Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 10:21, контрольная работа
1. Правовые изменения в России в ходе проведения судебной реформы второй половины 19 века.
Задачи:
1. Казус по тексту Псковской судной грамоты.
Купец Пасечкин дал в долг купцу Васнецову на 4 месяца 5 рублей, которые было необходимо вернуть с процентами. Но через три месяца Пасечкин потребовал вернуть и деньги и проценты. Законно ли его требование?
Решение казуса: Не законно требование Пасечкина по ст. 33 « А поруке быть до рубля, а болши не бытии рубля». (3)
Федеральное агентство по образованию
Читинский институт
Байкальского государственного университета экономики и права
Контрольная работа
по истории отечественного государства и права
вариант № 5
Чита – 201
1. Правовые изменения
в России в ходе проведения
судебной реформы второй
К середине XIX века различные
рычаги машины самодержавия стали явственно обнаруживать свою негодность, но,
пожалуй, ни один из органов государственного
аппарата не находился в столь скверном
состоянии, как судебная система.
Дореформенный суд основывался на законодательстве
Петра I и Екатерины II (в отдельных случаях
использовались даже нормы Соборного
Уложения 1649 года). При систематизации
русского права М.М. Сперанским это законодательство
вошло в книгу 2 тома XV Свода законов. Как
писал А.Ф. Кони, получалось "бессвязное
собрание самых разновременных постановлений,
механически сливавших воедино Уложение
царя Алексея Михайловича, указы Петра
и, как выразился в 1835 году Государственный
совет, "виды правительства", обнародованные
в 1784, 1796, 1823 гг." .
До реформы 1864 года структура судебной
системы была сложной и запутанной. Суд
строился по сословному принципу. Кроме
того, существовало множество специальных
судов — военных, духовных, коммерческих,
совестных, межевых и иных. Судебные функции
отправляли и административные органы
— губернские правления, органы полиции
и др. Другой порок дореформенного суда
— взяточничество, которое приобрело
чудовищный, всепоглощающий размах. Попытки
правительства бороться с ним не давали
никаких результатов, так как он охватил
весь государственный аппарат.
Закон не устанавливал для судей образовательного
ценза (не только юридического, но и общего).
Даже в Сенате, по данным на 1841 год, числилось
лишь шесть человек с высшим образованием
. Обычным явлением была волокита, некоторые
дела рассматривались десятилетиями.
Так, в 1844 году в уездном суде было начато
дело о краже мелкой монеты на сумму 115
тыс. рублей, а закончено оно лишь в 1865
году.
В суде господствовала инквизиционная
(розыскная) форма судопроизводства. Процесс
проходил при закрытых дверях, в глубокой
тайне. Принцип письменности предполагал,
что суд решает дело не на основе личного
ознакомления со всеми его материалами,
непосредственного устного допроса обвиняемого
и свидетелей, а опирался на письменные
материалы, полученные во время следствия.
Да и доказательства оценивались по формальной
системе. Их сила заранее определялась
законом, который твердо устанавливал,
что может, а что не может быть доказательством.
Закон же устанавливал и степень достоверности
допускаемых доказательств, деля их на
несовершенные и совершенные. Среди совершенных
доказательств лучшим признавалось ("лучшее
сидетельство всего света") признание
обвиняемого . Для получения его широко
применялась пытка, формально запрещенная
в 1801 году, но на практике просуществовавшая
на протяжении всей первой половины XIX
в. О презумпции невиновности не было и
речи. При недостаточном количестве улик
суд не выносил обвинительный или оправдательный
приговор, а оставлял подсудимого под
подозрением.
В Манифесте о вступлении на престол императора
Александра II была выражена воля государя,
чтобы "правда и милость царствовала
в судах". Это пожелание отвечало глубоко
назревшей потребности государства "изнемогавшего
под бременем невероятного расстройства
правосудия" — отмечали современники
реформы .
В реформе суда были заинтересованы
все слои общества, а главное — правящий
класс. Судебная реформа была следствием
и так называемого кризиса верхов, осознания
правящей верхушкой необходимости создания
эффективного механизма защиты личности
и собственности. И, разумеется, сторонником
судебной реформы выступал сам император
Александр II, а также его брат Константин
Николаевич, который придерживался даже
более радикальных взглядов.
Подготовка и принципы реформы. История
подготовки судебной реформы уходит своими
корнями в первую половину XIX в. В 1803 году
М.М. Сперанский предложил широкую программу
усовершенствования судебной системы,
получившую развитие во "Введении к
Уложению государственных законов"
1809 года. В 1821 и 1826 гг. он возвращался к
проектам судебных преобразований. Однако
правительства Александра I и Николая
I их отвергли, поскольку эти проекты, пусть
и весьма робко, предлагали проведение
в жизнь некоторых буржуазных принципов.
Кроме того, судебные преобразования нельзя
было провести изолированно, без решения
коренных вопросов общественной жизни,
в первую очередь крестьянского. Как известно,
Александр I и Николай I были противниками
отмены крепостного права. Поэтому буржуазные
принципы равенства всех собственников
перед законом, лежащие в основе усовершенствования
судебной системы М.М. Сперанского, оказались
неприемлемы и преждевременны для крепостнической
России, где более 50% населения находилось
в условиях рабства и зависело не от закона,
а от воли и произвола помещиков.
Летом 1857 года Александр II повелел представить
в Государственный совет проект Устава
гражданского судопроизводства, родившийся
в недрах II отделения. К проекту прилагалась
пояснительная записка начальника II отделения
графа Д.Н. Блудова. Проект исходил из введения
принципа состязательности процесса,
предлагалось сократить количество судебных
инстанций и обратить внимание на существенное
улучшение качества подготовки и подбора
кадров судебной системы. Проект Устава
вызвал неоднозначную реакцию, расколов
высшее чиновничество на две основные
группы — либералов и консерваторов. Первые
желали существенной перестройки судоустройства
и судопроизводства, последние — лишь
косметических изменений. Консерваторы
и прежде всего сам граф Д.Н. Блудов не
хотели следовать западноевропейским
образцам и вводить принципы устности,
гласности, равенства сторон в процессе,
учреждать адвокатуру. За 1857-1861 гг. II отделение
подготовило и представило в Государственный
совет 14 законопроектов, предлагавших
различные изменения в структуре судебной
системы и судоустройства. Материалы судебной
реформы составили 74 объемистых тома .
Работа особенно активизировалась после
отмены крепостного права. В октябре 1861
г. подготовка документов о судоустройстве
и судопроизводстве из II отделения передана
в государственную канцелярию. Была создана
специальная комиссия, в которую вошли
виднейшие юристы России: А.Н. Плавский,
Н.И. Стояновский, С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев
и др. Фактически возглавлял ее статс-секретарь
Государственного совета С.И. Зарудный.
Принципиально, что комиссия, состоявшая
в основном из единомышленников, пошла
по пути, противоположному блудовскому.
За основу была взята общая теория буржуазного
судоустройства и судопроизводства и
практика западноевропейского законодательства.
Конечно, отцы реформы должны были считаться
с российской действительностью и традициями
и вносили в свои проекты, определенные
коррективы, но при этом старались доказать,
что буржуазные институты, например суд
присяжных и адвокатура, ни в коей мере
не подрывают основы самодержавия.
Результатом работы комиссии стали "Основные
положения преобразования судебной части
в России". В апреле 1862 г. этот документ
был передан императором на рассмотрение
в Государственный совет, а 29 сентября
1862 г. утвержден им и опубликован в печати.
Одновременно с обнародованием "Основных
положений" покинул пост министра юстиции
граф В.Н. Панин, который еще 18 февраля
1860 г. был временно освобожден от управления
Министерством по случаю назначения его
председателем Редакционной комиссии.
Высочайшим указом от 21 октября 1862 г. министром
юстиции назначается товарищ (заместитель)
министра, сенатор, тайный советник —
Дмитрий Николаевич Замятин.
Д.Н. Замятин родился в 1805 году в Нижегородской
губернии. Окончив с серебряной медалью
курс наук в Царскосельском лицее, поступил
на службу в комиссию по составлению законов,
а затем II отделение собственной канцелярии
его императорского величества. Составив
себе репутацию способного, трудолюбивого
и безукоризненно честного чиновника,
быстро продвигался по служебной лестнице.
В 1848 году назначен членом консультации
при Министерстве юстиции, в 1852 году —
обер-прокурором второго департамента
Правительствующего Сената и сенатором.
В 1858 году он был назначен на пост товарища
министра юстиции. Окончательно в должности
министра юстиции утвержден 1 января 1864
г.
Законодательная база. На базе "Основных
положений" были подготовлены четыре
закона, которые утверждены императором
20 ноября 1864 г.: "Учреждение судебных
установлений", "Устав гражданского
судопроизводства", "Устав уголовного
судопроизводства", "Устав о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями".
