Контрольная работа по "Государственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Становление института прав и свобод человека на примере Всеобщей декларации прав и свобод человека и Конституции Российской Федерации.
Дайте толкование ст. 49 Конституции Российской Федерации, используя грамматический способ.

Файлы: 1 файл

Гос право.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Пересмотр судебных постановлений  в надзорном порядке традиционно  рассматривался в качестве исключительной стадии гражданского процесса, поскольку  ранее лишь определенные законом  должностные лица были наделены правом принесения протеста в порядке надзора. В настоящее время ГПК РФ изменил  процедуру возбуждения дела для  пересмотра судебного постановления, вступившего в законную силу, в  порядке надзора, значительно упростив ее и приблизив к лицам, участвующим  в деле. Теперь исключительность данной стадии процесса может быть связана  лишь с тем, что пересмотру подвергаются уже вступившие в законную силу судебные постановления.

 

В советский  период стадия производства в надзорной  инстанции имела экстраординарный, редкостный харaктер, индивидуальности которой могли свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов учaстников гражданского судопроизводства. Последнее вошло в противоречие с нормами междунaродного права (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), Конституции РФ (например, ст. 46) и европейскими правовыми стандартaми, поддерживaемыми в решениях Европейского суда по правaм человека. В связи с этим нaдзорное производство в ГПК РФ претерпело существенные изменения. Только, это коснулось круга субъектов, владеющих правом возбуждения надзорного производства, порядка производства и сроков рассмотрения дела в надзорной инстанции. При этом надзорное производство остается специфической стадией российского гражданского процесса, так как в подавляющем большинстве зарубежных стран движение дела ограничивается классическими стадиями пересмотра судебных актов - апелляцией и кассацией. При рассмотрении дела суд в порядке надзора реализует две задaчи:

  • устранение судебных ошибок;
  • формирование судебной практики в целях единообразного и правильного применения нижестоящими судами материального и процессуального законодательства.

Стадию надзорного производства по ГПК в силу закрепления  в законе специфики процессуальных сроков, субъектного состава (активных участников), процессуальных действий можно разделить на три шага:

  • подача надзорной жалобы или представления прокурора (ст. ст. 376 - 378 ГПК) и разрешение вопроса судьей надзорной инстанции о ее возвращении без рассмотрения по существу (ст. 379.1 ГПК) либо о ее принятии для изучения;
  • изучение поступившей надзорной жалобы или представления прокурора (ст. ст. 380.1 - 385 ГПК) в целях выявления возможности передачи ее с делом в судебное заседание суда надзорной инстанции. На данном этапе соответствующим судьей (ст. 380.1 ГПК) разрешаются также вопросы о необходимости истребования дела из соответствующей нижестоящей судебной инстанции и о приостaновлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК);
  • рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора с делом в судебном заседании суда надзорной инстанции (ст. 386 ГПК).

 В ч. 1 комментируемой  статьи содержатся указания на  объект обжалования в порядке  надзора и на круг субъектов,  обладающих правом принесения  надзорной жалобы (представления).

Следовательно, Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П ч. 1 ст. 376 ГПК признaна не противоречащей Конституции РФ, поскольку предусмотренное ею право обжалования вступивших в законную силу судебных постaновлений в суд надзорной инстанции выступает в кaчестве дополнительной гарaнтии обеспечения правосудности судебных постановлений, если исчерпaны все имеющиеся возможности их проверки в обычных (ординарных) судебных процедурах СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 932.

Вступившие в законную силу судебные постановления, являются oбъектом обжалования в порядке надзора, в отличие от стадий апелляции и кассации и за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ. Перечень судебных постановлений закреплен в ч. 1 ст. 13 ГПК, а также содержится в ч. 2 ст. 377 ГПК.

Конституционный Суд Российской Федерации  указал, что ст. 376 и 377 ГПК объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу, либо промежуточные определения суда по вопросам, имеющим значение для движения дела (Определение от 20 октября 2005 г. N 351-0).

В качестве субъектов, обладающих правом принесения надзорной  жалобы, могут выступать:

  1. лица, которые участвуют в этом деле. Перечень лиц, участвующих в деле, содержится в ст. 34 ГПК. Кроме этого, к ним относятся правопреемники указанных лиц (см. ст. 44 ГПК и комментарий к ней) и представители, обладающие таким правом в силу закона или на основании доверенности;
  2. другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Это правило впервые введено ГПК РФ и соотносится с безусловным основанием для отмены судебного постановления, если судом разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (см., п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК).

Определения понятия "другие лица" действующий  ГПК не содержит, однако показывает, что:

 а) эти  лица обладaют процессуальной правоспособностью и дееспособностью, несмотря на то, что не привлекались к участию в деле;

 б) из  содержания документов, прилагаемых  ими к надзорной жалобе, выходит нарушение обжалуемым судебным актом их прав и законных интересов;

 в) защита  указанных нарушенных прав и  интересов подведомственна судам  общей юрисдикции.

