Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:21, контрольная работа
Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости.
1.Гражданское общество и государство. Проблема типологии отношений…….3
2.Понятие и виды юридически значимого поведения…………………………..13
Список использованных источников…………………………………………...18
Такой подход к функциям государства предполагает различение сфер гражданского общества и государства.
Первая — это сфера свободной, автономной активности, в которой действуют индивиды, преследующие частные цели и интересы. Сюда входят прежде всего экономика и культура.
Субъекты гражданского общества формально равны, их отношения регулируются частным правом. В качестве таких субъектов выступают не только и не столько отдельные индивиды но и социальные группы и ассоциации — общественные объединения, политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и т. д. В этом контексте государство выступает как публично-властная институция, управляющая гражданским обществом в целом и призванная действовать во всеобщих интересах. Государство при этом не должно мешать реализации частных устремлений, конкурирующих в сфере гражданского общества. В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет по отношению к общим, или государственным, интересам. Этому принципу соответствует формулировка ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Однако в конкретных случаях коллизии прав человека и общих интересов могут разрешаться и в пользу последних.
Государство как публично-властную институцию можно рассматривать в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как системе управляемой. Вместе с тем гражданское общество — это саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. Саморегулирующаяся — это такая система, которая сама способна закреплять в себе все полезные для нее элементы и связи и отбрасывать все вредное. Основные механизмы саморегулирования гражданского общества — это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и свободный доступ к независимому правосудию (юридический механизм). Описание гражданского общества как системы управляемой и одновременно саморегулирующейся не означает противоречия. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что само формирует для себя управляющую систему, задает параметры и пределы государственного вмешательства и предопределяет функции государства (модель демократии). Вместе с тем государство как публично-властная институция обладает относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу. Последнее означает возможность такого государственного вмешательства в дела гражданского общества, которое происходит независимо от воли большинства субъектов гражданского общества (авторитарная модель)7.
Функции государства по отношению к обществу (гражданскому обществу) — это основные направления его деятельности, нацеленной на решение общих дел субъектов общества (гражданского общества). Необходимость решения этих общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким образом, функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Объяснить функции государства — значит объяснить стоящие перед ним задачи и способы их осуществления.
В современной литературе используется понятие "генеральная функция государства". Это понятие должно объяснить предназначение государства по отношению к обществу (гражданскому обществу). Этим понятием, по существу, охватывается решение всех возможных задач государства — задач, относящихся к минимальной функции государства, и особых задач современного социального (социального правового) государства.
Различаются
внутренние и внешние функции
государства. Последние означают осуществление
задач государства в
У международного сообщества есть свои функции и задачи. Так, отдельное государство, осуществляя функцию обеспечения свободы, безопасности и собственности, создаёт и защищает правопорядок внутри страны (внутренняя правовая функция) и осуществляет оборону страны, дипломатическим путем защищает права и интересы своих граждан за границей (внешняя правовая функция). Но отдельное государство не может устанавливать мировой, международный правопорядок, не вправе вести борьбу с международным терроризмом на территории других государств без санкции этих государств и т. д. Международный правопорядок, его защита, а также международно-правовая защита прав человека в тех странах, где они явно нарушаются, — это задачи и функции правового сообщества государств, но не отдельных государств, даже если это сверхвеликие державы. Поэтому внешнюю правовую, равно как и внешнюю экологическую, функцию государства в международных отношениях следует понимать как участие государства в деятельности международного правового сообщества государств8.
Правовое государство есть политическая форма гражданского общества. Правовое государство и гражданское общество тесно взаимосвязаны, друг без друга не существуют.
2. Понятие и виды юридически значимого поведения
Человек – существо социальное, общественное. Для удовлетворения своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь различную степень социальной значимости. Своим поведением индивид может принести контрагентам как значительную пользу, так и существенный вред. В этой связи государство, будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, устанавливает своеобразные границы социально значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.
Юридически значимое поведение - это урегулированное правом, типичное, социально-значимое и сознательно волевое поведение субъектов, влекущее юридические последствия.
Признаки юридически значимого поведения9:
1) содержание из поступков,
2) наличие характера социально
значимого, типичного,
3) внутренний (со стороны субъекта)
и внешний (со стороны
4) государственная оценка и
5) четкое и детальное
6) влечение юридически значимых последствий.
Юридически значимое поведение выражается в двух ипостасях: правомерном и противоправном поведении. Правомерные и противоправные поступки нуждаются в четком разграничении. Для этого необходимо использовать совокупность признаков, отражающую различные стороны данных явлений.
