Контрольная работа по предмету "Теория государства и и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

1. Используя текст Конституции, монографическую и учебную литературу, дайте характеристику норм конституционного права. Покажите различные виды конституционных норм. Докажите, что норма конституционного права является разновидностью юридических норм.
2. Используя текст Конституции, монографическую и учебную литературу, дайте характеристику правовому статусу депутата Государственной Думы.
3. Каким образом в Конституции Российской Федерации закреплены личные права граждан?

Файлы: 1 файл

Конституция содержание.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

5) по степени  определенности предписаний. По  этому основанию различают нормы:

- императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;

- диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, 26 Раздел I. Основы теории конституционного права выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для

разрешения  разногласий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации...» Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».В качестве примера можно привести ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма является диспозитивной;

6) по назначению  в механизме правового регулирования нормы бывают материальные и процессуальные (процедурные).

В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой  призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.31

Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована.

Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т. д.

7) по функциям, которые  выполняют правовые нормы, их  подразделяют на:

-регулятивные – непосредственно  регулируют общественные отношения,  определяя права и обязанности  их участников;

-охранительные – закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»);

-специализированные. Особенность специализированных  норм в том, что непосредственно  на основе них правоотношения  не возникают. Они имеют дополнительный  характер, который выражается в  том, что при регулировании  общественных отношений они присоединяются  к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся обобщающие нормы и нормы, регулирующие действие и применение других норм:

-обобщающие нормы: 

-общие – направлены  на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»);

-дефинитивные – в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ (ред. ФЗ от 02.11.2004 г. №127-ФЗ): «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»);

-декларативные  нормы – отражают принципы  регулирования общественных отношений  нормами данной отрасли (института)  права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2. Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»);

-нормы, регулирующие  действие и применение других норм («нормы о нормах»):

-оперативные  – изменяют или отменяют действие  иных норм, выполняя, таким образом,  служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»);

-коллизионные  нормы – определяют, какие нормы  из совокупности возможных применяются  к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).32

Как известно конституционные  нормы обязательны к исполнению, а это определяет обязанность граждан России заниматься реализацией Всеобщего воскрешения. Для этого нужно заниматься познанием этого явления. В соответствии с частью 3 статьи 56 не подлежат ограничению права и свободы предусмотренные частью 1 статьи 23 Конституции РФ, по которой «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», и в совокупности с частью 1 статьи 29 Конституции РФ по которой «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» получается, что свобода мысли частной жизни человека относящаяся к желанию жить не подлежит ограничению и после смерти человека. По сути, мысли людей выраженные как желание жить являются самой концентрированной и распространённой идеей за всю историю человечества. Ни одна другая идея не сравнима в количественном выражении с желанием человека жить. И если другие живущие люди поддерживают эту общемировую идею тех, кто жил раньше, то это является более обоснованным действием людей, нежели следовать любой другой идее. Желание жить предыдущих поколений, определяет то, что возобновление их жизни, то есть их воскрешение это полностью соответствующая действующему законодательству, исходящему из Конституции РФ деятельность граждан России. Конституционно это также утверждено статьями 2, 28 и 45 Конституции РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принадлежность той или иной нормы к правовой определяется отнюдь не ее структурой, а тем, что она установлена государством и ее исполнение обеспечивается необходимыми мерами воздействия, включая меры государственного принуждения. В этом смысле все конституционно-правовые нормы отвечают указанным требованиям, поскольку устанавливаются государством и предполагают соответствующую реакцию государства на нарушение содержащихся в них предписаний. В одних случаях — это определенный вид юридической ответственности. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». В других случаях за нарушение предписания конституционно-правовой нормы может последовать отмена или приостановление незаконного акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Используя текст Конституции, монографическую и учебную литературу, дайте характеристику правовому статусу депутата Государственной Думы.

 

 Правовой статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы определяется статьями 97, 98 Конституции РФ, Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и представляет собой права, обязанности и ответственность, правовые и социальные гарантии при осуществлении своих полномочий. Члены Совета Федерации являются представителями от субъектов РФ, а депутаты Государственной Думы - избранными представителями народа, которые уполномочены в соответствии с федеральными законами осуществлять законодательные и иные полномочия соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе соответственно.

Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Депутаты Государственной Думы не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также состоять членом органа управления коммерческой организации. При нарушении этих требований Государственная Дума может лишить депутата его полномочий. Согласно новому порядку формирования Совета Федерации эти положения распространяются и на членов Совета Федерации. Военная служба, служба в правоохранительных органах приостанавливается на весь срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы участвуют  в заседаниях палат, в работе комитетов  и комиссий, в парламентских слушаниях, выполняют поручения палат, вносят законопроекты, направляют должностным  лицам запросы и обращения. Они  имеют право беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, принимать участие в заседаниях коллегиальных органов, право на безотлагательный приём должностными лицами, право на получение информации, в том числе составляющей государственную тайну. Запросы должны быть рассмотрены в течение 30 дней, а парламентские запросы - в течение 15 дней. Депутаты Государственной Думы также поддерживают связь с избирателями и участвуют в работе депутатских объединений. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны предоставить депутату помещение и обеспечить условия для работы.

Депутаты Государственной  Думы обладают свободным мандатом, т. е. все они (в том числе и избранные в одномандатных избирательных округах) рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов государственной власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно этими органами отозваны.

Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в  течение всего срока полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, а также подвергнуты допросу. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Однако неприкосновенность распространяется лишь на действия, связанные с исполнением обязанностей члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы своих полномочий. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не может быть привлечён к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, а его дело передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний  по обстоятельствам, ставшим ему  известным в связи с исполнением  своих полномочий. По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральным министрам. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы может иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору (из них двух по работе в палате) и до тридцати помощников, работающих на общественных началах.

Депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной  Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации33" Общие положения гласят: «Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Срок полномочий депутатов палат начинается со дня  их избрания в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата. Согласно Закону Российской Федерации о статусе депутатов (ст. 11 Конституции РФ) депутаты обеих палат обладают правом законодательной инициативы. Депутаты обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой. Депутат принимает личное участие в заседании палаты, депутатом которой он является. Депутат вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами. Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального собрания - это законы Российской Федерации. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутаты Государственной  Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение, всего срока полномочий.

Статус депутатов  Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 30 января 2007 г.) и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность, с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента. Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория государства и и права"