Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:43, контрольная работа
Золотая булла 1356г., изданная императором Карлом IV, определила состав коллегии курфюрстов из семи крупнейших феодалов (четырех светских и трех духовных), которые получили право избирать императора. На практике в избрании и смещении германских императоров активно участвовал и папа римский. Золотая булла установила, что коллегия курфюрстов вместе с императором будет решать важнейшие дела империи, для чего ежегодно должен созываться съезд курфюрстов. Курфюрсты признавались равными императору и пользовались одинаковой с ним “священностью и неприкосновенностью”.
1. В 1519г. испанский король Карл I Габсбург стал императором ”Священной Римской империи германской нации” под именем Карла V. На основании какого закона и какой процедуры он мог быть провозглашен императором? Какие обязательства принимал на себя император при вступлении на престол? Какое законодательство связано с именем Карла V?
2. Сопоставьте французские ”Декларации прав человека и гражданина” 1789 и 1793 годов. Разберите содержание статей, раскрывающих общие и отличительные черты этих деклараций.
3. Разберите статьи, характеризующие ограничения в правах, установленных для членов организаций ”Коммунистического действия” и ”Коммунистического фронта” по антикоммунистическим законам 1950 и 1954 гг. в США. Соответствуют или нет эти ограничения положениям Конституции США? Если не соответствуют, то каким конкретно?
Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран.
Вопросы:
Вопрос № 1.
В 962 г., захватив часть Италии, король Оттон I провозгласил себя императором – преемником римских цезарей. Позже разросшееся зa счет чужих тeppитоpий германское государство стало называться Священной Puмской импеpueй германской нации. Оттон I, получив титул императора, добился права назначения себе преемника, утверждаемого на выборах.
Золотая булла 1356г., изданная императором Карлом IV, определила состав коллегии курфюрстов из семи крупнейших феодалов (четырех светских и трех духовных), которые получили право избирать императора. На практике в избрании и смещении германских императоров активно участвовал и папа римский. Золотая булла установила, что коллегия курфюрстов вместе с императором будет решать важнейшие дела империи, для чего ежегодно должен созываться съезд курфюрстов. Курфюрсты признавались равными императору и пользовались одинаковой с ним “священностью и неприкосновенностью”. Только курфюрсты могли занимать высшие государственные должности, имели право суда над императором и право его смещения. После принятия Золотой буллы сложился обычай, согласно которому император, вступая на престол, принимал условия, выработанные курфюрстами.
«…И так как то, о чем ниже пишется, по древнему, установленному и похвальному обычаю всегда доселе нерушимо было соблюдаемо, посему и Мы постановляем и предписываем всей полнотой данной Нам императорской власти, что тот, кто вышеуказанным способом будет избран римским королем, тотчас же по окончании избрания, прежде чем он в силу власти Священной империи займется какими-нибудь другими делами или предприятиями, должен всем и каждому в отдельности князьям-избирателям, духовным и светским, которые считаются ближайшими членами Священной империи, незамедлительно и беспрекословно подтвердить и одобрить своими грамотами и печатями все их привилегии, грамоты, права, вольности, пожалования, старинные обычаи, а также почетные саны и все, что они от империи получили и чем обладали вплоть до выборов, и все перечисленное повторить еще раз им, после того как будет коронован императорской короной. Такое подтверждение избранный сам сделает и повторит каждому князю-избирателю особо, сперва от своего королевского имени, а затем под императорским титулом, и во всем этом будет обязан всем этим князьям-избирателям вместе и каждому из них в отдельности не чинить никаких препятствий, а наоборот, без злого умысла оказывать милостивую поддержку.» (Глава II. Об избрании Римского короля ст.4).
Выборы императора в 1519 году имели огромное значение для князей, жителей империи и всей Европы. Еще до смерти Максимилиана 12 января 1519 года в политике начались предвыборные маневры.
28 июня 1519 года курфюрсты избрали тайным голосованием внука популярного Максимилиана. К великой радости всех германцев 22 октября 1520 года Карл на красивом жеребце въехал в Ахен для коронации.
Карл V обрел пожизненного врага в лице короля Франции Франциска I, проигравшего на выборах. Императору приходилось играть двойственную политическую роль: он стремился к всемирному господству, которое бы стало гарантом единства и безопасности христианского мира от всех врагов, и одновременно ковал династическую цепь габсбургских государств, задуманную, чтобы задушить Францию. На карту было поставлено многое, ведь трофеем победителя в этой борьбе был контроль над Средиземноморьем, Атлантикой и Новым Светом.
Молодой император Карл V, был во всех отношениях исключительным человеком. Являясь потомком многих древних родов, он унаследовал от своих габсбургских предков огромные и доныне никогда не объединявшиеся сферы господства в Западной, Южной и Центральной Европе. После него они больше никогда не входили в состав единой империи. Карл V владел Нидерландами и, помимо важнейших графств (Брабанта, Голландии, Люксембурга, Зеландии и т.д.), ему принадлежали еще и фрейграфство Бургундия, Испанское королевство на Иберийском полуострове с Балеарскими островами, Сардинией, Сицилией и Неаполем в качестве вассалов арагонской короны. Карл V часто использовал выражение: «В моем государстве никогда не заходит солнце», и свой собственный девиз «Plus ultra», означающий «дальше, сверх этого».
