Инициатива созыва Земского
собора исходила от царя, а в условиях
междуцарствования – от Боярской думы
или патриарха. Определенных сроков не
было, Собор созывался по мере надобности.
Процедура выборов тоже не была четко
разработана. Известно, что обычно на места
посылалась царская грамота, в которой
указывалось число вызываемых в Москву
людей, при этом предписывалось избирать
в «депутаты» «лучших, средних и молодших»
людей
Заседания проходили в царских
палатах в 3 главных формах: 1 – открытие
Земского собора после торжественного
богослужения в Успенском соборе и первое
общее собрание во дворце, на котором прочитывалась
речь царя (им самим или от его имени думским
дьяком). В речи излагалась цель созыва
Собора и ставились вопросы для обсуждения.
Вторая часть работы – обсуждение поставленных
вопросов и выработка ответов на них каждой
составной частью Собора в отдельности,
т.е. по палатам. Третий акт – свод мнений
и формулировка общего решения на втором
общем заседании. Решение оформлялось
в виде приговорной грамоты
(часть их с указанием всех членов Собора
поименно сохранилась).
Органы
центрального управления. Дворцово-вотчинная система
управления не отвечала потребностям
единого государства, но она явилась основой
формирования новых органов центрального
управления. В дворцовом ведомстве, находившемся
под руководством дворецкого и
его тиунов, казначеев,
дьяков, выделились поначалу особые хозяйственные
комплексы (или пути) : сокольничий,
конюший, стольничий, чашничий, ловчий,
постельничий, судный. Их возглавляли путные бояре.
Естественно, они распространяли свои
властные полномочия и за пределы дворца.
Кроме «путей» уже в XV в. стали
выделяться особые отрасли управления
(дела), которые в каждом конкретном случае
поручались (приказывались)
какому-нибудь дьяку или боярину, и те
самостоятельно, независимо от путных
бояр, исполняли поручение (приказ), привлекая
к делу других людей, создавая свою канцелярию
и делопроизводство. Так возникли приказы – новые
органы управления.
В XVI в., в княжение Василия III
, стали создаваться дьяческие семейства
с наследственной профессиональной ориентацией.
И хотя смена политического курса в государстве
нередко сопровождалась «перетряской»
дьяческого состава, к XVII в. приказные
служащие составляли уже вполне замкнутую
общественную группу. В 1640 г. было запрещено
принимать в штат приказов лиц из других
сословий, кроме дворян и детей приказных
служащих. При Петре I приказы были заменены коллегиями,
1.6Реформы местного
управления
Административное деление Московского
княжества на уезды, станы
и волости было
перенесено и на все Московское государство,
где пышным цветом расцвела поначалу возникшая
ещё в Киевской Руси система кормлений.
Кормленщики – княжеские памятники
и волостели, будучи «пожалованы»
должностью, кормились сборами с местного
населения (в городе с прилегающими к нему
землями и в волости). В документах грамотах на кормление
– определялись виды и размеры корма.
Он состоял из въезжего корма
(единовременного подношения) и периодических
натуральных или денежных поборов (2–3
раза в год, на Рождество, Пасху и Петров
день 29 июня старого стиля). В него входили
также торговые (с иногородних
купцов), судебные и брачные
пошлины. За превышение таксы корма
грамоты грозили наказанием («быти в казни»).
Наместники и волостели ведали
«судом и данью», то есть сбором податей
и пошлин и государственную казну, чинили
суд и расправу, выполняли полицейские
функции, распоряжались военными силами,
снаряжали войско и т.п. При них действовал
особый штат помощников: тиунов, доводчиков,
праведчиков, недельщиков, пошлинников,
пятенщиков и пр., число которых определялось
той же грамотой. Въезд их в защищенные
тарханами вотчины и поместья светских
феодалов, в церковные и монастырские
вотчины был запрещен. В своей деятельности
наместники и волостели опирались на помощь
органов местного самоуправления: сотских,
старост, собиравших для них корм. Грамоты
и судебники предписывали им и их тиунам
«без соцких и без добрых людей не судити
суд».
Система кормлений изжила себя
к середине XVI в. и была реформирована либеральным
правительством Алексея Адашева (Избранной
Радой). Впервые в России самим гражданам
предоставлялось право избрать органы
местного самоуправления, что было значительным
шагом вперед, по пути демократизации
государственного строя. На территории
страны создавались два типа учреждений
– земские и губные
избы. Земские избы действовали в волостях,
иногда и в уезде, в их состав входили излюбленные головы
(позднее старосты), земский дьяк и лучшие
люди (целовальники или земские судьи),
от 2 до 10 человек (в зависимости от размеров
волости или уезда). Избирались они на
неопределенный срок, чаще всего на 1–2
года (хорошо работал – оставался, плохо
– смещали). Компетенция же земских органов
была обширной: все ветви управления –
полицейское, финансовое, судебное – сосредоточивались
в их руках.
