Контрольная работа по "Основам права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

1. Понятия, признаки, сущность, задачи и функции государства.
2. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки и виды.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ОСНОВЫ ПРАВА.docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Кафедра государственного права

 

 

 

 

 

Контрольная работа по основам права

Вариант 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: ГМУ-021 Еловских И.А.

Преподаватель: доц.Тараборин Р.С

 

 

Екатеринбург 2011г.

2. Понятия, признаки, сущность, задачи и функции государства.

Государство –  сложное и исторически развивающее  общественно-политическое явление.

Вопросы о государстве, его  понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу  основополагающих и остродискуссионных  в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы  различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденные обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность  и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечить его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества,  а следовательно служит его интересам.По мнению К.Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, эта организация по управлению делами всего общества, выполняющими общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длительный исторический путь от неразвитого к  развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для  неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства. Развитым государство становится постепенно по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация , народовластие, экономическую свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал.

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  император, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал  и одновременно отвечал: «Да и  что такое государство, как ни общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах  – Г. Кельзен, П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «Государство – есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства.» Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное значение.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получило определение  государство как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими  людьми и власти. Рассматриваемые  определения верно отражающие некоторые черты (признаки), послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отожествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Ни один раз обращались к определению государства К.Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что это « та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой всё гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».  Много лет спустя Ф.Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое четкое определение, согласно которому «государство есть нечто иное, как машина для подавления одного класса другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они  применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушениям общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам.

В современной учебной  литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти,  имеющая специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей страны. Данное определение  синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства  и в целом приемлемо, но в ней  слабо отражена связь государства  и общества. Поэтому можно считать, что более точной будет следующая  формулировка: Государство – это  политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целеустремленность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение  отражает общее понятие государства. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

 

Понятие  государства,  его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно- политического института.

Признаки государства:

  1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обуславливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства.

  1. Публичная (государственная) власть.

Публичной она называется потому, что. Не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени  всего народа.

Власть существовала и  в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком -либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е в профессиональном сословии (разряде)  управителей. Из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

  1. Государственный суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних  веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное монопольное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы; б) ее прерогативы; в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая общественная власть не располагает.

  1. Неразрывная связь государства и права.

Без права государство  существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную  власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

  1. Универсальный характер, т.е распространяет свои действия на все население данной страны.
  2. Население – это совокупность индивида, объединенных не на крово-родственных связях, или национальному признаку, а территориально и гражданством.
  3. Связь государства с правом

- монополия государства  на правотворчество;

- монополия на осуществление  государственного принуждения;

8. Факультативный признак – своя символика.

 

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Так, сторонники теории элит, получившие распространение в ХХ в; считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять  общественными делами, что государственная  власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

С теорией элит схожа технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут  и должны профессионалы – управленцы, менеджеры.

Многочисленные приверженцы  различных разновидностей демократической  доктрины исходит из того, что первоисточником  и первоносителем власти является народ.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит  экономически господствующему классу и используется в его интересах.

На государство в его  сущность наряду с общесоциальным и классовым началом нередко оказывает сильное влияние национальные и националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно скрывает свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

 

Задачи государства:

- обеспечение политической стабильности общества;

- защита прав и свобод граждан;

- обеспечение безопасности и правопорядка.

В задачах государства  определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или  иной исторический период. Задачи государства  имеют исходное значение по отношению  к его функциям, являются их ближайшей  непосредственной. В задачах концентрируется  и преломляется воздействие экономики  и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

 

.

Функции государства – главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние , которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны соотношениями данного государства с другими странами.

Среди внешних функций  можно назвать следующие: обороны  страны, захвата чужих территорий, дипломатическую (внешних сношений), взаимопомощи. В ХХ веке возникло и стало первостепенной функция поддержания мира и международной безопасности.

 Внутренние функции  делятся на классовые и общесоциальные. Классовые функции осуществляются в интересах господствующего класса (социальные группы). Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующей элиты и подчиненных классов и социальных групп (строительство дорог, общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и прочее).

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены  закономерностями взаимодействия общества и государства. А потому у государства  нет выбора – выполнять их или  не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

В то же время объективный  характер функций государства вовсе  не означает, что они реализуются  помимо воли и сознания народа. Напротив, роль субъективного фактора здесь  очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным  потребностям общества.

Каждая функция государства  имеет свой объект воздействия и  свое содержание. Объект – это определенная сфера общественных отношений ( экономика, культура и др.) на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство,  какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Схематично функции государства  можно изобразить следующим образом (рисунок 1):

 

Виды функций государства (обычная  классификация)


Внешние

Внутренние

Обороны

Захват территории

Дипломатическая

Взаимопомощи

Поддержание мира




Информация о работе Контрольная работа по "Основам права"