Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Золотая булла 1356г., изданная императором Карлом IV, определила состав коллегии курфюрстов из семи крупнейших феодалов (четырех светских и трех духовных), которые получили право избирать императора. На практике в избрании и смещении германских императоров активно участвовал и папа римский. Золотая булла установила, что коллегия курфюрстов вместе с императором будет решать важнейшие дела империи, для чего ежегодно должен созываться съезд курфюрстов. Курфюрсты признавались равными императору и пользовались одинаковой с ним “священностью и неприкосновенностью”.

Содержание работы

1. В 1519г. испанский король Карл I Габсбург стал императором ”Священной Римской империи германской нации” под именем Карла V. На основании какого закона и какой процедуры он мог быть провозглашен императором? Какие обязательства принимал на себя император при вступлении на престол? Какое законодательство связано с именем Карла V?
2. Сопоставьте французские ”Декларации прав человека и гражданина” 1789 и 1793 годов. Разберите содержание статей, раскрывающих общие и отличительные черты этих деклараций.
3. Разберите статьи, характеризующие ограничения в правах, установленных для членов организаций ”Коммунистического действия” и ”Коммунистического фронта” по антикоммунистическим законам 1950 и 1954 гг. в США. Соответствуют или нет эти ограничения положениям Конституции США? Если не соответствуют, то каким конкретно?

Файлы: 1 файл

конрольная работа история гос и права зарубежных стран.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

7 ст. Д 1793

7. Право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие и свободное отправление религиозных обрядов,  не могут быть  воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает  наличие  деспотизма или живое воспоминание о нем.

Собственность в Декларации 1789г. объявлялась неприкосновенным и священным правом. Частная собственность оберегалась законом, а если и изымалась по закону в случае необходимости, то Декларация гарантировала предварительную и справедливую компенсацию. Буржуазная трактовка имущественных отношений, стремление защитить частную собственность от произвольных королевских поборов нашли своё отражение в ст.13 и 14, устанавливающих  принципы   налоговой    системы  (равномерное распределение общих взносов,  взимание  их только  с  согласия    граждан или их представителей).

17ст. Д 1789

17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Эту статью почти полностью  воспроизводит ст.19 Декларации 1793 года.                     В ст.16  даётся трактовка понятия  ”право собственности”, которое  рассматривается  в традиционно индивидуалистическом плане, как возможность “пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами “плодами своего труда и промысла”. В ст.17 Декларация  провозглашает право граждан на труд. А в ст.18 в повседневную норму вводятся  договорные отношения между гражданами об оказании услуг на возмездной основе.

16,17,18 и 19ст. Д1793

16.Право собственности  состоит в принадлежащей каждому  гражданину возможности пользоваться  и располагать по усмотрению своим имуществом, своим доходом, плодами своего труда и своего промысла.

17. Гражданам  не может быть воспрещено заниматься  каким угодно трудом, земледелием,  промыслом, торговлей.

18. Каждый  может  предоставлять по договору  свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным: его личность не есть отчуждаемая собственность. Закон никаким образом не допускает  существования дворни, возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимися и нанимателем.

19. Никто не  может быть лишен ни малейшей  части своей собственности без  его согласия, кроме случаев, этого  требует установленная законом  необходимость, и лишь под условием  справедливого и предварительного  возмещения.

Основное отличие Декларации 1793г. состоит в том, что в ней          провозглашается право народа на восстание.

26,27 и 35ст. Д 1793

26. Ни одна  часть народа не может осуществлять  власть, принадлежащую всему народу…

27. Каждый, кто  присвоит себе принадлежащий  народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами.

35. Когда правительство  нарушает права народа, восстание  для народа и для каждой  его части есть его священнейшее  право и неотложнейшая обязанность.

Особенностью этой Декларации является провозглашение социальных обязательств общества по отношению к бедным и нетрудоспособным гражданам, необходимости способствовать просвещению и образованию всех граждан.

21 и 22 ст. Д 1793

21. Общественное  призрение (здесь - сочувствие, сострадание) есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства существования лицам, неспособным к труду.

22. Образование  составляет общую потребность.  Общество должно всеми своими  средствами способствовать успехам  народного просвещения и делать образование достоянием всех граждан.

Ст.31 является предостережением и наказом депутатам. Она актуальна и в наше

 время.