Основным элементом юридически значимого поведения является юридически значимый поступок. Объектно-субъектная характеристика юридически значимого поступка позволяет наиболее адекватно рассмотреть вопрос о его формах как способах его существования и проявления, внешнего выражения в социально-правовой реальности, предопределенных способом правового регулирования общественных отношений. Формами юридически значимого поведения являются: а) физические действия; б) бездействие.
Юридически значимое действие - получившее
оценку в правовых предписаниях, внешне
выраженное в телодвижениях активное
проявление воли человека, совершаемое
с использованием определенных средств
и способов, влекущее или способное
повлечь юридически значимые последствия.
В зависимости от характера последствий
юридически значимые действия делятся
на правомерные и противоправные10
Правомерным следует считать действие: 1) социально полезное; 2) массовое; 3) имеющее внешне выраженный волевой характер; 4) предусмотренное (регламентированное) правом или не запрещенное им; 5) соответствующее правовым предписаниям; 6) влекущее или способное повлечь юридически значимые последствия; 7) обеспечиваемое поддержкой государства.
Наиболее развитую форму активного правомерного поведения представляет юридическая деятельность.
Противоправное действие, будучи разновидностью правонарушения, характеризуется следующими основными признаками: 1) является общественно опасным; 2) совершается виновно; 3) противоречит действующему праву; 4) совершается в активной форме; 5) совершается вменяемым деликтоспособным лицом; 6) влечет применение мер юридической ответственности.
Составной частью теории юридически
значимого действия является категория
правовой активности. Правовая активность
может быть не только правомерной, но
и противоправной. Также допустимо
рассматривать правовую активность
в двух основных аспектах: содержательном
(с учетом мотивации) и функциональном
(как степень интенсивности
Юридически значимое бездействие
- регламентированное правом пассивное
поведение субъекта, выраженное в
неиспользовании лицом
Правомерным признается бездействие:
1) соответствующее предписаниям действующего
законодательства, 2) не нарушающее их,
3) не противоречащее ни одному из действующих
правовых предписаний, 4) получающее позитивную
социальную оценку. Правомерное бездействие
может выражаться, как в форме
соблюдения правовых запретов, так
и в форме неиспользования
своих прав, предусмотренных
Бездействие противоправно, если закон
предписывает действовать в соответствующих
ситуациях определенным образом. Граница
между правомерным и
Юридически значимое действие и юридически значимое бездействие - парные юридические категории, так как: 1) выражают двоичность юридической информации; 2) внутренне диалектически связаны; 3) взаимообеспечивают и взаимно дополняют друг друга; 4) отражают в своей совокупности специфический баланс мотивационных правовых средств; 5) являются юридическими средствами и сопряжены с использованием других юридических средств. Корреляционная, системообразующая связь парных категорий «действие» и «бездействие» выражается так. Если субъект имеет возможность или обязанность действовать, но не делает этого, имеет место быть бездействие. Если возможность (или обязанность) реализована - речь идет о действии. Точно также в ситуациях, когда субъект мог или должен был бездействовать, и не сделал этого - совершено действие, а если мог или должен был действовать, но поступил иначе - совершено бездействие. Бездействие более статично по сравнению с действием. Но оно может превратиться в действие12.
Разновидность юридически значимого поведения – это правомерное поведение, под которым понимают поведение, соответствующее норме права и не нарушающее ее. Признаки правомерного поведения:
1) социальная значимость;
2) соответствие требования права;
3) обеспечение и поддержка
4) выражение как в положительных
действиях, так и в
5) контроль со стороны лица и государства;
6) наличие юридических
Виды правомерного поведения:
1) по степени социальной
а) необходимое, которое затрагивает основы жизнеспособности всего общества;
б) желательное, которое отвечает частным
интересам общества и удовлетворяет
потребности отдельных
в) допустимое, которое имеет сомнительную общественную или индивидуальную пользу, но разрешено государством из-за высокой социальной значимости;
2) по личной мотивации:
а) в форме восприятия правовых норм как ориентиров поведения, наиболее целесообразных и соответствующих интересам общества;
б) в форме подчинения правовым требованиям, но без внутреннего согласия либо наличия сомнений в справедливости этих требований (конформистское поведение);
в) в форме боязни субъектом наказания за другие варианты поведения;
3) по степени социальной
а) обыденное, выраженное в повседневном
правомерном поведении
б) активное, выраженное в совершении положительного действия, но связанного с дополнительными затратами времени, сил, материальных средств и т.д.;
в) пассивное, выраженное в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от использования субъектом принадлежащих ему прав и свобод13.
Список использованных источников
Информация о работе Контрольная работа по "Проблемам теории государства и права"