Контрольная работа по "Проблемам теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости.

Содержание работы

1.Гражданское общество и государство. Проблема типологии отношений…….3
2.Понятие и виды юридически значимого поведения…………………………..13
Список использованных источников…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

К.р. по ТГП.docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – 

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения

Контрольная работа

по дисциплине «Проблемы теории государства и права»

 

Вариант № 9

 

Работу выполнила студентка

Мельникова Н.С.

группа 5-1Ю

г. Орел

Замечания по работе

 

 

 

Работу проверил

Сизов В.Е.


 

 

 

Отметка о зачете                                  дата «____» _________2011 г.

Подпись преподавателя  ________________

 

 

 

 

 

 

г. Орел, 2011 г.

Содержание

 

  1. Гражданское общество и государство. Проблема типологии отношений…….3
  2. Понятие и виды юридически значимого поведения…………………………..13

Список использованных источников…………………………………………...18

 

1. Гражданское общество и государство. Проблема типологии отношений

 

Государство и общество не тождественны. Их следует  различать. Государство выделилось из общества на известной ступени  его зрелости. Общество - мать государства, и соответственно государство - дитя общества, продукт общественного развития. Каково общество - таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным и цивилизованным.

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет  правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные  проблемы государственности, увидеть  перспективы политических и собственно государственных форм, в которых  развиваются живые общества различных  стран. Само общество не является простой  совокупностью индивидов. Это сложный  социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего с  производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество - сложная  динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это  такая общность индивидов, где действуют  уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания  человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального  общественного развития1.

Рассмотрение  общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически (выделить различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, духовной), в-третьих, назвать субъектов социального общения (личность, семья, нация, государство и др.).

Одни  и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах  и в разных сферах общественной жизни  заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит и государство. Политическая система - это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения. Политическая система включает в себя четыре подсистемы:

1) политические  организации;

2) политические  нормы;

3) политические  отношения;

4) политическую  идеологию.

Говорят также о субъектах политической системы институционального (парламент, президент, правительство, профсоюзы  и др.) и функционального уровня (армия, церковь, лобби, оппозиция и  т.д.). Называют и функции политической системы:

- определение  целей развития общества;

- политическая  интеграция общества;

- регулирование  режима общественно-политической  деятельности;

- легитимация  политического режима;

- мобилизация  ресурсов и др.

Политическую  систему общества образуют многообразные  организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Сооношение гражданского общества и его политической системы - это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образований людей - все это отражается на политических институтах.

Главными  политическими объединениями борьбы за власть и удержание власти в современном обществе выступают политические партии. Большая роль принадлежит также профессиональным союзам, объединениям по возрастному и половому признаку. Если такие организации сформировались, упрощается выявление интересов разных групп населения, поиск лидеров, способных воплощать волю граждан в жизнь. Но такая множественная (плюралистическая) демократия возможна только в свободном обществе свободных людей2.

Свобода не привносится в общество по мановению  волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической оснащенностью хозяйства. Она зависит от отношений собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества напрямую связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.). И в самой большой степени эта свобода определяется следованием всех праву.

Само  право можно рассматривать как  проявление природы вещей, как объективно обусловленную форму свободы в реальных отношениях, формальную меру этой свободы, всеобщую, нормативную и общеобязательную. Формальное равенство и формальная справедливость - вот наиболее общие требования права в приближении к идеалу совершенного гражданского общества.

Фактическое равенство и полная справедливость в социальных отношениях - идеал, который граничит с утопией. В любом случае движение к идеалу осуществляется через посредство государства, через его законы и их неуклонное осуществление.

 Правовое государство – это такое государство, в котором созданы благоприятные условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для последовательного связывания с помощью права и определённого ограничения политической (государственной) власти в целях недопущения злоупотребления ею.

Основные  признаки правового государства3:

1. Верховенство правового закона. В законодательстве все нормативно-правовые акты подчинены Конституции и правовым законам.

2. Связанность законом самого государства. Издавая законы, государство адресует их населению и самому себе.

