Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 19:32, контрольная работа
Свободный франк Сигиберт назвал своего соседа Атаульфа уродом, а его жену – распутной бабой, при этом грубо схватил ее за руку. Будучи вызванным в суд рахинбургов, сигиберт не явился на судебное заседание.
Каковы последствия его действий по Lex Salica? («Салическая правда»).
Какую ответственность несли рахинбурги за правильное отправление правосудия?
Кто исполнял вынесенные ими решения?
Оренбургский институт
Московской государственной юридической академии
Контрольная работа
по истории государства и права зарубежных стран
Вариант III
Выполнила: Студентка I курса заочного отделения группы ОГРУ Мамедова Оксана Анатольевна № зачетной книжки: 122817
|
Казус I.
Свободный франк Сигиберт назвал своего соседа Атаульфа уродом, а его жену – распутной бабой, при этом грубо схватил ее за руку. Будучи вызванным в суд рахинбургов, сигиберт не явился на судебное заседание.
Каковы последствия его действий по Lex Salica? («Салическая правда»).
Какую ответственность несли рахинбурги за правильное отправление правосудия?
Кто исполнял вынесенные ими решения?
Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда — не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.(1)
Первоначальный текст «Салической правды», записанный, по всей вероятности, по приказу Хлодвига при его жизни в начале VI века, до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках VIII — IX вв. Основным содержанием «Салической правды» являются тарифы вергельдов — судебных штрафов — и сведения о формах судопроизводства. Из 66 статей, которые считаются более древнего происхождения, 7 статей посвящены семейным отношениям, собственности и наследованию.
«Салическая правда» оказала огромное влияние на позднейшие правды — Рипуарскую, Баварскую и др. Став законом могущественного Франкского королевства, «Салическая правда» к XI в. вытеснила нормы всех других правд, кроме Лангобардской, и является важнейшим памятником хозяйственного, общественного и государственного строя, быта и правосознания салических франков.
Салическим законом (лат. Lex Salicum) называется постановление «Салической правды» (в статье LIX об аллоде), исключавшее женщину из наследования земельного владения, в некоторых европейских государствах послужившее основанием для устранения женщины от престолонаследия. В этом своем значении Салический закон был принят во Франции в XVI в. (1)
(1) Выверено по изданию: Салическая правда. М., Образц. тип.
им. Жданова, 1950. (Моск.гос.пед.ин-т им. Ленина. Ученые записки,
т.LXII). Перевод Н.П.Грацианского.
Как уже отмечалось выше принятие «Салической правды» связывают с именем основателя Франкского королевства - Хлодвига I ( ок.466 – 27 ноября 511, Париж). Был он из рода Меровингов, сын короля салических франков Хильдерика и Басины, королевы Тюрингии. В 481 унаследовал владения своего отца. В 486 в битве при Суассоне разбил войска последнего римского наместника центральной части Галлии, Сиагрия и расширил свои владения до Луары.
В 493 Хлодвиг женился на бургундской принцессе Клотильде, ортодоксальной христианке. Клотильда склонила мужа к обращению в христианство. В 496 Хлодвиг вместе с другими франками принял крещение. Так как другие варварские короли были язычниками или арианами, то завоевания Хлодвига стала поддерживать римская церковь, крестивший короля Ремигий Реймсский и другие епископы. В том же году он завоевал большую часть земель алеманнов. В 500 присоединил к своим владениям Бургундию, отомстив брату своей жены за ее преследования и убийство родителей. В 507 в битве близ Пуатье Хлодвиг разбил войска короля вестготов Алариха II и вытеснил готов из Южной Галлии, подчинил рипуарских франков (жили по среднему течению Рейна). Византийский император Анастасий I признал завоевания Хлодвига и даровал ему титул консула.
При Хлодвиге был составлен письменный свод законов — Салическая правда. Своей резиденцией Хлодвиг сделал Париж. Здесь он и был похоронен — сначала в церкви Святых Апостолов, где находилась могила св. Женевьевы (позднее церковь стала именоваться Сент-Женевьев), а затем рядом со своей супругой Клотильдой в Сен-Дени. Клотильда была канонизирована.
От Клотильды у Хлодвига было пятеро детей, в том числе четыре сына. Старший сын Теодерик был рожден вне брака, но признан наследником наравне с остальными. После смерти Хлодвига его держава была разделена между наследниками.