31.Преступления  представителей народа и его  агентов ни в коем случае  не должны оставаться безнаказанными. Никто не имеет право притязать на большую неприкосновенность, нежели все прочие граждане.

Отличает более позднюю  Декларацию ещё и то, что в ст.28 говорится о необходимости развития и совершенствования законотворчества, о недопустимости догматического отношения к своей конституции.

28 ст. Д 1793

28. Народ всегда  сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и изменения своей  конституции. Ни одно поколение  не может подчинить своим законам  поколения будущие.

Подводя  итоги  постатейного  сопоставления деклараций, можно в упрощённой, конспективной форме представить отличительные права и идеи, провозглашённые в Декларации 1793 года:

-  право народа на  восстание ;

-  право на свободу  собраний и свободное отправление  религиозных обрядов;

-  право на труд ;

- источник суверенитета в народе ;

-  о соразмерности наказания и преступления ;

-  трактовка понятия ”право собственности”;

-  оплата услуг по  договору между трудящимися и нанимателями ;

-  забота о бедных и нетрудоспособных ;

-  просвещение и  образование всех граждан ;

-  о ”неприкосновенности” депутатов;

-  о необходимости  совершенствования конституции.

Итак, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира. Она закрепляла основы передового для своей эпохи буржуазного общественного и государственного строя. На содержание Декларации существенное влияние оказали идеи французских просветителей ХVIII в. и Декларация независимости США 1776 г. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. в основном воспроизводила и развивала положения предыдущей декларации и по своему духу была более демократичной, более совершенной. Декларации 1789 и 1793 г.г. являются важными и значимыми демократическими  документами в истории государства и права. 

 

 

Вопрос № 3.             К антикоммунистическим правовым актам послевоенного времени принадлежит Закон о внутренней безопасности 1950 г., получивший название по имени его авторов — Закона Маккарэна-Вуда. Закон исходил из того, что коммунистические организации США создают «явную и реальную угрозу» общественному строю и «существованию свободных американских учреждений», являясь «подрывными», «преступными» организациями, направляемыми «коммунистической диктатурой иностранного государства» (это был явный намек на СССР). Закон предусматривал наказание в виде тюремного заключения на срок до 10 лет или штраф в 10 тыс. долларов, или то и другое вместе за любые действия, которые были расценены следственными органами как содействующие установлению в США «тоталитарной диктатуры».

Должностные лица коммунистических организаций  подлежали уголовному наказанию до 5 лет тюремного заключения и штрафу до 10 тыс. долларов, или тому и другому вместе, если организация не была зарегистрирована и не были представлены сведения о численном составе, должностных лицах, денежных поступлениях и расходах и т.д. Закон предусматривал также широкий перечень ограничений для членов коммунистических организаций: работать в государственном аппарате, на военных предприятиях, выезжать за границу и т.д. Каждая зарегистрированная организация лишалась права пользоваться услугами почты для пересылки своих публикаций, радио или телевидения для  обнародования своих программ, т. е. каких бы то ни было возможностей широкого освещения своих действительных целей  и задач.

Вторая  часть 3акона  Маккарэна-Вуда предоставляла президенту право провозглашать «чрезвычайное положение внутренней безопасности» в случае вторжения на территорию или во владения неприятеля, а также «восстания внутри США», что давало возможность генеральному атторнею содержать под стражей любое лицо на основании простых подозрении, что это лицо может принять «участие или сговориться с другими лицами принять участие в актах шпионажа и саботажа». Таким образом, узаконивалось антиконституционное право превентивного ареста и помещения в концлагеря неугодных  режиму лиц без суда и следствия.

Принятый вслед за Законом Маккарэна-Вуда в 1954 г. закон  Хэмфри-Батлера о контроле над  коммунистической деятельностью прямо объявил коммунистическую партию США «орудием заговора, замышляющего свержение правительства США», и объявил ее вне закона.

За примерами ограничений  в правах обратимся к Сборнику документов по истории государства  и права зарубежных стран. Свод законов США. Раздел 50. Война и национальная оборона. Глава 23. Внутренняя безопасность. Подглава I. Контроль за подрывной деятельностью. Необходимо отметить, что глава 23 включает Закон о внутренней безопасности  от 23 сентября 1950 г. (закон Маккарэна-Вуда), состоящий из двух отдельных актов - Закона о контроле за подрывной деятельностью (подглава I), Закона о заключении под стражу в условиях чрезвычайного положения (подглава II) и Закон о контроле за коммунистами от 24 августа 1954 г. (закон Браунелла-Батлера).

