Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

1. Проблема правового нигилизма в современной российской юриспруденции.
2. Соотношение терминов «правовой менталитет» и «правовое сознание».
3. Понятие интегративной юриспруденции.

Файлы: 1 файл

Правовой нигилизм России_ постановка проблемы.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Проблема правового нигилизма в современной российской юриспруденции

 

Содержание теории правового  нигилизма в российской юридической  науке представляет собой крайне опасный для России феномен, в  котором основной причиной выставлен  менталитет россиян.

Теория правового нигилизма России – это уже устоявшаяся основополагающая теория, на которой основывается не только юридическая наука, но и политическая элита в сфере принятия решений и публичных выступлений. О правовом нигилизме рассуждали практически все президенты России, а также многочисленные политики. Особенно актуальны такие рассуждения в свете неэффективности современной правовой системы, провальности правовых реформ.

Закономерно, что теория правового  нигилизма нашла отражение и  в ряде законодательных актов.

Но в чем же суть теории правового нигилизма? Если говорить откровенно, то российская юридическая доктрина основывается на постулате правовой бестолковости российского народа. Она характеризуется феноменом правового нигилизма, который «извечен и многолик в своих проявлениях»; «многолик, изощрен и коварен»; обладает «паутиной»; это «разновидность социальной патологии»; «важное звено механизма агрессии»; «часть айсберга общественного беспредела».

Путаясь в определении  сути правового нигилизма России, большинство исследователей  единодушно пришли к мысли, что правовой нигилизм - это истинное бедствие российской государственности, именно оно мешает России жить хорошо.

Так, «установлено», что правовой нигилизм – это существенная проблема на пути создания и укрепления государственности, так как «своим воздействием это явление разрушает  реальную силу права, его активную роль в урегулировании наиболее важных социальных отношений. Идеологически подвергая сомнению господство права, нигилизм тем самым подрывает саму возможность построения правовой государственности». Утверждается, что правовой нигилизм выступает в качестве одного из основных факторов, представляющих угрозу национальной безопасности России.

«Доказано», что правовое государство не построить без искоренения правового нигилизма: «Строительство правового государства требует решительной борьбы с правовым нигилизмом и условиями его возникновения».

Высказывается убеждение, что  правовой нигилизм России не позволяет  ему полноценно войти в «единое  правовое поле европейского сообщества»: «Проблема правового нигилизма актуализируется вхождением Российской Федерации в единое правовое поле европейского сообщества». 

Оказывается, именно правовой нигилизм тормозит развитие демократии в России: «практическому воплощению гуманистических идей, провозглашенных российской Конституцией, мешают различные негативные факторы и аномалии, одним из которых является правовой (или юридический) нигилизм. Именно его влияние в конечном счете способно затормозить проведение демократических реформ в России».

 Мало того, в правовом  нигилизме даже находят истоки  терроризма! Воистину, фантазия научного  мира не имеет предела. Но  беда не в том, что все  беды современного реформирования  России сваливают на некий  безумный правовой нигилизм. Проблема гораздо сложнее. И касается она основного носителя идеологии правового нигилизма – русских как нации. Большинство исследователей, особо не думая, считают именно русских виновниками этого страшного заболевания, разъедающего коррозией устои правового российского государства.  Пишут достаточно откровенно, как думают.

Так, О. Г. Щедрин находит следующие  изъяны русского правосознания: «Русскому  правосознанию в современной  России присущи следующие этнические особенности: государственно-правовой нигилизм, преобладающий во всех слоях российского общества, духовная ослабленность русского народа, отсутствие национального единства, национальной гордости и стремления отстаивать собственные права».

Данную позицию разделяет  Л.Г. Кумыкова: «В отличие от Европы, где идеи прав человека получили развитие со времен буржуазных революций, в России исторические особенности развития идеологического, социального, экономического и иного характера (имперская государственность, крепостничество, идеология отвержения или непризнания права, пропагандируемая многими направлениями общественно-политической мысли России XIX-XX вв., общинный коллективизм, командно-административная система, феномен советского права, «перестройка» и т.п.) отодвигали институт права на периферию, обусловив современное состояние проблемы правового нигилизма.

Мало того, современное  «неправовое» состояние души русских  совершенно серьезно выводится из института  рабства, якобы беспредельно существовавшего  на Руси.  Этот факт обосновывается различными представителями гуманитарных наук на историческом материале. Хотя  виднейшие представители исторической науки весьма и весьма осторожно относятся к самой возможности существования в Древней Руси института рабства. Так, И.Я. Фроянов убежден, что «…проблема рабовладения у восточных славян до сих пор остается в современной исторической науке дискуссионной и потому нуждающейся в дальнейших изысканиях».