С именем императора Карла V связан свод законов Каролина. Каролина – кодекс феодального уголовного и уголовно-процессуального права в Германии – был разработан по поручению императора Карла V (отсюда и его название) и принят в 1532 году.
Вопрос № 2.
«Декларация прав человека и гражданина» (1789 года) имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира. Она закрепляла основы передового для своей эпохи буржуазного общественного и
государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Провозглашенные в ней права и свободы отражали идеи гуманизма и общечеловеческие ценности. Декларация оказала большое воздействие на последующую политическую, правовую и идейную историю человечества.
Это один из важнейших документов в истории государства и права.
Конечно, провозглашённые права и свободы было сложно, а скорее невозможно практически реализовать. Была предусмотрена и возможность ограничения их законом - законом буржуазии, идущей к власти. В Декларации не провозглашены свобода собраний и свобода союзов, она не отразила радикальных антифеодальных требований народа по аграрным вопросам. Последовательный и радикальный для своей эпохи демократизм якобинцев проявился в новой «Декларации прав человека и гражданина» (1793года). В этом документе идея естественных прав человека (к ним якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность) получила наиболее революционное и демократическое выражение. И в решении политических вопросов, в частности в сфере прав граждан, был сделан значительный шаг вперед. Декларация 1789г. явилась основанием первой Конституции 1791года буржуазной Франции, а на основе Декларации 1793г. была принята Конституция 1793года.
Рассмотрим содержание статей, общие и отличительные черты этих Деклараций. Я считаю, что допустима и корректна возможность дальнейшего сокращения: Декларация 1789г. - Д1789,а Декларация 1793г. - Д1793. Итак, приступим к сравнению.
1 и 2 ст. Д1789:
1.Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
2.Цель каждого
государственного союза
1 и 2 ст. Д1793:
1.Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.
2.Эти права
суть: равенство, свобода,
Гимн свободе, равенству и правам человека. Очень близко по сути, лишь в перечне прав человека не упоминается о сопротивлении угнетению. О нём будет сказано в статьях 33 и34 новой, более прогрессивной Декларации.
33 и 34 ст. Д1793:
33.Сопротивление
угнетению есть следствие,
человека.
34. Угнетение
хотя бы одного только члена
общества есть тем самым
Центральной и самой демократической идеей обеих деклараций была идея свободы. Она означала буржуазное понимание свободы, в том числе свободы предпринимательства, свободы накопления капитала. 4ст. Д1789
4.Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.
6ст. Д1793
6.Свобода
есть присущая человеку
В Декларации 1789г.
получила воплощение
Закону и законности в декларациях
посвящено много статей. Закон рассматривался
как “выражение общей воли”, подчёркивалось,
что все граждане имеют право участвовать
в его создании лично или через своих представителей.
Согласно декларациям, гражданам в равной
мере открывался доступ ко всем государственным
должностям. Это было началом буржуазной
представительной системы и отказом от
феодального принципа сословной организации
госаппарата. 6ст. Д1789
3.Все люди равны по природе и перед законом.
5.Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей.
29.Каждый гражданин
имеет равное право
30.Государственные должности по существу временны; их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но лишь как обязанности.
Идея законности - одна из основных идей деклараций. Выступая против произвола королевской власти, революционеры брали на себя обязательство построить новый правовой порядок на “твёрдой основе закона”. Устанавливая, что всё не запрещённое законом дозволено, декларации допускают наказание только на основе закона, не имеющего обратной силы, а в уголовный процесс вводится и закрепляется принцип презумпции невиновности. Обратимся к первоисточникам и проследим развитие идеи законности с августа 1789г. по июль 1793г. в революционной Франции. 5,7,8 и 9ст. Д1789
5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.
7. Никто не может подвергнуться
обвинению, задержанию или
8. Закон может устанавливать
наказания лишь строго и
9. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом.
9,10,13,14 и 15ст. Д 1793
9.Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих.
10. Никто не должен
быть обвинен, задержан или
подвергнут заключению иначе
как в случаях,
13. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено
противное, то в случае необходимости подвергнуть кого-либо задержанию всякого рода строгость, не вызываемая при задержании необходимостью, должна сурово караться законом.
14. Никто не должен быть осужден и наказан иначе как по выслушивании его объяснений, после вызова в законном порядке и только в силу закона, опубликованного до совершения проступка. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, есть закон тиранический; сообщение закону обратной силы само есть преступление.
15. Закон должен назначать наказания, строго и бесспорно необходимые; наказания должны быть соразмерны преступлениям и полезны обществу.
В ст.15 Д 1793г. закрепляется принцип соразмерности наказания, т.е. оно должно соответствовать степени тяжести содеянного и быть справедливым.
Декларация 1789г. провозглашала ряд политических прав и свобод граждан: право свободно высказываться, писать и печатать, право выражать свои мнения, в том числе и религиозные. Декларация 1793г., развивая демократию, к провозглашенным ранее правам добавляет право собраний и право на свободное отправление религиозных обрядов.
10 и 11 ст. Д 1789
10. Никто не должен
испытывать стеснений в
выражении своих мнений, даже
религиозных, поскольку это
11. Свободное
выражение мыслей и мнений
есть одно из драгоценнейших
прав человека; каждый гражданин
поэтому может высказываться,
писать и печатать свободно
под угрозою ответственности
лишь за злоупотребление этой
свободой в случаях,
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"