Губные органы стали устанавливаться с 30-х
гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении,
уничтоженном в 1555 г. Эти выборные органы
вводились сначала не везде, а только в
ряде мест, по просьбам населения («по
грамотам»), для борьбы с профессиональными
разбойничьими шайками, наводнившими
страну во время малолетства Ивана Грозного.
С середины XVI в. были выделены губные округа,
в которых избирались губной староста
(из грамотных дворян или детей боярских), губной дьяк
и до 4 целовальников,
составлявших штат губной избы. В их ведении
находились уголовные дела, в том числе
полицейские (поимка преступников), судебные,
заведование тюрьмами. Впоследствии, в
ряде мест, в особенности в центральных
уездах, где сильна была поместно-вотчинная
система, губные органы сосредоточили
в своих руках все местное управление.
Во второй половине XVI в. в некоторых
областях, преимущественно пограничных,
вводится воеводское правление.
После Смуты оно становится всеобщим,
соединяя в своих руках административную
и военную власть,
а также контрольные функции
по отношению к местному самоуправлению.
Согласно царским наказам воеводы должны
были «беречь накрепко,
чтоб мужики – горланы богатые ... середним
и молодчим людем продажи ни чинили и лишних
поборов не сбирали» .
1.7Финансовое устройство
Московской Руси
В XV в. стали проводиться периодические
(раз в 20–30 лет) писцовые описания,
в ходе которых в особые книги (писцовые) заносились
все подлежащие обложению статьи доходов
населения страны. Утверждается система
сошного письма.
Поскольку
главной ценностью эпохи средневековья
была земля, она и стала главным мерилом
обложения. Московская земельная соха
– единица обложения – включала в
себя то или иное количество земли, в зависимости
от её владельческой принадлежности (земля
поместно-вотчинная, церковная, чёрная
– крестьянская) и от её качества (земля
добрая, середняя, худая). На вотчинных
землях соху составляли 800 четвертей (четверть
половина десятины, десятина – 1,09 га) доброй,
1000 четвертей середней и 1200 четвертей
худой земли; на церковных соответственно
600, 700 и 800 четвертей; на черных землях 500,
600 и 700 четвертей. На посадах в соху записывалось
то или иное количество дворов, в зависимости
от их состоятельности (40 добрых, 60 середних,
80 молодших, 100 добре бедных). Учитывались
при этом все статьи доходов: в городе
- от ремесла, торговли, лавок, амбаров,
рыбных ловель, пашен наездом, лугов и
выгонов для скота, а в сельской местности
– от земли, от промыслов, охоты, рыбной
ловли, бортничества и пр.
Для
небольших частных владений сохи делились
на выти – части, а выти, в
свою очередь, распределялись по дворам.
Кроме
прямого налога – сохи – имели место и косвенные налоги, постоянно возраставшие
по мере роста государственных потребностей
(на содержание войска, бюрократического
аппарата).
В XVII в. с целью более тщательного
учета доходов сельского населения от
промыслов и торгов и в сельской местности
единицей обложения становится двор. Во время
писцовых описаний большее внимание стали
уделять в связи с этим учету всего мужского
населения, живущего во дворе, независимо
от его отношения к дворовладельцу. В переписные
книги вносились все лица мужского пола,
начиная с 1 года. Пытаясь уйти от па-логов (тягла), дворы,
в учете которых все более утверждался
формальный подход, перестали делиться.
1.8Военное управление
и организация войска
В Московском государстве существовали
два рода войск: народное ополчение (пехота) и служилое
войско из дворян и детей боярских (конница).С введением
сошного письма отправление военной повинности
населением было упорядочено и введена
так называемая посоха. По мере
необходимости с каждой сохи бралось то
или иное число воинов: по человеку и коню
с 4 сох, по человеку и коню с 10 сох... Иногда
воинская повинность распределялась по
дворам: по коннику с 3 или с 5 дворов, которые
доставляли также снаряжение и вооружение
ратников. Но уже в XV в. дворянские полки
стали вытеснять посоху, которая не отвечала
новым требованиям, связанным с применением
пороха, совершенствованием военного
искусства. В XVI в. вводятся постоянные
дворянские войска, служба в которых вознаграждается
поместьями. В особых слободах при
Москве, а затем и других городов размещается
также стрелецкое войско.
Стрельцы совмещали военную службу с хозяйственной
деятельностью, получая жалованье за службу
и землю для ведения хозяйства, занимались
промыслами и торговлей. В конце XVI в. дворянское
войско в России (рейтарские, пушкарские,
конные, городовые казачьи полки, полки
«литовского списка» и др.) составляло
80 тысяч ратников.
