Контрольная работа по предмету "Теория государства и и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

1. Используя текст Конституции, монографическую и учебную литературу, дайте характеристику норм конституционного права. Покажите различные виды конституционных норм. Докажите, что норма конституционного права является разновидностью юридических норм.
2. Используя текст Конституции, монографическую и учебную литературу, дайте характеристику правовому статусу депутата Государственной Думы.
3. Каким образом в Конституции Российской Федерации закреплены личные права граждан?

Файлы: 1 файл

Конституция содержание.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Конституционные нормы находятся на стыке трех видов социальных норм: политических, моральных и юридических.

Юридические нормы являются разновидностью социальных норм, они имеют существенные различия по сравнению с политическими и моральными нормами. Это же относится и к конституционным нормам как разновидности юридических норм.

Юридическая норма  – первичная клеточка права, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Право – это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. Поскольку нормы права – одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам. Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:

1. Норма права  – единственная в ряду социальных  норм, которая исходит от государства  и является официальным выражением  государственной воли. Независимо от того, в каком виде выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т.п.), она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.

2. Правовая норма,  в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок.19

3. Юридическая  норма, как и право в целом,  не просто социальный, а государственный  регулятор общественных отношений. Данное свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в ее органической связи с государством, с другой – она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная среди социальных норм, чье воздействие на общественные отношения влечет для его участников юридические последствия, гарантом которых выступает государство.

4. Правовая норма  носит общий характер. Даже в  примитивных правовых системах, отличающихся казуистическим построением  нормативных предписаний, последние  неизменно содержали известные моменты обобщенности, абстрагирования от тех или иных индивидуальных особенностей регулируемых отношений.20 В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам норма рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях. Правовая норма не исчерпывается исполнением. Она обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный, наличный случай (отношение), а на вид, неограниченное число определенных в общей форме случаев и отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и т.п.) и реализуется каждый раз, когда, возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации.21

5. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства. Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь мерами убеждения и воспитания. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения со стороны государства.

6. Норма права  отличается от других социальных  норм свойственной только ей  формальной определенностью.

Особенности юридической  нормы как первичной элементарной клеточки права таковы, что она  мыслима в первую очередь в виде реального фрагмента правовой ткани, фактического предписания, находящее прямое выражение в тексте нормативного или иного правового акта.22

 Внешняя  определенность проявляется в  том, что правовая норма издается  или санкционируется государством  и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения.23

7. Нормы права  складываются из двух разновидностей  общеобязательных правовых предписаний: 1) правил поведения; 2) исходных (отправных,  учредительных) норм.

Правила поведения  – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются предоставительно-обязывающим характером, т.е. регулируют поведение людей посредством правовых отношений. Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношения и юридическую обязательность каких-либо действий. Права и обязанности выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних возложение обязанности на других. Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы. Исходные (отправные и учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.д., представляют собой нормы опосредованного регулирования. Эти нормы, хотя и не являются непосредственно регулятивными, поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее также носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, детализируются и реализуются через них.24

8. Тем самым  норма права – и в этом  также ее существенная отличительная  особенность – выступает одновременно  и как модель, мера, масштаб соответствующего поведения людей, и как критерий правомерного и неправомерного поведения.

Обобщая рассмотренные  признаки, характеризующие юридическую  норму, можно сформулировать ее определение. Норма права - это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Правовая норма представляет собой компромиссный, приемлемый для данного времени и общества вариант регулирования, обеспечивающий нормальную жизнь людей.

Под классификацией юридических норм понимается их подразделение  на отдельные группы по определенным признакам.

Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:

1. четко определять  место каждого вида юридических  норм в системе действующего  в государстве права;

2. лучше уяснить  функции правовых норм и их  роль в механизме правового  регулирования;

3. точнее определить  пределы и возможности регулирующего  воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;

4. совершенствовать  правотворческую и правоприменительную  деятельность государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.25 Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны, отличаются друг от друга по многим признакам. Для любой научной классификации очень важно правильно определить ее основания – то есть те сравнимые характерные черты, которые могут быть положены в основу классификации юридических норм.

Авдеенкова  М.П. и Дмитриев Ю.А. считают, что предложенная классификация норм конституционного права учитывает только содержание Конституции РФ, но не иного конституционно-правового законодательства, нормы которого, безусловно, должны подпадать под предложенную классификацию. Авторы данного подхода предлагают отказаться от механического воспроизведения в основе данной классификации структуры действующей Конституции РФ и перейти на более универсальное и более стабильное определение содержания предмета конституционного права.26

Катков Д.Б. и  Корчиго Е.В. по содержанию несколько  иначе классифицируют конституционно-правовые нормы. Авторы выделяют нормы:

-закрепляющие  основы конституционного строя;

-регулирующие  права и свободы человека и  гражданина;

-определяющие федеративное  устройство Российской Федерации;

-определяющие порядок  осуществления форм непосредственного народовластия;

-устанавливающие основы  организации государственной власти;

-закрепляющие систему  местного самоуправления;

-определяющие статус  Конституции Российской Федерации;27

2) по юридической  силе. Это основание находится  в прямой зависимости от:

-нормативно-правового  акта, в котором выражена та  или иная норма;

-места нормативных  правовых актов данного вида  в общей иерархической системе  нормативных актов;

-разграничения  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерацией  и ее субъектами.

На самом  деле, в соответствии с этой классификацией все нормы конституционного права  выстраиваются в определенной иерархии, по внешнему виду напоминающей пирамиду. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы  закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Следует учитывать, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, следует ссылаться на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;28

3) по территории  действия различают:

-нормы, действующие  на всей территории Российской  Федерации; например: нормы Конституции,  федеральных конституционных законов,  федеральных законов и т.д.;

-нормы, действующие  на территории субъекта Российской  Федерации; например: нормы конституций республик, нормы уставов областей и т.д.;

-нормы, действующие  в границах территории, на которой  осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования); например  нормы устава о местном самоуправлении;

-чрезвычайно  редко встречаются конституционно-правовые нормы, действующие на части территории субъектов Российской Федерации;29

4) по характеру  предписания различают нормы:  управомочивающие, обязывающие и  запрещающие. Это основание раскрывает  механизм регулирующего воздействия  конституционно-правовой нормы.

Управомочивающие  нормы закрепляют право субъектов  осуществлять предусмотренные в  этих нормах действия, определяют рамки  правомочий соответствующих субъектов. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83-90, 102, 103 Конституции Российской Федерации). Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. считают, что в качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы  закрепляют в конкретной форме обязанности  субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными  нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.30

Запрещающие нормы  содержат в своих предписаниях запреты  на совершение определенных действий, в них предусмотренных. В качестве примера запрещающей конституционно-правовой нормы можно привести ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»;

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория государства и и права"