3. Широкий комплекс прав и свобод граждан с гарантией всех видов их обеспечения в сочетании с выполнением гражданами обязанностей, установленных законами и Конституцией. Социальные гарантии не зависят от статуса гражданина, все равны перед законом и судом.

4. Создание системы государственных органов, которые занимаются вопросами обеспечения и использования прав и свобод гражданами.

5. Правовое воспитание, повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе.

Становление, развитие, функционирование правового  государства является формированием  гражданского общества.

Гражданское общество может быть определено как  совокупность негосударственных экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных ценностей  и отношений, которые образуют особую сферу интересов автономных индивидов, преследующих свои цели и цели своих  объединений.

Понятие "гражданское общество" - одно из самых распространённых категорий  политологии, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие  умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или  упоминали его, подводя к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к  государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём4.

Причины возникновения гражданского общества.

Первая  причина связана с частной  собственностью. Именно частная собственность  во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

Вторая  причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике, в которой в одиночку выжить труднее.

Третья  причина связана с тем, что  государство призвано максимально  удовлетворять интересы и потребности  своих граждан. Они многочисленны  и разнообразны. Различные объединения  и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы.

Гражданское общество является самостоятельной формой социальной организации. Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

У понятия  “гражданское общество” есть несколько  значений. В качестве социологической  категории это понятие констатирует, что есть некая реальность, охватывающая всю совокупность неполитических отношений. Если вычесть из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов и ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере, то оставшаяся часть и будет  называться гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д. Иными словами, гражданское общество – это все то, что неподконтрольно государству.

В качестве социологической категории “гражданское общество” констатирует, что есть реальность, представляющая собой совокупность неполитических отношений. Однако в  качестве идеологического понятия  “гражданское общество” указывает, какой должна быть эта реальность. В социологическом смысле гражданское  общество появилось раньше государства. Оно было уже у первобытных  охотников и собирателей. Государство  возникло лишь 5 – 6 тысяч лет назад.

Взаимосвязь общества и государства можно  объяснить с помощью теории систем. В соответствии с этой теорией  все системы делятся на два  основных типа: корпускулярные и жесткие. В корпускулярной системе элементы взаимодействуют свободно, легко  заменяются на аналогичные. В жестких  системах все части подогнаны  друг к другу так, что для нормального  функционирования данной системы необходимо их одновременное существование  и взаимодействие между ними. Общество – корпускулярная система, но для  того чтобы существовать, оно создает  институты, являющиеся по отношению  к нему жесткими системами5.

Общество  представляет собой систему социальных институтов, благодаря которым происходит его функционирование. Важнейшим  из них является государство. Государство – это исторически сложившаяся организация политической власти, организующая, направляющая и контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями. Это наиболее общая форма социальной организации, важнейший институт политической системы общества.

Всякий функционально определяемый объект действует в определенной системе типа "субъект-объект", т. е. выполняет некие функции по отношению к определенному субъекту. Государство как институция, правовая организация публичной политической власти выполняет определенные функции по отношению к обществу — совокупности индивидов, объединенных обменными отношениями. В доиндустриальном обществе социальные группы несвободных или полусвободных полностью или частично исключаются из государственно-правового общения. Тем не менее доиндустриальное государство выполняет свои функции не только по отношению к совокупности участников государственно-правового общения, но и по отношению к обществу в целом. Последнее достигается хотя бы за счет того, что государство гарантирует определенный порядок общественных отношений, в рамках которого обеспечивается существование всех социальных групп.

По мере исторического прогресса общества, государственности и права в индустриальном обществе достигается разделенность политических и экономических отношений, сферы политической власти и сферы собственности, публичного права и частного права. Сфера обменных отношений становится относительно независимой от государственно-властного вмешательства, возникает феномен гражданского общества, в котором отношения между частными лицами не опосредованы публичной властью и в котором все члены общества в равной мере формально свободны. В исторически развитой государственно-правовой ситуации следует говорить о функциях государства как публично-властной институции по отношению к гражданского обществу, точнее, к общности индивидов, социальных групп, ассоциаций, объединенных в гражданское общество6.

Информация о работе Контрольная работа по "Проблемам теории государства и права"