В противном  случае должны наступить последствия, указанные в ст. 379.1 ГПК, - возвращение надзорной жалобы (представления), однако у "другого лица" остается право на подачу самостоятельного иска или заявления, так как принятые судебные акты в отношении его прав и обязанностей не будут обладать свойством преюдициальности;

 Прокурор, который хоть и входит в число лиц, участвующих в деле, но правом на принесение представления в суд надзорной инстанции обладает при выполнении условий, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи и ч. 4 ст. 377 ГПК;

 Председатель  Верховного Суда РФ или его  заместитель, который имеет право  внести в Президиум Верховного  Суда РФ представление о пересмотре  судебных постановлений в порядке  надзора только при следующих ситуациях:

  • при наличии жалобы заинтересованных лиц или представления прокурора, поданных в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу;
  • если обжалуемые судебные распоряжения нарушают права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные общественные интересы, или были приняты с нарушением правил подведомственности или подсудности. При этом Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление (см. комментарий кет. 389 ГПК).
  • правом обжалования в порядке надзора не обладает судья областного и приравненных к нему судов, участвующий в рассмотрении дела, а также председатель городского (районного) суда, не согласный с определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. // ВВС РФ. 2004. N7. .

В ч. 2 статьи установлен шестимесячный срок, ограничивающий право на подачу надзорной жалобы (представления) в суд надзорной инстанции. Начало течения этого срока определяется моментом вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу (см. комментарий к ст. ст. 199, 209, 224 ГПК).

Данный срок не является пресекательным и может быть восстановлен в соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК, при этом заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного ч. 2 комментируемой статьи, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции (см. комментарий кет. 112 ГПК).

Кроме этого, при исчислении срока, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции (письмо Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 г. N 52-код-2004).

В случае выявления  пропуска указанного шестимесячного срока  на этом этапе принятия надзорной жалобы (представления) либо на шаге рассмотрения истребованного дела жалоба (представление) сообразно ст. 379.1 ГПК подлежит возвращению заявителю без рассмотрения по существу с указанием обстоятельств возврата. Если дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, то надзорной инстанции следует оставить дело без рассмотрения по существу (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г.) БВСРФ. 2005. N7..

Конституционный Суд РФ в Определении от 20 октября 2005 г. N 351-0 также указал на то, что  ч. 2 ст. 376 ГПК должна применяться  в системной связи с вышеуказанными судебными актами Верховного Суда РФ и ст. ст. 381, 382 ГПК.

Одним из важных нововведений ч. 2 ст. 376 ГПК является взаимозависимость права на подачу надзорной жалобы не только с соблюдением шестимесячного срока, но и с тем, что заинтересованными лицами должны быть осуществлены  другие установленные действующим ГПК способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу. Таким образом, заинтересованное лицо приобретает преимущества на подачу надзорной жалобы (представления) лишь при условии реального использования собственного соответствующего права на апелляционное или кассационное обжалование судебного акта. В противном случае надзорная жалоба либо представление, должна быть возвращена по п. 2 ч. 1 ст. 379.1 ГПК как поданная лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции.

В ч. 3 комментируемой статьи оговариваются условия, при  которых прокурор вправе обратиться в суд надзорной инстанции с представлением.

 Главное условие - это участие прокурора в рaссмотрении дела, т.е. участие органов прокурaтуры в предыдущих судебных инстанциях - первой, апелляционной, кассационной. Причем не важно, возбуждaлось ли дело путем обращения с иском (заявлением) прокурора в суд либо он привлекался в уже начaтый другими лицами граждaнский процесс на основании определения суда. Пунктом 19 Постановления Пленумa Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" БВСРФ. 2003. N3. разъяснено, что прокурор вправе принести представление в суд второй и надзорной инстанции на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331, ст. 336, ч. 1 ст. 371, ч. 3 ст. 376 ГПК).

Правом на подaчу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, учaствующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстaнции см.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. // ВВС РФ. 2005. N 4;

информационное  письмо Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах учaстия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Граждaнского процессуального кодекса Российской Федерации".

Уровень должностных  лиц органов прокуратуры, обладающих правом принесения предстaвления в тот или иной суд надзорной инстанции, закреплен в ч. 4 ст. 377 ГПК.

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Законодательные  акты. http://www.gov.ru/main/konst/konst12.html
  2. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. / Учебник.- Питер, 2003- 576 с.
  3. Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России. /Учебник. – Питер, 2009 – 124 с.
  4. Комментарии к законам http://cmza.ru/grazhdansko-protsessualnyiy-kodeks/statya-376.-pravo-na-obraschenie-v-sud-nadzornoy-instantsii.html
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Издательство БЕК, 1994, стр.53.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. Яз., 1987.
  7. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004.
  8. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2003. Глава 42.
  9. Права человека (Human rights) – это понятие прав человека, конституционные права и свободы. Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы http://forexaw.com/TERMs/Society/Laws/l434

 

 

 

 

 

1 Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России. /Учебник. – Питер. 2009. 46с.

2 Права человека (Human rights) – это Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы http://forexaw.com/TERMs/Society/Laws/l434

 

3 Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. / Учебник.- Питер, 2003- 408 с.

4 Конституция Российской Федерации. Законодательные акты. http://www.gov.ru/main/konst/konst12.html


Информация о работе Контрольная работа по "Государственное право"