Судебная реформа в корне изменила судоустройство,
процессуальное и отчасти материальное
право Российской империи. Судебные уставы
строились в соответствии с процессуальными
и организационными формами буржуазных
государств. В них провозглашались буржуазные
по своему характеру принципы: судебная
власть отделялась от законодательной,
исполнительной, административной; закреплялся
принцип независимости и несменяемости
судей; провозглашалось равенство всех
перед законом, вводился всесословный
суд; учреждена адвокатура; для рассмотрения
уголовных дел в окружных судах вводился
институт присяжных заседателей; создавался
выборный мировой суд для рассмотрения
малозначительных дел; учрежден институт
судебных следователей, независимых от
полиции; реорганизована прокуратура,
освобожденная от функций общего надзора
и сосредоточившаяся на работе в суде;
введены принципы устности, гласности,
состязательности судопроизводства; провозглашалась
презумпция невиновности.
Изменения в судоустройстве. Кардинальные
изменения в системе судоустройства России
были изложены в "Учреждении судебных
установлений" (ст.ст. 1-420). Вместо сложной
и громоздкой структуры сословных судов
создавались две судебные системы: местные
и общие суды.
К местным относились: мировые судьи и съезды
мировых судей в качестве второй (апелляционной)
инстанции. К местным относились и волостные
суды. созданные в 1861 году; они разбирали
дела крестьян по маловажным проступкам,
если в них не были заинтересованы лица
других сословий и если эти деяния не подлежали
рассмотрению общих судов. К общим судам
были отнесены — окружные суды и судебные
палаты в качестве апелляционной инстанции.
Возглавлял эту систему Сенат, являвшийся
единственной кассационной инстанцией
для всех судов Российской империи.
Статья 1 "Учреждения" закрепляла
принцип осуществления правосудия только
судом, отделения судебной власти от административной.
Новые судебные органы были призваны рассматривать
уголовные и гражданские дела всех подданных
империи, к какому бы сословию они ни принадлежали.
(Правда, примечание к ст. 2, которая провозглашала
равенство всех перед законом и всесословность,
оставляло в неприкосновенности духовные,
военные, коммерческие, крестьянские (волостные)
и инородческие суды, т.е. фактически сохраняло
сословную юстицию, — это положение подвергалось
резкой критике.)
Деятельность судов строилась на началах
коллегиальности. Исключение составляли
только мировые судьи, которые рассматривали
дела единолично (ст. 3). Дела рассматривались
не более чем в двух инстанциях. Четко
определялось пространство деятельности
каждой инстанции. Судебные органы строились
по значимости рассматриваемых дел: мировая
юстиция предназначалась для малозначительных
дел; общие суды — для дел, не ограниченных
ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского
иска. Сокращение числа судебных инстанций
и разграничение их компетенции ускорило
судопроизводство.
Создание мирового суда. Эта судебная
инстанция создавалась в уездах и городах,
предназначалась для рассмотрения малозначительных
уголовных и гражданских дел.
Мировой судья имел свой участок. Несколько
мировых участков в пределах одного или
нескольких уездов составляли мировой
округ.
Мировые суды являлись выборными органами.
Но выбирало их не население, а уездные
земские собрания, а в столицах — городские
думы. После избрания состав мировых судей
утверждался Сенатом. Мировые судьи избирались
на 3 года. Так же как судьи в общих судах,
мировые судьи пользовались правом несменяемости
в течение трехлетнего срока избрания,
т.е. они не могли быть уволены или переведены
из одной местности в другую без их согласия;
временное отстранение от должности могло
иметь место только в случае предания
их суду, удалению от должности судьи могли
быть подвергнуты только при совершении
преступления, установленного приговором
уголовного суда, вступившим в законную
силу.
Должность мирового судьи, как уже отмечалось, была выборной
и состояла в высоком пятом классе по Табели
о рангах. Мировой судья имел особый знак
отличия — золотую цепь с аллегорическим
символом закона, которую возлагал на
себя во время исполнения обязанностей.
Законом устанавливался особый порядок
замещения должности мирового судьи. Наряду
с общими условиями для вступления в судебную
службу (российское подданство, 25-летний
возраст, мужской пол, нравственная безупречность)
к претендентам на пост мирового судьи
предъявлялись и другие требования. В
частности, им мог стать только местный
житель. Закон поставил это условие, чтобы
создать авторитетную местную власть,
хорошо знакомую с местными нравами, обычаями
и людьми. Впрочем, понятие местного ценза
трактовалось весьма широко. Так, от претендента
не требовалось проживание во время выборов
или в течение определенного периода до
выборов не только в том уезде, но даже
в той губернии, где баллотировалась его
кандидатура. Обязанность стать местным
жителем возникала, когда кандидат был
уже избран на должность мирового судьи.
Тогда он определял (с согласия мирового
съезда) постоянное место пребывания в
своем участке и должен был находиться
в нем безотлучно.
Мировые судьи делились на две категории:
участковых и почетных.