Мнения исследователей по поводу времени появления прологов к «Салической правде» резко расходятся, и носят они характер народного полусказочного предания. Например, Пролог I повествует:
«Начинается пролог Салического закона. Народ франков славный, творцом богом созданный, сильный в оружии, непоколебимый в мирном договоре, мудрый в совете, благородный телом, неповрежденный в чистоте, превосходный по осанке, смелый, быстрый и неумолимый, обращенный в католическую веру, свободный от ереси. Когда еще держался варварства, по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме.Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже. Когда же, по благословению божию, король франков — стремительный и прекрасный Хлодвиг первый принял католическое крещение, все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большею ясностью преславными королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем. Слава Христу, возлюбившему франков! Да хранит их царство и да исполнит их правителей светом своей благодати! Да покровительствует войску, да поддержит их веру! Радость мира и блаженство! Да охранит господь господствующих Иисус Христос благочестие! Ибо это есть храброе и сильное племя, которое оружием свергло с себя тягчайшее иго римлян, и, познав святость крещения, щедро украсило золотом и драгоценными камнями тела святых мучеников, которых римляне сожгли огнем, убили или изувечили железом, или бросили на растерзание диким зверям.»
Кроме «Салической правды» к понятию Варварские правды (лат. Leges barbarorum, буквально — законы варваров), относятся:
- Вестготская правда (её самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.),
- Бургундская правда (конец 5 — начало 6 вв.),
- Рипуарская правда (6—7 вв.),
- Алеманнская правда (кон. 6—8 вв.),
- Баварская правда (сер. 8 в.),
- Лангобардские законы (сер. 7—сер. 8 вв.),
- Англо-саксонские законы (7—9 вв.),
- Саксонская правда,
- Фризская правда,
- Тюрингская правда,
- Правда франков-хамавов (нач. 9 в.).
Изд.: Monumenta Germaniae Historica, Legum sectio I, t. 1—5, Hannoverae, 1868—1954;
Сборник законодательных памятников древнего западноевропейского права, под ред. П. Г. Виноградова и В. Ф. Владимирского-Буданова, в. 1—3, К., 1906—08 (Салическая, Саксонская и Алеманнская правды).
Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:
- преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;
- преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;
- преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;
- нарушение предписаний короля.
Чтобы не возвращаться к определению понятий, необходимых для решения казуса, сразу уясним, что:
- РАХИНБУРГИ (поздне-лат. Rachimburgii) - Коллегия выборных заседателей на народном судебном собрании у франков в V-VIII вв. Знатоки правовых норм, судебных обычаев франков. Рахинбурги подвергались штрафу, если их приговор не соответствовал действовавшим обычаям, законам. Сведения об их функциях содержит Салическая правда и другие франкские источники. Институт рахинбургов, возникший в условиях дофеодального общества, не отвечал интересам складывавшегося класса феодалов, поэтому в процессе реформ Карла Великого этот институт был упразднен и заменен назначаемыми чиновниками - скабинами, затем шеффенами.
Приступим к решению казуса:
Итак, свободный франк Сигиберт назвал своего соседа уродом – согласно § 1. раздела XXX. «Об оскорблении словами» «Салической правды» -
«Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате - 3 сол.».
Далее, Сигиберт назвал жену Атаульфа – распутной бабой – здесь имеет действие § 3. раздела XXX. «Об оскорблении словами» «Салической правды» - «Если кто — мужчина или женщина — назовет свободную женщину блудницей, и не докажет этого» - присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
Раздел XX. «О том, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец» «Салической правды» гласит:
- § 1. Если какой-нибудь свободный человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец, и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол.
- § 3. А если он схватит рукою выше локтя, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол.
К сожалению из условий казуса, мы не можем сказать, какое именно наказание применимо к Сигиберту, т.к. не знаем в каком именно месте руки он схватил жену Атаульфа. Если применять текст «Салической правды» дословно, тогда руководствуемся § 1.
