Контрольная работа по "Проблемам теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости.

Содержание работы

1.Гражданское общество и государство. Проблема типологии отношений…….3
2.Понятие и виды юридически значимого поведения…………………………..13
Список использованных источников…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

К.р. по ТГП.docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

Такой подход к функциям государства предполагает различение сфер гражданского общества и государства.

Первая — это сфера свободной, автономной активности, в которой действуют индивиды, преследующие частные цели и интересы. Сюда входят прежде всего экономика и культура.

Субъекты гражданского общества формально равны, их отношения регулируются частным правом. В качестве таких субъектов выступают не только и не столько отдельные индивиды но и социальные группы и ассоциации — общественные объединения, политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и т. д. В этом контексте государство выступает как публично-властная институция, управляющая гражданским обществом в целом и призванная действовать во всеобщих интересах. Государство при этом не должно мешать реализации частных устремлений, конкурирующих в сфере гражданского общества. В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет по отношению к общим, или государственным, интересам.  Этому принципу соответствует формулировка ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Однако в конкретных случаях коллизии прав человека и общих интересов могут разрешаться и в пользу последних.

Государство как публично-властную институцию можно рассматривать в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как системе управляемой. Вместе с тем гражданское общество — это саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. Саморегулирующаяся — это такая система, которая сама способна закреплять в себе все полезные для нее элементы и связи и отбрасывать все вредное. Основные механизмы саморегулирования гражданского общества — это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и свободный доступ к независимому правосудию (юридический механизм). Описание гражданского общества как системы управляемой и одновременно саморегулирующейся не означает противоречия. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что само формирует для себя управляющую систему, задает параметры и пределы государственного вмешательства и предопределяет функции государства (модель демократии). Вместе с тем государство как публично-властная институция обладает относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу. Последнее означает возможность такого государственного вмешательства в дела гражданского общества, которое происходит независимо от воли большинства субъектов гражданского общества (авторитарная модель)7.

Функции государства по отношению к обществу (гражданскому обществу) — это основные направления его деятельности, нацеленной на решение общих дел субъектов  общества (гражданского общества). Необходимость  решения этих общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким  образом, функции государства —  это основные направления деятельности государства по решению стоящих  перед ним задач. Объяснить функции  государства — значит объяснить  стоящие перед ним задачи и  способы их осуществления.

В современной  литературе используется понятие "генеральная функция государства". Это понятие должно объяснить предназначение государства по отношению к обществу (гражданскому обществу). Этим понятием, по существу, охватывается решение всех возможных задач государства — задач, относящихся к минимальной функции государства, и особых задач современного социального (социального правового) государства.

Различаются внутренние и внешние функции  государства. Последние означают осуществление  задач государства в международных  отношениях. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние  функции осуществляются по отношению  к одному и тому же субъекту —  гражданскому обществу, обществу, в  котором существует государство. При  этом решение некоторых задач, например экологической, достигается за счет деятельности государства как внутри страны, так и за ее пределами, за счет участия государства в деятельности мирового или регионального сообщества государств.

У международного сообщества есть свои функции и задачи. Так, отдельное государство, осуществляя  функцию обеспечения свободы, безопасности и собственности, создаёт и защищает правопорядок внутри страны (внутренняя правовая функция) и осуществляет оборону страны, дипломатическим путем защищает права и интересы своих граждан за границей (внешняя правовая функция). Но отдельное государство не может устанавливать мировой, международный правопорядок, не вправе вести борьбу с международным терроризмом на территории других государств без санкции этих государств и т. д. Международный правопорядок, его защита, а также международно-правовая защита прав человека в тех странах, где они явно нарушаются, — это задачи и функции правового сообщества государств, но не отдельных государств, даже если это сверхвеликие державы. Поэтому внешнюю правовую, равно как и внешнюю экологическую, функцию государства в международных отношениях следует понимать как участие государства в деятельности международного правового сообщества государств8.

Правовое  государство есть политическая форма  гражданского общества. Правовое государство  и гражданское общество тесно  взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

2. Понятие и виды юридически значимого поведения

 

Человек – существо социальное, общественное. Для удовлетворения своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь различную степень социальной значимости. Своим поведением индивид может принести контрагентам как значительную пользу, так и существенный вред. В этой связи государство, будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, устанавливает своеобразные границы социально значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.

Юридически значимое поведение - это  урегулированное правом, типичное, социально-значимое и сознательно  волевое поведение субъектов, влекущее юридические последствия.

Признаки юридически значимого  поведения9:

1) содержание из поступков, которые  выражены внешне в форме физических  телодвижений, словосочетаний либо  иной совокупности действий, переходящих  в целенаправленную деятельность;

2) наличие характера социально  значимого, типичного, сознательно-волевого  поведения;

3) внутренний (со стороны субъекта) и внешний (со стороны государства)  контроль;

4) государственная оценка и официальное  документальное закрепление в  нормативных правовых актах;

5) четкое и детальное определение  дозволения и запретов;

6) влечение юридически значимых  последствий. 

Юридически значимое поведение  выражается в двух ипостасях: правомерном  и противоправном поведении. Правомерные  и противоправные поступки нуждаются  в четком разграничении. Для этого  необходимо использовать совокупность признаков, отражающую различные стороны данных явлений.

Основным элементом юридически значимого поведения является юридически значимый поступок. Объектно-субъектная характеристика юридически значимого  поступка позволяет наиболее адекватно  рассмотреть вопрос о его формах как способах его существования  и проявления, внешнего выражения  в социально-правовой реальности, предопределенных способом правового регулирования  общественных отношений. Формами юридически значимого поведения являются: а) физические действия; б) бездействие.

Юридически значимое действие - получившее оценку в правовых предписаниях, внешне выраженное в телодвижениях активное проявление воли человека, совершаемое  с использованием определенных средств  и способов, влекущее или способное  повлечь юридически значимые последствия. В зависимости от характера последствий  юридически значимые действия делятся  на правомерные и противоправные10.

Правомерным следует считать действие: 1) социально полезное; 2) массовое; 3) имеющее внешне выраженный волевой  характер; 4) предусмотренное (регламентированное) правом или не запрещенное им; 5) соответствующее  правовым предписаниям; 6) влекущее или  способное повлечь юридически значимые последствия; 7) обеспечиваемое поддержкой государства.

Наиболее развитую форму активного  правомерного поведения представляет юридическая деятельность.

Противоправное действие, будучи разновидностью правонарушения, характеризуется следующими основными признаками: 1) является общественно  опасным; 2) совершается виновно; 3) противоречит действующему праву; 4) совершается в активной форме; 5) совершается вменяемым деликтоспособным лицом; 6) влечет применение мер юридической ответственности.

Составной частью теории юридически значимого действия является категория  правовой активности. Правовая активность может быть не только правомерной, но и противоправной. Также допустимо  рассматривать правовую активность в двух основных аспектах: содержательном (с учетом мотивации) и функциональном (как степень интенсивности деятельности)11.

Юридически значимое бездействие - регламентированное правом пассивное  поведение субъекта, выраженное в  неиспользовании лицом предоставленных  ему возможностей, либо несовершении обязательных действий. Бездействие  приобретает юридически значимый характер только в ситуации, находящейся в  сфере правового регулирования.

Правомерным признается бездействие: 1) соответствующее предписаниям действующего законодательства, 2) не нарушающее их, 3) не противоречащее ни одному из действующих  правовых предписаний, 4) получающее позитивную социальную оценку. Правомерное бездействие  может выражаться, как в форме  соблюдения правовых запретов, так  и в форме неиспользования  своих прав, предусмотренных уполномочивающими  нормами.

Бездействие противоправно, если закон  предписывает действовать в соответствующих  ситуациях определенным образом. Граница  между правомерным и противоправным бездействием подвижна и проходит там, где начинается невыполнение юридических  обязанностей. Для обобщающей характеристики совокупности юридически значимых бездействий  лица используется категория правовой пассивности. Как и правовая активность, пассивность в правовой сфере имеет два аспекта: позитивный (правомерный) и негативный (противоправный).

Юридически значимое действие и  юридически значимое бездействие - парные юридические категории, так как: 1) выражают двоичность юридической  информации; 2) внутренне диалектически  связаны; 3) взаимообеспечивают и взаимно  дополняют друг друга; 4) отражают в  своей совокупности специфический  баланс мотивационных правовых средств; 5) являются юридическими средствами и  сопряжены с использованием других юридических средств. Корреляционная, системообразующая связь парных категорий «действие» и «бездействие»  выражается так. Если субъект имеет  возможность или обязанность  действовать, но не делает этого, имеет  место быть бездействие. Если возможность (или обязанность) реализована - речь идет о действии. Точно также в  ситуациях, когда субъект мог  или должен был бездействовать, и  не сделал этого - совершено действие, а если мог или должен был действовать, но поступил иначе - совершено бездействие. Бездействие более статично по сравнению  с действием. Но оно может превратиться в действие12.

Разновидность юридически значимого  поведения – это правомерное  поведение, под которым понимают поведение, соответствующее норме  права и не нарушающее ее. Признаки правомерного поведения:

1) социальная значимость;

2) соответствие требования права;

3) обеспечение и поддержка государством;

4) выражение как в положительных  действиях, так и в положительном  бездействии;

5) контроль со стороны лица  и государства;

6) наличие юридических последствий

Виды правомерного поведения:

1) по степени социальной значимости:

а) необходимое, которое затрагивает  основы жизнеспособности всего общества;

б) желательное, которое отвечает частным  интересам общества и удовлетворяет  потребности отдельных субъектов;

в) допустимое, которое имеет сомнительную общественную или индивидуальную пользу, но разрешено государством из-за высокой  социальной значимости;

2) по личной мотивации:

а) в форме восприятия правовых норм как ориентиров поведения, наиболее целесообразных и соответствующих  интересам общества;

б) в форме подчинения правовым требованиям, но без внутреннего  согласия либо наличия сомнений в  справедливости этих требований (конформистское поведение);

в) в форме боязни субъектом наказания  за другие варианты поведения;

3) по степени социальной активности  субъекта:

а) обыденное, выраженное в повседневном правомерном поведении субъекта;

б) активное, выраженное в совершении положительного действия, но связанного с дополнительными затратами  времени, сил, материальных средств  и т.д.;

в) пассивное, выраженное в положительном  бездействии, которое связано с  добровольным отказом от использования  субъектом принадлежащих ему  прав и свобод13.

  

Список  использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в редакции от закона РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26.01.2009. - № 4. – 44
  2. Кожевников, С.Н. Государственная власть и правовая политика / С.Н. Кожевников // Государственная власть и местное самоуправление. - 2002. - № 1. - С. 35-40.
  3. Кучерена, А.Г. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития: учебное пособие / А.Г. Кучерена, Ю.А. Дмитриев. - М. : ЮНИТИ: Закон и право, 2009. – 255 с.
  4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.и., проф. В.С. Нерсесянца. - М. : Норма, 2004. - 832 с.
  5. Прусаков, А.Д. Действие как форма юридически значимого поведения // Право и государство: Теория и практика. - М. : Издательский дом «Право и государство», 2008. - № 6. - С. 22-31.
  6. Прусаков, А.Д. Понятие и виды юридически значимого поведения // Актуальные проблемы государственно-правовой науки. Теория и практика административной деятельности органов внутренних дел: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Саранск, 6-7 дек. 2006 г. / Ред. кол. Ю.Б. Сысуев (отв. ред.) [и др.]. Саранск : Издательство Мордовского университета, 2006. 
  7. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. / Л.П. Рассказов. - М. : РИОР, 2009. – 387 с.
  8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.C. Пиголкина. - М. : Юрайт-Издат, 2005. - 613 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Проблемам теории государства и права"