Участковые судьи являлись основными
органами мировой юстиции, осуществляли
правосудие на своем участке, где находились
их камеры. Участковые мировые судьи в
отличие от почетных: получали жалованье
и определенные суммы на наем письмоводителя,
рассыльного и прогоны; не имели права
занимать должности в государственных
и общественных учреждениях, поскольку
обязаны были безотлучно пребывать в участке
и постоянно выполнять возложенные на
них обязанности.
Почетные мировые судьи вводились для
облегчения исполнения многочисленных
обязанностей участкового мирового судьи.
Почетные мировые судьи не имели своих
камер, могли занимать государственные
и общественные должности и не получали
содержания. Все расходы по выполнению
судейских функций они оплачивали из своих
средств. Почетные мировые судьи пользовались
такими же правами при рассмотрении дел,
как и участковые.
Почетные мировые судьи рассматривали
дела: в случае отсутствия или болезни
участковых судей; по просьбе тяжущихся
сторон (либо если об этом просил потерпевший,
а обвиняемый не настаивал на рассмотрении
дел участковым судьей).
Чтобы быть избранным мировым судьей,
следовало обладать: образовательным
цензом, при котором требовалось наличие
высшего или среднего образования либо
наличие трехлетнего стажа работы, преимущественно
по судебной части; возрастным цензом
— не ниже 25 лет; имущественным цензом
в размере не менее 400 десятин земли (при
отсутствии земли лицо, претендующее на
избрание мировым судьей, должно было
иметь другую недвижимость на сумму: в
уездах — не ниже 15 000 рублей, в столицах
— 6000, в прочих городах — 3000 рублей); не
состоять под следствием и судом (ст. 19
"Учреждения").
Интересно отметить, что ст. 19 "Учреждения"
предоставляла возможность баллотироваться
в мировые судьи и тем, кто не обладал имущественным
цензом, т.е. сам не являлся собственником,
но его жена или родители обладали землей
или недвижимостью в количестве, указанном
в законе.
Учреждая мировой суд,
законодатели намеревались создать
авторитетного посредника разрешения
мелких споров, возникающих между подданными империи. Мировой судья
должен был быть наиболее уважаемым, авторитетным
человеком среди населения.
Закон четко определял юрисдикцию, подсудность
мировых судов.
Согласно ст. 33 "Устава уголовного судопроизводства"
мировым судьям подсудны были малозначительные
уголовные дела и проступки, за совершение
которых виновный мог подвергнуться следующим
наказаниям: выговор, замечание и внушение;
денежное взыскание не выше 300 рублей;
арест не свыше трех месяцев; заключение
в тюрьме не свыше одного года.
В основном это были дела о кражах предметов
ценою до 300 рублей, лесных порубках, присвоении
найденного имущества, дела, могущие окончиться
примирением.
Статья 29 "Устава гражданского судопроизводства"
определяла гражданскую подсудность мировых
судов: иски по личным обязательства и
договорам, иски о движимости ценою не
свыше 500 рублей; иски о возмещении ущерба
и убытков на сумму не свыше 500 рублей;
иски о личных обидах и оскорблениях; иски
о восстановлении нарушенного владения,
когда со времени нарушения прошло не
более шести месяцев. Споры о праве собственности
на недвижимое имущество были у мировых
судей изъяты, они рассматривались в общих
судах.
Съезды мировых судей. Участковые и почетные
мировые судьи единолично рассматривали
подсудные им дела и единолично выносили
приговоры и решения. Стороны, недовольные
решением мирового судьи, могли подать
апелляционную жалобу в мировой съезд,
который являлся второй инстанцией мировой
юстиции.(2) Аппеляция дна из форм обжалования
судебных приговоров и решений, при которой
вышестоящий суд (в данном случае съезд
мировых судей), пересматривает по существу
дело нижестоящего суда (в данном случае
мирового судьи) с полным рассмотрением
заново представленных доказательств
и вызовом сторон.
Мировые судьи собирались в назначенные
сроки для рассмотрения апелляционных
жалоб и протестов. Съезд состоял из всех
мировых судей округа и председателя,
который избирался из участковых судей
на съезде на три года. Заседания съезда
требовали участия не менее трех мировых
судей округа. Дела решались коллегиально.
Приговоры мирового съезда являлись окончательными
и больше не подлежали апелляционному
пересмотру. Эти приговоры и решения могли
быть пересмотрены только в кассационном
порядке в департаментах Сената, в тех
случаях, когда в мировых судах были нарушены
существенные правила судопроизводства
или неправильно применены нормы материального
права.
Организация мировой юстиции в России
не имела аналогов в Европе. Создание мировых
судов было обусловлено потребностью
в судах, "которые близостью своею к
тяжущимся и простотою форм судопроизводства
соответствовали потребностям городского
и сельского населения" .
Информация о работе Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права "