К тому же Сигиберт не явился на судебное заседание – о чем раздел LVI. «О неявке на суд» гласит:
- § 1. Если кто пренебрежет явкою на суд, или замедлит исполнение того, что ему определено рахинбургами, и не пожелает войти в сделку ни путем композиции, ни путем очищения водой, ни каким-либо другим законным способом, тогда истец должен вызвать его на суд пред лицо самого короля. И там будут 12 свидетелей, из которых пусть первые три поклянутся, что они были там, где рахинбург присудил, чтобы он шел на испытание водой или дал обязательство в уплате омпозиции, и что он пренебрег (постановлением рахинбургов). А затем другие три должны поклясться, что после состоявшегося постановления рахинбургов о том, чтобы он очистился или испытанием водою, или уплатой композиции, они присутствовали при вторичном предложении ему явиться на суд в течение 40 суток, считая с того дня, и он никаким образом не пожелал удовлетворить требование закона. Тогда истец должен вызвать его пред лицо короля, именно, в течение 14 суток, и три свидетеля должны поклясться, что они были там в то время, когда он вызвал его на суд, и назначил ему определенный срок. Если и тогда он не явится, пусть эти 9 свидетелей под присягой, как мы выше говорили, дадут свои показания. Равным образом, если он не явится в тот день, пусть (истец) назначит ему определенный срок, имея трех свидетелей при назначении срока. Если истец исполнил все это, а ответчик ни в один из назначенных сроков не пожелал явиться, тогда пусть король, к которому он призван на суд, объявит его вне своего покровительства. Тогда и сам виновный, и все его имущество делается собственностью истца. И если до тех пор, пока он не уплатит всего, что с него взыскивается, кто-нибудь даст ему хлеба, или окажется гостеприимство, будь то даже собственная его жена, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
Казус II
В начале XX века Германский предприниматель Отто Брандт умер, не составив завещания. У него остались родители, жена, дочь, сын. Внук от живого сына и внук от умершего сына.
Кто из указанных лиц имел право на открывшееся наследство и в каких долях на основании ГГУ 1900 года?
По определению Филипповой Т.П. для «Энциклопедии юриста» - Германское гражданское уложение (ГГУ) (Гражданский кодекс (ГК) 1896 г.)- первая в истории Германии единая для всей страны кодификация гражданского права, оказавшая значительное влияние на законодательство других стран. В Германии дольше, чем в других странах, существовала правовая раздробленность. Создание в 1871 г. единой Германии не повлекло автоматически создания единой правовой системы. Это объясняется особенностями социально-экономического и политического развития. Низкий уровень торгового оборота, невысокая интенсивность экономических связей между отдельными частями Германии были причиной того, что не только юнкерство (крупные землевладельцы в восточной и центральной провинциях Пруссии) стремилось сохранить старое законодательство, но и некоторые группы буржуазии не возражали против этого. Отдельные германские государства, стремившиеся сохранить в возможно более широком объеме свою автономию, тоже высказывались против создания общегерманского права. Вместе с тем широкие буржуазные слои испытывали потребность в едином для всего государства и современном законодательстве. Наряду с буржуазией наиболее прогрессивные юристы выступали за создание единого ГК. В 1873 г. был издан закон об установлении компетенции империи в области разработки единого гражданского права, и в 1874 г. бундесрат назначил комиссию для составления кодекса. Комиссия состояла из судебных чиновников и теоретиков права. Созданный ею проект был закончен и опубликован в 1887 г. Он был подвергнут резкой критике, и в результате длительного обсуждения в печати было признано невозможным представить его на законодательное обсуждение. Причина неудачи заключалась в том, что в основе проекта лежало старое "общее право", не соответствующее новым социально-экономическим отношениям. В декабре 1890 г. была создана новая комиссия, в состав которой были включены адвокаты, представители политических партий, промышленники. Эта комиссия закончила свою работу к 1895 г. Второй проект подвергся рассмотрению в рейхстаге, бундесрате, в него были внесены некоторые изменения, и 18 августа 1896 г. проект был утвержден. Однако новый кодекс вступил в законную силу лишь с 1 января 1900 г., поскольку отдельным государствам, входившим в состав Германии, было дано время для приведения своего законодательства в соответствие с новым кодексом. ГГУ в значительной степени базируется на римском праве. В то же время в нем содержатся положения германского права. В ГГУ вошли также выработанные на рубеже двух веков юристами новые правила, способствующие развитию буржуазных отношений. ГГУ построено по так называемой пандектной системе. В соответствии с ней единые для всех институтов нормы находятся в общей части (первой книге). Кроме того, ГГУ содержит еще четыре книги: вторая книга посвящена обязательственным отношениям, третья - вещному праву, четвертая - семейному и пятая - наследственному праву. Одновременно с ГГУ был издан Закон о введении ГК в действие, в котором содержались правила о времени вступления в силу ГГУ, нормы международного частного права, положения об отношениях кодекса с нормами старого имперского законодательства. ГГУ свойственны следующие отличительные черты: отсутствие общих юридических определений; параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов. Одна из наиболее характерных черт ГГУ - наличие в нем так называемых «каучуковых» параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как «добрая совесть», «добрые нравы», имеющие моральное, а не правовое содержание. ГГУ верно отражает черты своего времени. Это буржуазный по своей сущности кодекс, утверждающий более высокий уровень развития капиталистических отношений. И в то же время ряд статей ГГУ несет на себе следы компромисса, заключенного между буржуазией и юнкерством.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран "