Министерство транспорта Российской
Федерации
Федеральное агентство железнодорожного
транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального
образования
«Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Контрольная работа
№1
по предмету «История отечественного
государства и права».
Выполнил: Карпиков Д.А
Студент: КТ12-Ю (БТ)- 284
Институт : ИИФО
Специальность : Юриспруденция
Проверил : Ковальчук М.А.
Хабаровск
2012
Содержание.
1)Государственный
строй Московской Руси в период
сословно-представительской монархии.
1.1Судебник великокняжеский
1497 г
1.2Судебник Ивана IV (царский)
1550 г
1.3Соборное Уложение 1649 г
1.4Государственное устройство
Московской Руси
1.5Сословно-представительная
монархия в России
1.6Реформы местного управления
1.7Финансовое устройство
Московской Руси
1.8Военное управление
и организация войска
1.9Государство и церковь
2)Соборное Уложение
1649г.:правовое положение феодально-зависимого
населения (крестьяне, посадские, холопы).
2.1История
создания и общая характеристика
Соборного Уложения 1649 года
2.2Правовое
положение крестьян, посадских людей
и холопов
2.3Значение Соборного
Уложения
3)Список литературы.
1)Государственный
строй Московской Руси в период
сословно-представительской монархии.
Характерная черта рассматриваемого
периода в истории российского государства
– значительное расширение источниковой
базы для изучения права. Возрастает число
законодательных актов, исходящих
от княжеской власти, государственных
и местных органов. Появляется также значительное количество
документов, фиксирующих обязательственные
отношения: наследование имущества,
иммунитетные права феодалов
Уставные грамоты. Появляются по мере вхождения в Московское
государство новых земель и утверждения
на местах наместничьего правления. Сохранились Двинская (1397 г.) и Белозерская (1488 г.) уставные
грамоты, определявшие порядок управления
и судопроизводства в этих землях. В них
устанавливались размеры наместничьего «корми»,
судебные пошлины и уголовные штрафы в
пользу наместника, определялся состав
лиц наместничьего правления и пр.
Жалованные грамоты. Исходили
от великокняжеской власти и закрепляли
права и привилегии частных лиц, прежде
всего феодалов. Число жалованных грамот
велико, и виды их разнообразны. Сохранились
они благодаря монастырским архивам, где
хранились в особых копийных книгах, в то
время как светские феодалы, утратив потребность
в их хранении с введением писцового делопроизводства
(все земли фиксировались в государственных
писцовых книгах), свои грамоты - о пожалованиях
утратили. Особый интерес представляют иммунитетные (льготные) жалованные грамоты,
предоставлявшие грамотчикам податной (освобождение
от податей в государственную казну) и судебный (от княжеской юрисдикции) иммунитет. Их называют ещё тарханами. Тарханы были
уничтожены Иваном Грозным.
Духовные грамоты. Это завещания, составлявшиеся великими
и удельными князьями (а затем и другими
лицами), иногда не один раз в течение жизни:
во время болезни, перед военным походом,
перед поездкой в Орду и т.д. Древнейшая,
сохранившаяся в подлиннике, духовная
Ивана Калиты, около 1339 г., дает полное
представление о землях Московского княжества,
о княжеском имуществе, которые распределяются
между наследниками. По духовным грамотам
прослеживается территориальный и политический
рост Московского государства, процесс
формирования «единодержавия» московского
государя.
Купчие, меновые и данные (последние
фиксировали вклады земель в монастыри)
дают представление о дальнейшем развитии
частной собственности на землю; правые грамоты представляют
собой приговор суда , вручавшейся стороне,
выигравшей дело; полные грамоты оформляли
права и; полных (обельных) холопов, заемные и служилые грамоты – кабально
холопство.
1.1Судебник великокняжеский
1497 г
Первый опыт кодификации законодательства
Московской Руси осуществлен одним из
приближенных Ивана III Владимиром Гусевым.
Был утвержден князем и Боярской думой
в сентябре 1497 г. Кроме норм обычного права
вобрал в себя уставные грамоты, Псковскую
Судную грамоту, частично Русскую Правду.
26 из 68 статей Судебника – новые, отразившие
реформаторскую деятельность Московского
правительства. Определял порядок судопроизводства,
«как судити боярам и окольничим». Первые
36 статей посвящены суду центральному,
следующие 8 статей – суду провинциальному,
наместничьему (ст. ст. 37–44), последние
статьи содержат материальное право (о
наследстве, давности, договорах займа,
купли-продажи и пр.). К сожалению, Судебник
не охватил все правовые нормы, бывшие
в юридическом обороте, но из этого можно
делать вывод о широком применении в жизни
норм обычного права.
1.2Судебник Ивана
IV (царский) 1550 г
Исправить этот недостаток
Судебника 1497 г. пытался Василий III , дополнивший
законодательство своего отца. Но до нас
этот исправленный Судебник не дошел.
Вторую попытку предпринял Иван IV , создав
новый Судебник в 1550 г., в основу которого
был положен заметно переработанный Судебник
Ивана III с поправками отца и собственными
новыми узаконениями. Они составляют примерно
1/3 Судебника (33 статьи из 100). Однако и этот
Судебник является, прежде всего, памятником процессуального
права, ибо гражданское право всё ещё
стояло вне сферы определений закона.
Тем не менее, как и первый Судебник, Судебник
1550 г. являлся законом для всего централизованного
государства. Он действовал с момента
его издания и не имел обратного действия.
Стоглав . Кроме Судебника при Иване Грозном
был принят в 1551 г. Стоглав, регулировавший
нормы церковно-религиозной жизни Московской
Руси. Его история такова. В феврале 1551
г. на церковном соборе в Москве Иван IV
выступил с речью, в которой изложил 69
вопросов к церкви и просил дать ответы
на них «по правилам Святых Отцов». Ответы
деятелей церкви и составили книгу из
100 глав (Стоглав), посвященную вопросам
канонической жизни. Для практического
руководства Стоглав был разослан по монастырям
и церквам. Но Земский собор 1667 г. отменил
постановления Стоглава, и этот сборник
в основном является памятником старообрядчества.
В 1550-е годы в окружении Ивана IV возник Домострой –
сборник бытовых, нравственно-моральных
и юридических правил поведения.
1.3Соборное Уложение
1649 г
Особое значение имеет Соборное
Уложение 1649 г. – грандиозный памятник
юридической мысли России, который подвел
своеобразный итог законодательной деятельности
Московского государства. Решение о его
создании было принято на Земском соборе
в июле 1648 г., собравшемся сразу после известного
московского бунта. Специальная комиссия
во главе с князем Никитой Ивановичем
Одоевским подготовила проект Уложения.
Он был обсужден на Земском соборе в течение
сентября 1648 – января 1649 гг., а в апреле–мае
напечатан первым изданием (1200 экземпляров).
После утверждения собором кодекс получил
название Соборного Уложения и оставался
действующим законом около 200 лет, до принятия
Свода законов в 1832 г.
1.4Государственное
устройство Московской Руси
От великокняжеской
к царской власти. Первые московские князья были
типичными раннефеодальными монархами
своей эпохи. До конца XV в. их отношения
с удельными князьями строились на договорах,
в которых определялись параметры власти
«брата старейшего» над «братьями молодшими».
Вся полнота власти принадлежала им лишь
в пределах их собственного домена. Отношения
с боярами и церковью определялись жалованными
грамотами на иммунитеты, щедро раздававшимися
поначалу московскими князьями.
Но уже с середины XV в. происходят
серьезные изменения, и великий князь
московский превращается в самодержавного
монарха, л вассалитет сменяется подданством.
С падением Византии (1453 г.) московский
князь становится главой крупнейшего
в мире православного государства и рассматривает
себя в качестве преемника византийских
императоров. На Русь переходит византийская
государственная символика (герб и регалии).
Женитьба Ивана III на племяннице византийского
императора Софье Палеолог укрепила международный
престиж Московской Руси. С этого времени
он стал добавлять к своему титулу «великого
князя» слово царь. Тогда же
появилась и формула Божьей милостью
– указание на теократический источник
власти (из воли Божией). Не случайно на
предложение германского императора пожаловать
ему королевский титул Иван III ответил: «Мы, Божьей милостью,
государи в своей земле изначала, а постановление
имеем от Бога».
Иван IV принял в свой титул слово
«царь» окончательно (после венчания на
царство 16 января 1547 г.), а чуть позже новый
титул был утвержден грамотой цареградского
патриарха. В XVI в. вместе с титулом «царь»
стал вводиться в оборот и титул самодержец,
сначала от лица подданных при обращении
к государю, а со времени Лжедмитрия I и
в официальных актах. В середине XVII в. титул
российского монарха звучал так: «Божией милостью
великий князь, царь, государь, всея Великия
и Малыя и Белыя России самодержец, и всех
земель, северных, восточных, западных
и южных отчич, дедич, наследник, господарь
и обладатель».
Передача престола, начиная
с Ивана Грозного, осуществлялась по праву первородства
(до это имело место и завещательное право,
когда, к примеру, Иван III «пожаловал» престолом
сына от второго брака в обход внука от
первого). В условиях династического кризиса
конца XVI – начала XVII вв. имело место избрание монарха.
Венчание на царство осуществлялось в
московском Успенском соборе, сопровождалось
возложением венца – короны, вручением
скипетра и державы, а с XVII в. и миропомазанием.
Боярская дума. В практической политике в интересах
государства действия монарха, тем не
менее, согласовывались с аристократическими
кругами общества. Являясь верховным исполнителем
военных, дипломатических, судебных и
иных функций, русский монарх широко использовал
в качестве совещательного органа Боярскую
думу, выросшую из прежнего совета бояр.
Уже Дмитрий Донской, умирая, давал такой
наказ своим детям: «Бояря своя любите , честь
им достойную воздавайте противу служений
их, без воли их ничто же не творити».
При Иване III все важнейшие государственные
акты совершались по соглашению с боярами.
Так, женитьбу на Софье Палеолог он предпринял, «подумав о сем с митрополитом, матерью
своей и бояры», а «разослав по всю братию свою,
и по все епископы земли своем, и по князи
и по бояре свои... и мысливше о том немало»,
решил воевать с Новгородом.
В
XV в. Дума окончательно оформила свой юридический
статус. В её составе выделились служилые
чины: боярин, окольничий, думный
дьяк. Численность членов Думы была
невелика – до 20 человек. В течение XVI в.
между Думой и великокняжеской властью
шел довольно бурный «диалог» за приоритет,
за право участвовать в управлении, ограничивать
самовластье единодержавного монарха.
Править единовластно, без Думы, пытался
Василий III , про которого С. Герберштейн
писал, что он «встречи против себя не любит,
кто ему встречу говорит, на того он опаляется».
Особенно сильные опалы и казни члены
Боярской думы и вообще родовитое боярство
пережили при Иване Грозном, который не
хотел «держать при себе советников умнее
себя». Не случайно потом, во время Смуты
, набравшая силу Боярская дума брала с
избираемых царей крестоцеловальные записи
(письма), «чтобы им быти не жестокими
и не опальчивыми и мыслити о всяких делах
с бояры и с думными людьми сообща, а без
ведома их тайно и явно никаких дел не
делати». Такую «крестоцеловальную
грамоту» подписывал, к примеру, Василий
Шуйский.
При
первых Романовых компромисс был достигнут.
В соответствии с ним государь без Думы
и Дума без государя считались явлением
ненормальным, и о решениях правительства
говорили: «приговор царя с бояры» или
«царь указал, бояре приговорили». Боярская
дума стала важной составной частью сословно-представительной
монархии как постоянно действующий высший
государственный орган и как верхняя палата
(своеобразная палата Лордов) русского
парламента – Земского собора. Членство
в ней давалось за особые заслуги перед
государством и являлось пожизненным.
Получение думного чина зависело от воли
государя. Высокопородные князья могли
сразу получить высший чин – боярина,
менее знатные начинали с окольничего,
прочие, из «худородных» служилых людей,
получали чин думного дворянина, введенный
для них при Василии III .
Заседала Боярская дума в царском
дворце, когда 3 раза в неделю , когда «всякий
день», «с утра рано и после обеда в вечерни»
. При этом члены Думы делили с царём и
все его обыденные дела: обедали, ходили
в церковь, почивали после обеда. К концу
XVII в. Дума разрослась, достигнув при Фёдоре
Алексеевиче 167 человек. Как принадлежность
патриархальной старины была ликвидирована
Петром I .
1.5Сословно-представительная
монархия в России
В России третье сословие было
немногочисленным и такой роли, как в странах
Европы, играть не могло. В представительный
орган России – Земский собор – оно делегировало
часть купечества и верхов посада. Самой
же многочисленной прослойкой в нем было
дворянство, заседавшее вместе с аристократией
и духовенством. Дворянство же всем своим
благополучием напрямую зависело от царя,
от его щедрот и милостей. Поэтому процесс
развития сословного представительства
и вообще процесс демократизации России
шел трудно, с перерывами в отдельные периоды
(во времена опричнины), с отставанием
от стран Запада. Тем неменее и в России
к середине XVI в. сформировались элементы
сословно-представительной монархии.
Земский собор. Органом сословного представительства
стали Земские соборы, действовавшие в
России чуть более ста лет (первый – в
1549 г., последний – в 1653 г.). В основе их
деятельности лежала идея соборности, т.е. общественного
согласия всего населения страны. От его
имени Земский собор принимал решения
по важнейшим проблемам текущей жизни,
а затем цари приводили эти решения, как
бы санкционированные всеми сословиями,
в исполнение.
В
развитии соборной деятельности в России
можно выделить 3 периода. Первый начинается
с Собора «примирения», созванного Иваном
IV после венчания на царство и призванного
достичь общественного согласия после
долгих лет боярской «смуты» времен его
малолетства, и закапчивается с пресечением
династии Рюриковичей (после смерти Федора
Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора.
Второй период совпадает с эпохой Смуты
начала XVII в., и в нем главным назначением
Собора становится «оформление» восшествия
на престол нового паря. Этот период завершается
в 1613 г. избранием царя Михаила Романова.С1613
по 1653 гг. — третий период, в котором монархия
и Земский собор выступают единым фронтом
в ликвидации последствий смуты.
Структура
Земского собора. Земский собор состоял из трех
частей: Освященного Собора,
куда входили иерархи русской церкви –
митрополит (затем патриарх), архиепископы,
игумены крупных монастырей; Боярской думы –
верхней палаты Собора – и выборных или естественных
представителей служилого дворянства,
городских посадов и частично черносошного
крестьянства. Имеются точные данные о
составе Собора 1566 г., где из 374 участников
32 являлись членами Освященного Собора,
30 членами Боярской думы, 204 дворянами,
33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами
и представителями посадов.