Но совершенно не удивительно, что такие «дальнейшие изыскания» в науке произвели лица, стоящие  очень далеко от исторической науки и сделали свои полновесные выводы. Зачастую, такие выводы обладают характером неприкрытого русофобства. Откровенно доказывается и никем не опровергается, что русские – народ с рабской (холопской) психологией, которому нет дела до права. Так, в литературе отмечается: «Главным препятствием со времен Чаадаева и до сих пор является то, что мы до конца так и не преодолели психологию рабства, а оно порождает страх, эгоизм и местничество». Проблемы правового нигилизма видят в не до конца преодоленном «крепостном сознании».

Исследователи прослеживают целую цепочку развития нигилистической  правовой ментальности: рабство –  крепостничество – советский период «закабаления» русских - современный нигилизм.

Выясняется, что именно у  русских в генах заложен некий «комплекс сервильности»: «Комплекс сервильности развивает раболепие, распластанность перед властью, смиренность и приниженность. Но обратной стороной этого явления становится полная отстраненность от малейшей ответственности, возможность спрятаться за кем-либо, постоянная готовность преступить закон и моральные предписания в случае отсутствия контроля со стороны власти или общества. Логическим восприятием сервильного характера русского православного миросозерцания является идея служения. <…> На Руси служение было родом добровольного рабства, где ценен был факт всецелого подчинения общественному целому, внутренней оправданности мизерности индивидуального интереса».

Научный мир убеждает общественность, что дух крепостничества «никем не осознается, он просто имеет место быть. Он течет в наших жилах вместе с кровью, он сидит в каждой клеточке наших организмов, независимо  от того, кем мы являемся, к какой партии принадлежим, какие убеждения имеем и что думаем о себе и других».

Именно этот пресловутых «дух крепостничества» и обусловил правовой нигилизм России: «Одна из важных причин такого положения вещей в том, что деспотический характер российского государства, господство в нем крепостнического духа веками препятствовали развитию правового сознания и порождало правовой нигилизм, притом как среди простых людей, так и среди интеллигенции».

Косвенно доказывается тезис, что рабская психология русских  в отрицании права соотносится  с деспотическим характером государственной  власти, закономерно обусловливая ее. Так, Т.Ф. Юдина пишет, что «правосознание раба – это покорность, унижение, но никак не признание и не уважение к закону. Деспотический характер государственной власти в Российской Федерации обусловил формирование такого уровня правосознания российского общества, характерной чертой которого является правовой нигилизм.

Часто можно встретить  тезис о «рабски бунтарном» характере  России: «противоречивость, характеризующая  правовой менталитет российского народа, выражается, с одной стороны, в  раболепии перед властью, а с другой – влечением к вольнице, анархии, к вечному поиску “правды” и желанию построить свое государство как государство правды»; «Вот в таком  рабски бунтарском отношении к власти и содержится наиболее глубинная предпосылка правового нигилизма русских людей. В самом деле, как рабская покорность власти, так и бунт против нее не имеют никакого отношения к цивилизованным, правовым формам взаимодействия между государством и обществом».

Выясняется даже, что в  народном сознании России существует «архетип тоталитаризма»: «В данном случае мы сталкиваемся с проявлением такого архетипа, как тоталитаризм, который воспринимается как изначальная данность, благодаря чему появляется возможность формулировать большой комплекс политических и этических проблем в короткой и емкой форме – в виде мифологемы о сильном государстве, империи, третьем Риме».

Сложилась, как тенденция, традиционные русские ценности рассматривать  как основной источник правового нигилизма. Так, утверждается, что «русское искание правды жизни всегда принимало нигилистический характер», что «… отдаленные корни правового нигилизма не только уходят вглубь истории российского государства, но и изначально, неразрывно связаны с нравственными, по сути, категориями «правды», «добра», «справедливости», «гуманности» и т.п.»1; «Русское искание правды жизни всегда принимало нигилистический характер».

Выделяют определенные черты  правового менталитета, являющиеся истоками правового нигилизма. Это  традиционализм, который «преобразуется в ярко выраженный деспотизм устоявшихся представлений над любыми позитивными инновациями» и «стремление русского человека к абсолютной правде и справедливости, к абсолютному добру, то есть к неким крайним категориям»[30]. Всерьез убеждают, что виной отсталого российского правосознания явился интернационализм: «… простейшая логика приводит к мысли, что интернационализм мог существовать и утверждаться только путем уничтожения национально-религиозных ценностей, религиозно-правового сознания, народных сакрализованных представлений о справедливости, в первую очередь».

Соответственно, логично на основе вышеприведенного сделать вывод: современная  российская правовая ментальность, основанная на рабстве, крепостничестве, лени, стремлении к поиску правды и справедливости, интернационализме и пр. – носитель правового нигилизма. Иными словами, русские суть природные нигилисты права. Такое утверждение сродни фашистской идеологии. Если так пойдет дальше развиваться научная доктрина, то российские ученые будут всерьез утверждать, что русские - рабы по своей природе и им надлежит в этом состоянии оставаться вечно.

Так, утверждается, что «нигилистическое отношение к праву как тенденция  укоренено в специфике правового  менталитета россиян, составляя  одну из характеристик отечественной  культурной традиции». Отмечается, что «правосознание большинства россиян характеризуется доминированием размытых представлений о праве, правовой сфере, недоверием к учреждениям права, в особенности к законодательным и правоохранительным органам» 2. Доказывается, что «современное правосознание россиян неустойчиво и эклектично, основным доказательством чему является правовой нигилизм, рассредоточение содержания и объектов права, имеющие исторические корни». Обосновывается, что «проявление нигилизма в отношении социальной ценности права, к сожалению, специфическая черта российской ментальности».

Характерны и рассуждения: «… Российский менталитет неадекватно воспринимает ценности правовой культуры общества, что правовой менталитет дистанцируется от правовой культуры, от ее общечеловеческих ценностей и начал, таких, как неотчуждаемые права человека, правовая автономия индивида в рамках юридического сообщества, доминанта права над государством и т.д. Это происходит, поскольку данные социально-правовые ценности для российской ментальности нетрадиционны. Они не стали “родными” для российского сознания, что объясняется его нерациональностью».

В отношении к российскому народу доказывается положение, что «уважение  к закону – весьма серьезная вещь. Оно обеспечивает “игру по правилам”, а значит, надежность и предсказуемость самых разных отношений как между гражданами, так и между гражданином и государством. Российский правовой нигилизм всем известен. Неукоснительность исполнения закона должна входить в нашу жизнь, становиться привычкой для всех граждан, вне зависимости от их социального и финансового положения».

А.Н. Зрячкин убежден, что «одним из постоянных источников правового  нигилизма можно считать своеобразный российский менталитет, точнее, его  отдельные черты. Для него характерно неуважительное отношение к законам, порядку. К сожалению, мы не слывем в мире, в отличие, например, от японцев, англичан, немцев законопослушной нацией. У нас многие считают, что если следовать закону – успеха не добьешься. Указанная точка зрения способна спровоцировать не только правовой нигилизм, но и правовой цинизм, который в своих проявлениях влечет наиболее тяжкие последствия».  

Таким образом, можно сделать следующий  вывод в своем настоящем виде учение о правовом нигилизме это  псевдонаучная теория, основанная на дискриминационном отношении к русской нации и российской истории.

Но есть ли вообще такой феномен  как российский правовой нигилизм? При таком расплывчатом подходе, который занимает научный мир, правовой нигилизм можно найти в любом  обществе, даже самом законопослушном, самом демократическом. Неужели в США население законопослушно? Нет там убийств, изнасилований, нет краж? Неужели там все поголовно соблюдают законы? А во Франции, Англии, Германии? Конечно, это все мифы, которые преследуют вполне определенную цель: дискредитация россиян.

Что же представляет собой российская действительность? Миф о правом нигилизме  является одним из важнейших при  реализации полномасштабной рецепции западного права. Именно он позволяет государству полностью отказаться от отечественной традиционной культуры, обвинив ее и ее носителя – российский народ в неспособности реализовывать самые насущные проблемы общества. Соответственно, предлагаются различные проекты по изменению правовой системы на наиболее «передовые». Второй миф, необходимый для полномасштабной рецепции западных ценностей – это то, что именно на Западе существует истинная правовая культура, основывающаяся на незыблемых  человеческих ценностях и проверенных веками. При этом всячески камуфлируется, что при любой рецепции права заимствованные правовые идеи, принципы, институты подгоняются политической элитой под свои, не всегда совпадающие с общественными и государственными, интересы.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"