 

§ 784.Работа по найму членов коммунистических организаций.

а) Если имеется вступивший в силу окончательный приказ Управления о признании организации организацией коммунистического действия или организацией коммунистического фронта, признается противозаконным —

(1) со стороны члена такой организации, знающего или уведомленного об окончательном приказе Управления, —

(А) при соискании, принятии или сохранении какой-либо выборной должности или выполнении работы по найму для Соединенных Штатов — скрывать или не выполнять обязанность по раскрытию факта своего членства в такой организации, или

(В) занимать любую невыборную должность или выполнять работу по найму для Соединенных Штатов, или

(С) при соискании, принятии или сохранении какой-либо невыборной должности или выполнении работы по найму в оборонной технической системе — скрывать или не выполнять обязанность по раскрытию факта своего членства в такой организации, или

(Д) в случае, когда такая организация является организацией коммунистического действия, — выполнять работу по найму  в оборонной технической системе, или

(Е) занимать должность или работать по найму в рабочей организации...

 

§ 785. Отказ  в  выдаче  паспортов членам коммунистических организаций 

(а) Если  коммунистическая организация, как  она определена в пункте (5) § 782 настоящего раздела, зарегистрирована или если имеется вступивший в силу окончательный приказ Управления, требующий, чтобы такая организация подверглась регистрации, признается незаконным со стороны любого члена такой организации, знающего или уведомленного о том, что организация зарегистрирована или что соответствующий приказ вступил в силу, —

(1) обращаться за получением или возобновлением паспорта, который подлежит выдаче или возобновлению непосредственно или в пределах компетенции Соединенных Штатов или

(2) пользоваться или пытаться воспользоваться таким паспортом.

 

§ 813. Заключение под стражу во время чрезвычайного положения;  освобождение

(а) Во время чрезвычайного положения президент, действуя через генерал-атторнея, имеет право арестовывать и на основании приказа заключать под стражу в соответствии с положениями настоящей подглавы любое лицо, в отношении которого есть разумные основания полагать, что такое лицо вероятно, будет совершать акты шпионажа и саботажа или тайно сговариваться с другим об их совершении.

 

Изучив выдержки из документов и сопоставив их с положениями Конституции США и Билля о правах, можно однозначно утверждать об антиконституционности ограничений в правах, установленных для членов коммунистических организаций. Какие же конституционные нормы были нарушены? Обратимся вновь к Сборнику документов по истории государства и права зарубежных стран. На странице 80, в тексте Конституции США, в разделе 9, в статье 3 провозглашено, что конгрессу «Запрещается принимать билли о наказании без суда…». А вышерассмотренные законы позволяют заключать под стражу любого подозрительного человека, полагаясь на «разумные» основания, т. е. превентивный арест. Звучит красиво, а по сути являлось произволом (без суда и следствия). Антикоммунистическими законами нарушались статьи V и VIII Билля о правах 1791г. - документа, дополняющего и  исправляющего Конституцию.

Cтатья V

Никто не может  быть привлечен к ответственности  за тяжкое уголовное или иное порочащее  преступление иначе как по чину или  обвинению, исходящему от большого жюри, за исключением случаев, когда дело возникает в среде сухопутных и морских сил или милиции, когда она во время войны или во время угрожающей обществу опасности находится на действительной службе; никто не будет дважды отвечать за одно и то же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью; никто не будет принуждаться в каком-нибудь уголовном деле свидетельствовать против самого себя, не будет лишен жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность не будет отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Статья VIII

Запрещается требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы и приговаривать  к жестоким и необычным наказаниям.

Завершая рассмотрение данного вопроса, можно привести небольшую историческую справку. Под нажимом демократической общественности и борьбы компартии США за отмену Закона Маккарэна-Вуда Верховный суд в 60-х годах был вынужден шаг за шагом признавать неконституционность ряда его положений. В  1963г. (и в 1967г. повторно) суд округа Колумбия по делу компартии  США признал требования её регистрации противоречащими V поправке американской конституции. В 1967 г. было объявлено неконституционным запрещение предоставлять коммунистам  работу на военных  предприятиях. 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"