Контрольная работа по "Основам права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

1. Понятия, признаки, сущность, задачи и функции государства.
2. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки и виды.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ОСНОВЫ ПРАВА.docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

Классовые

Общесоциальные

Защита существующего государственного и общественного строя

Охрана господствующих форм собственности

Развитие экономики

Строительство общественных сооружений

Борьба со стихийными бедствиями

Осуществление социальных программ

Другие




 

 

Виды функций государства

(новая классификация)



экономическая

политическая

идеологическая

социальная

экологическая


 

Рис. 1. Функции государства

Высказываются идеи, что  все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно  для государства, поскольку в  их решении заинтересовано все общество. Для государства характерны же те функции, которые вытекают из его  основной сущности – осуществление  политической власти. В таком случае государство имеет 3 основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют 3 основные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки и виды

Нормативно-правовой акт  — официальный акт-волеизъявление (решение) уполномоченных субъектов  права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования  общественных отношений. Или иначе: акт правотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, нормативно-правовой акт представляет собой решение правотворческого органа, направленное на установление, изменение или отмену действия норм права.

 

Признаки нормативно-правового  акта:

1) принимается или санкционируется  уполномоченными органами государства  (правотворческими органами) либо  народом (референдум);

2) всегда содержит новые  нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует  содержание юридических прав  и обязанностей;

3) принимается с соблюдением  определенной процедуры;

4) имеет форму письменного  акта-документа и строго определенные  реквизиты:

а) вид акта (закон, указ, постановление);

б) наименование органа, который  принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти)?

в) заголовок (некоторые акты, напр., распоряжения Кабинета Министров  Украины принимаются без заголовка);

г) дата принятия акта;

д) номер акта;

е) сведения о должностном  лице, подписавшем акт';

5) публикуется в официально специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца.

 

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:  1) Конституция; 2) Федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов федерации.

Рассмотрим виды нормативно-правовых актов подробнее:

Конституция РФ является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:  1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления  всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего отдаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.

Особая группа федеральных  законов –Конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия. Для всех видов законов является публикация полного их текста в российской газете, или в собрании законодательства РФ. Федеральные конституционные законы и Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен  иной порядок его вступления в силу. Правовое регулирование в РФ только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также Министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

Нормативно-правовые акты Президента РФ. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемым им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования Указов выступают основные направления внутренней и внешней политики.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер, или наиболее важные значения, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также Указов президента РФ.

Нормативно-правовые акты Министерств и иных Федеральных  органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.

Акты этой группы очень  многочисленны и многообразны. К  ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для  реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам  и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные  нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые вступают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.

В теории права локальными нормативными актами называются также  юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятия, в организации  и т.д.

Существуют также локальные  акты государственных и негосударственных  учреждений и организаций различных  форм  собственности.

 Общественные отношения  могут быть урегулированы и  такими источниками права, как  договор и обычай, санкционированный  государством.

Нормативный договор. Договор – эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правила взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Особенности договора, как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил действующему законодательству. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве.

Обычай как  источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах не однозначен. В отечественном, дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия не разграничивались.

Некоторые ученые рассматривают  обычное право, как первоначальный способ создания правовых норм, возникшие  раньше, чем общество конституировалось  в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит  в том, что это правило поведения,  вошедшее в привычку. С юридической  точки зрения, обычай – неписанный источник права,  характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот, или иной регион.

Обычай, санкционированный  государством, - весьма редко встречающаяся  форма права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Под ред. Проф. В.М.Корельского В.М., проф. Перевалова В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / Алексеев С.С., Архипов С.И., – 2-е изд., изм. И доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003.-616с.
  2. Под ред. О-28 Лазарева В.В., Общая теория государства и права: Учебник / Афанасьев В.С., Герасимов А.П., – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Юристь, 2003. 520с.
  3. Комаров С.А. Малько А.В. Теория государства и права / Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов – М. 2003
  4. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.
  6. Абдулаев М.И., Теория государства и права.  2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004. — 410 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам права"