Контрольная работа по "История государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Задача 1. В одном из питейных заведений Вавилона произошла пьяная драка между Мар-Амурримом и Имчур-Даму. Силач Мар-Амуррим помимо многочисленных ушибов и ссадин, нанесенных противнику, умудрился к тому же выколоть несчастному правый глаз и сломать левую руку. Досталось и Курди-Иштару, пытавшемуся унять буяна: он лишился почти всех зубов. Утром потерпевшие обратились в суд. Как должно разрешиться дело?
Необходимо дать общую характеристику Законов Хаммурапи. Необходимо рассмотреть регулирование вопросов, связанных с преступлениями и наказаниями. Каким образом строится ответственность за нанесение телесных повреждений по ЗХ? Предложите конкретное решение задачи на основе норм ЗХ.
Задача 2. Бездомный франкский крестьянин Вальтрам поселился в вилле (деревне), к которой не принадлежал по своему рождению, построил жилище и засеял участок свободной земли. Спустя шесть месяцев один из соседей заявил требование о немедленном выселении Вальтрама, и последний был вынужден покинуть деревню. Перед уходом он продал дом и засеянное поле, но эти его действия были оспорены. Каково будет решение суда?
Охарактеризуйте памятник права франков - Салическую правду. Рассмотрите регулирование земельных и имущественных отношений. Какую роль играла община в жизни франков? Предложите конкретное решение задачи на основе норм СП.

Файлы: 1 файл

Контрольная - ИГПЗС.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории государства и права зарубежных стран

 

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

1 курса 335-з группы

заочного отделения ЮФ

Коваленко Е.О.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул  2013

Задача 1. В одном из питейных заведений Вавилона произошла пьяная драка между Мар-Амурримом и Имчур-Даму. Силач Мар-Амуррим помимо многочисленных ушибов и ссадин, нанесенных противнику, умудрился к тому же выколоть несчастному правый глаз и сломать левую руку. Досталось и Курди-Иштару, пытавшемуся унять буяна: он лишился почти всех зубов. Утром потерпевшие обратились в суд. Как должно разрешиться дело?

Необходимо дать общую характеристику Законов Хаммурапи. Необходимо рассмотреть регулирование вопросов, связанных с преступлениями и наказаниями. Каким образом строится ответственность за нанесение телесных повреждений по ЗХ? Предложите конкретное решение задачи на основе норм ЗХ.

 

Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы правления царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.) - это один важнейших источников  по древневосточному праву. Законы Хаммурапи долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э1.

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования2.

Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы - столицы древнего Элама (территория современного Ирана).

Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежавшую им собственность. Вместе с тем Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от этого их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, а, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.

Законы Хаммурапи не представляют собой исчерпывающего свода юридических норм, например в них отсутствуют статьи, касающиеся простейших преступлений - обычной кражи, убийства, колдовства, хотя присутствуют нормы, связанные с обвинениями в этих преступлениях. Очевидно, нормы,   касающиеся   таких преступлений, считались общеизвестными. То же касается многих важнейших областей жизни как частных лиц, так и государственного организма. В Законник включены только статьи,  касающиеся случаев, нормы по которым были впервые установлены  или отредактированы Хаммурапи. Таким образом, законы Хаммурапи представляют собой не кодекс в точном смысле  слова,  а  сборник   юридических   новелл. Реально значительная часть этих норм не рассчитывалась на обязательное  исполнение  во всех случаях, а предназначалась для разрешения конфликтных ситуаций.

При издании текста законов современными учеными он был разбит на «параграфы», или «статьи», снабженные нумерацией и состоит из введения, 282 статей и заключения. Законы изложены в определенной системе.

Нормы законов Хаммурапи  группируются   по  предмету   регулирования:  процессуальные  нормы - (ст.1-5);   нормы   уголовной  охраны собственности (ст.6-25); нормы   регулирования   повинностных отношений  на  царской  земле (ст.26-41);  регулирование  общих вопросов земельного права  и  поземельных  отношений (ст.42-71); вопросы, связанные с деятельностью торговцев и ростовщиков (ст.88-126);  нормы семейного права и семейного наследования  (ст.127-194); законы о наказаниях за побои и увечья (ст.195-214); вопросы регулирования найма и  оплаты  труда,  включая  тарифы (ст.215-277); вопросы   купли-продажи   рабов (ст.278-281).

Внутри  таких  группировок  нормы  расположены   по ассоциации   (причем  считается,  что  статья,  завершающая  один раздел,  должна иметь нечто общее с начинающей другой;  например, на  стыке  разделов  по  семейному  праву и телесным повреждениям стоит ст.195,  рассматривающая физический ущерб отцу  со  стороны сына).  Статьи,  с  точки зрения  Немировского А.А., относящиеся к гражданскому праву,  идут  вперемежку  со  статьями,  относящимися   к   праву уголовному, по общности, затронутой в тех и других области жизни3.

Законодательство Хаммурапи не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого “божьего суда”. К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу “око за око, зуб за зуб”. Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.

Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.

Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. В законах Хаммурапи отчётливо проступает классовый характер законодательства Вавилонского царства. Государство установлением суровых наказаний защищало рабовладельцев от “строптивого” раба. За телесное повреждение, причинённое чужому рабу, требовалось, как и по отношению к скоту, возмещение убытка его собственнику. Виновный в убийстве раба давал взамен его собственнику другого раба. Рабы, подобно скоту, могли продаваться без каких-либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба закон заботился лишь о том, чтобы охранить покупателя от обмана со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. В отдельной рабовладельческой семье обычно имелось от 2 до 5 рабов, но засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из числа “преступников”, из числа военнопленных, а также купленных в соседних областях. Средняя цена раба составляла 150—250 г серебра4.

Для  законов Хаммурапи в  большой  степени  характерна   казуальность   (статья вырастает из конкретного дела, а сходные дела могут быть проигнорированы; общие принципы не формулируются).

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются следующие виды преступлений:

1) против личности (большая  группа норм): умышленное или неумышленное  убийство, телесное повреждение, оскорбление  словом и действием, ложное обвинение;

2) против собственности: особо охранялась собственность  дворца или храма;

3) к имущественным преступлениям  относились: кража, грабеж, снятие с  раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение  чужого имущества;

4) против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена  ребенка;

5) другие виды: особые  воинские правонарушение, должностное  преступление судьи (взятка).

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

1) смертная казнь (более  чем в 30 случаях) - утопление, сожжение, сажание на кол;

2) членовредительские наказания (принцип талиона) - отсечение руки, отрезание уха;

3) телесные наказания (удары  плетью);

4) другие виды наказаний (рабство; изгнание из общины, родной  местности или дома; штрафы, при  этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника; наложение знака бесчестил; увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем)5. 

Общество, представленное в Законах Хаммурапи, состоит из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум). Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Их жизнь, честь и личную неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают «дешевле», чем авилума (ст. 201).

Свободные люди были привилегированнее и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, то есть зеркального отражения (око за око, зуб за зуб). Ст. 200 «Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб».

Третье сословие  - «вардумы» (рабы)  составляли   люди, имевшие  хозяев - лиц,  распоряжающихся их временем и рабочей  силой, а по-видимому, и жизнью. Рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними как угодно, а также свободно отчуждать это право.  

Весьма важно, что некоторые остатки правоспособности сохраняют и рабы. Так, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался только по суду (отрезанием уха ст. 205).

 «Если раб человека  ударит по щеке кого-либо из  людей, то должно отрезать ему ухо»6.

Таким образом, сословное положение влияло прежде  всего  на  социальный статус,  а  не  достаток  человека.  За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. И  возмещение  за   телесное повреждение,  и  гонорар врачу за успешное лечение (ст.215-217, 221-223) были выше для  авилума,  чем  для  мушкенума,  а  для мушкенума - чем для раба: жизнь и здоровье ценились тем  выше, чем выше было сословие. Право носило ярко выраженный классовый характер.

Следовательно, в решении поставленной задачи определяющее значение будет иметь сословное положение участников драки.

Принцип талиона действует там, где участниками уголовно-правовой коллизии являлись свободные жители Вавилона, то есть авилумы (ст. 196-197, 200).

Там же, где одним из участников являлся авилум, а другим - мушкенум или раб, вступали в силу иные способы разрешения конфликта. Так, авилум, выбивший глаз или сломавший кость мушкенуму, отделывался штрафом, хотя и значительным (ст. 198).  Если же пострадал  раб, виновный авилум выплачивал его хозяину половину стоимости раба (ст.199). Неумышленное нанесение телесных повреждений в драке (выбитые зубы у Курди-Иштара) освобождало авилума от ответственности.

Если же мушкенум  выбил глаз и сломал кость авилуму, «…то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз» (ст.202), уплатить штраф.

Если мушкенум  выбил глаз и сломал кость мушкенуму, должен заплатить штраф (ст.204), второму пострадавшему мушкенуму (Курди-Иштару) оплачивать лекаря (ст.206).

Если выбил глаз и сломал кость раб, то ему отрезали ухо (ст.205)

 

Задача 2. Бездомный франкский крестьянин Вальтрам поселился в вилле (деревне), к которой не принадлежал по своему рождению, построил жилище и засеял участок свободной земли. Спустя шесть месяцев один из соседей заявил требование о немедленном выселении Вальтрама, и последний был вынужден покинуть деревню. Перед уходом он продал дом и засеянное поле, но эти его действия были оспорены. Каково будет решение суда?

Охарактеризуйте памятник права франков - Салическую правду. Рассмотрите регулирование земельных и имущественных отношений. Какую роль играла община в жизни франков? Предложите конкретное решение задачи на основе норм СП.

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии  и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда — не единственный сборник варварских законов  и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью7.

Салическая правда отражала начальные этапы становления раннефеодального государства и права у франков (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», то есть «приморскими» франками). После завоевания Галлии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан «Салический закон»8.

Салическая правда представляла собой не свод законов Франкского королевства, а судебник, предназначенный для непосредственного практического применения. Записи конкретных судебных случаев (казусов), решения по которым в силу многократной повторяемости в течение длительного времени стали основополагающими образцами для последующей судебной практики. Они касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни, дающее представление о социальной структуре народа, его правовых воззрениях. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща.

Информация о работе Контрольная работа по "История государства и права зарубежных стран"