1.9Государство и церковь
Церковь в Московском государстве
оставалась носителем духовных ценностей
и национальной идеологии. Но к XVI в. церковь
превратилась и в крупнейшего земельного
собственника, чьи богатства, несмотря
на политику террора по отношению к ним
Ивана IV , ещё возросли в XVI в. При Борисе
Годунове в 1589 г. в Москву прибыло константинопольское
посольство во главе с патриархом Иеремией,
считавшимся главой русской православной
церкви. Мощный дипломатический нажим
и щедрые подарки заставили Иеремию согласиться
на учреждение в России патриархии и
равного ему главы русской церкви. Первым
патриархом «всея Руси» стал ставленник
Годунова Иов.
Церковь имела некоторую независимость
в сфере управления и суда. Это было как
бы государство в государстве, возглавляемое
высшими иерархами. Патриарх, митрополиты,
архиепископы имели своих дворян и детей
боярских, свою поместную систему, белые
слободы (не облагаемые налогами) в городах,
свой суд, а патриарх – высшие учреждения
, приказы.
Соборное Уложение пошло в наступление
на эти права. Оно установило светский
суд для духовенства, лишив церковь одной
из важных статей дохода в виде судебных
пошлин. В городах были конфискованы белые
слободы и промыслово-торговые заведения.
Это сильно подорвало могущество церкви,
ибо ей принадлежало ранее не менее 60 %
всех свободных от налогов городских имуществ.
2)Соборное Уложение
1649г.:правовое положение феодально-зависимого
населения (крестьяне, посадские, холопы).
Соборное уложение 1649 года было
первым печатным памятником русского
права, само- будучи кодексом, исторически
и логически оно служит продолжением предшествующих
кодексов права - Правды Русской и судебников,
знаменуя вместе с тем неизмеримо более
высокую ступень феодального права, отвечавшего
новой стадии в развитии социально-экономических
отношений, политического строя, юридических
норм, судоустройства и судопроизводства
Русского государства. Как кодекс права
Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило
тенденции дальнейшего процесса в развитии
феодального общества.
2.1История создания и общая характеристика
Соборного Уложения 1649 года.
Соборное
уложение-- свод законов Русского государства,
памятник русского права XVII века, первый
в русской истории нормативно-правовой
акт, охвативший все действующие правовые
нормы, включая и так называемые «новоуказные»
статьи. По окончании Смутного времени,
царь Алексей Михайлович из новой династии
- Романовых приступает к активной законотворческой
деятельности. Интенсивный рост числа
указов за период от Судебника 1550 года
до Уложения 1649 года виден из следующих
данных:
·
1550--1600 гг. - 80 указов;
·
1601--1610 гг. -17;
·
1611--1620 гг.- 97;
·
1621--1630 гг. - 90;
·
1631--1640 гг. - 98;
·
1641--1648 гг. - 63 указа.
В
итоге к 1649 году в Российском государстве
существовало огромное количество законодательных
актов, которые не только устарели, но
и противоречили друг другу.
Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных
актов по ведомствам (по традиции новые
законы издавались по запросу того или
иного отраслевого приказа, а после утверждения
«приписывались» к указной книге этого
приказа). Имело место и отсутствие координации
в правоприменительной деятельности:
зачастую о новой записи в указной книге
знали только чиновники конкретного приказа.
Кроме того, казуальный характер правовых
норм предшествующего периода становился
неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы,
то есть перейти к нормативному толкованию
правовых норм. К принятию Уложения подтолкнул
и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной
бунт; одним из требований восставших
был созыв Земского Собора и разработка
нового уложения. Бунт постепенно затих,
но в качестве одной из уступок восставшим
царь пошел на созыв Земского собора, который
продолжал свою работу вплоть до принятия
в 1649 году Соборного Уложения. Для выработки
проекта Уложения была создана специальная
комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским.
В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий
князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка - Гаврила
Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было
решено начать практическую работу Земского
собора 1 сентября. Ему предназначалось
рассмотреть проект Уложения. Собор проходил
в широком составе, с участием представителей
посадских общин. Слушание проекта Уложения
проходило на соборе в двух палатах: в
одной были царь, Боярская дума и Освященный
собор; в другой - выборные люди разных
чинов. Депутаты дворян и посадов оказали
большое воздействие на принятие многих
норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено
составление и редактирование Уложения.
Внешне оно представляло собой свиток,
состоящий из 959 узких бумажных столбцов.
В конце шли подписи участников Земского
собора (всего -- 315), а по склейкам столбцов
- подписи дьяков. С этого подлинного свитка
(для хранения которого более века спустя,
при Екатерине II, был изготовлен серебряный
ковчежец) была составлена копия в виде
книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение
было напечатано по 1200 экземпляров в каждом
тираже. Соборное Уложение 1649 явилось
новым этапом в развитии отечественной
юридической техники. Все делегаты Собора
своими подписями скрепили список Уложения,
который в 1649 году был разослан во все
московские приказы для руководства к
действию. Свои поправки и дополнения
выборные вносили в Думу в форме земских челобитных. Некоторые
решения принимались совместными усилиями
выборных, Думы и Государя.