конец три события: конституционное противостояние осенью 1993 г., первая чеченская война и президентские выборы 1996 г. (выборы на короткое время сплотили указанные силы, но впоследствии разобщили их окончательно). По сравнению с политикой в деятельности НПО зазор между нравственным императивом и противостоящими ему компромиссами в духе реальной политики значительно меньше. Влияние НПО основывается не на должностях, за которыми стоит государственная власть, а преимущественно на доброй репутации в широких кругах общественности, на доверии, которым они пользуются, то есть на том, что очень трудно приобрести и так легко потерять. До самого конца президентства Ельцина отношения между государством и НПО были отмечены взаимным игнорированием. До вступления Владимира Путина в должность президента российским НПО по большей части удалось избавиться от государственного давления. Пожалуй, их влияние на государство было даже больше, нежели наоборот. Сразу же после вступления Путина в должность была предпринята первая попытка включить НПО в силовую схему. Несмотря на многие свои недостатки, несмотря на то, что российское гражданское общество не пустило глубоких корней в населении и в общественном сознании, оно проявило немалую способность к сопротивлению. После смены власти на Украине зимой 2004-2005 гг. отношения между Кремлем и НПО резко ухудшились. Прямыми следствиями этого стали учреждение в начале 2006 г. контролируемой государством,  так называемой Общественной палаты и новый закон о деятельности НПО, вступивший в силу в апреле 2006 г. Растущий контроль политической сферы, в особенности партийной системы и практически полное отсутствие не контролируемого Кремлем политического пространства навязали российским НПО роль суррогатов политических партий. Нередко они вынуждены были играть роль и оппозиции, и коммуникативного канала между политической элитой и обществом, а также выразителей определенных интересов. Деятельность в рамках гражданского общества сегодня, как показывают результаты соответствующих опросов, в России не особо престижна. Вместе с тем у людей растет пока скорее смутное недовольство затянувшимися реформами, коррупцией и чиновничьим произволом, идущим рука в руку с кремлевской монополией на власть. Вследствие экономического кризиса проблемы, связанные с политической системой, становятся зримее, ощутимее, на что президент Медведев реагирует при помощи обновленного варианта модернизационной риторики, сравнимой с риторикой прежнего президента Путина. Во многих областях возникают новые, до сих в России по большей части мало известные формы активности гражданского общества. Автовладельцы протестуют против произвола ГИБДД, жители – против спекуляций с недвижимостью, все более плотной застройки и без того перенасыщенных городов или, как недавно в Химках, против вырубки ближнего леса, служившего местом отдыха. Однако большинство людей, если и готовы проявить активность, то лишь в том, что касается их лично, иначе говоря, при более-менее прямом вмешательстве в их частную сферу. Обеспокоенность правами, которую выказали участники демонстраций, проведенных в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу демонстраций, подозрительна. Тем не менее, к середине президентского срока Медведева и в НПО царит на редкость неспокойное настроение и господствует точка зрения, что многое переменится.

Задание 3. Норма права, понятие, виды.

Норма права - установленное государством общеобязательное правило общественного поведения. Норма права, как и всё право в целом, направлена на развитие определённых общественных отношений в интересах правящего класса. В норме права указываются условия её исполнения, субъекты регулируемых ею отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкция за неисполнение установленной обязанности. Норма права состоит из 3 частей: гипотеза, где излагаются условия, при которых следует руководствоваться данной нормой; диспозиция, где указаны права и обязанности участников отношений, возникающие при обстоятельствах, предусмотренных в гипотезе; санкция, где определены последствия, которые должны наступить для лиц, нарушивших предписания данной нормы. В статьях уголовных законов в норме права обычно различают 2 части: диспозиция  и санкция. Нормы права классифицируются по юридической силе в зависимости от органов, их издающих (закон, указ и т.п.), по объекту, который они регулируют (отсюда деление — право государственное, гражданское, финансовое и т.д.), по пределам их действия во времени и пространстве и т.д.

Виды правовых норм. Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько классификаций правовых норм.

1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п. Правовые нормы существуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходными нормами и в совокупности регулируют однородные общественные отношения.

2. По юридической силе все юридические нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции (их иногда выделяют в отдельную группу).

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"