Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:07, контрольная работа
1. Понятия, признаки, сущность, задачи и функции государства.
2. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки и виды.
Классовые |
Общесоциальные |
Защита существующего государственного и общественного строя Охрана господствующих форм собственности |
Развитие экономики Строительство общественных сооружений Борьба со стихийными бедствиями Осуществление социальных программ Другие |
Виды функций государства |
экономическая |
политическая |
идеологическая |
социальная |
экологическая |
Рис. 1. Функции государства
Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Для государства характерны же те функции, которые вытекают из его основной сущности – осуществление политической власти. В таком случае государство имеет 3 основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют 3 основные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
3. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки и виды
Нормативно-правовой акт
— официальный акт-
Признаки нормативно-правового акта:
1) принимается или
2) всегда содержит новые
нормы права или изменяет (отменяет)
действующие, четко
3) принимается с соблюдением определенной процедуры;
4) имеет форму письменного
акта-документа и строго
а) вид акта (закон, указ, постановление);
б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти)?
в) заголовок (некоторые акты,
напр., распоряжения Кабинета Министров
Украины принимаются без
г) дата принятия акта;
д) номер акта;
е) сведения о должностном лице, подписавшем акт';
5) публикуется в официально специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца.
В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция; 2) Федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов федерации.
Рассмотрим виды нормативно-правовых актов подробнее:
Конституция РФ является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего отдаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.
Особая группа федеральных законов –Конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия. Для всех видов законов является публикация полного их текста в российской газете, или в собрании законодательства РФ. Федеральные конституционные законы и Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу. Правовое регулирование в РФ только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также Министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.
Нормативно-правовые акты Президента РФ. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемым им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования Указов выступают основные направления внутренней и внешней политики.
Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер, или наиболее важные значения, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также Указов президента РФ.
Нормативно-правовые акты Министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.
Акты этой группы очень
многочисленны и многообразны. К
ним относятся приказы и
Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые вступают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.
В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятия, в организации и т.д.
Существуют также локальные
акты государственных и
Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством.
Нормативный договор. Договор – эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правила взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Особенности договора, как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил действующему законодательству. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве.
Обычай как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах не однозначен. В отечественном, дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия не разграничивались.
Некоторые ученые рассматривают обычное право, как первоначальный способ создания правовых норм, возникшие раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.
Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай – неписанный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот, или иной регион.
Обычай, санкционированный государством, - весьма редко встречающаяся форма права.
Список используемой литературы: