Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 09:46, контрольная работа
Законодательная юридическая техника - система правил и приемов, используемые субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности. Законодательная техника должно обеспечить соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ЗабГУ»
Кафедра теории государства и права
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Проблемы теория государства и права»
ВАРИАНТ № 10
Выполнил: студент Юрз-08-3 Данзанова А.С. № зачетной книжки 272920 Проверил: Ходукин Д.В. |
Чита -2013
ТЕМА 10. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Задание 1.
В курсовой работе на тему «Правила юридической техники» студент написал, что юридическая техника – это установленные правила принятия законов, которые закреплены в Конституции РФ и Регламенте работы Государственной Думы. Далее по тексту курсовой работы студент подробно проанализировал процедуру принятия закона от момента внесения законопроекта до момента вступления закона в юридическую силу.
Раскрыл ли тему курсовой работы студент?
Какие функции выполняет юридическая техника в процессе правового регулирования?
Объясните отличия законодательного процесса от юридической техники.
Ответ:
На мой взгляд студент не раскрыл тему курсовой работы. Юридическая
техника отличается многогранностью, многоаспектностью. В юридической
литературе дано определение понятия юридическая техника – совокупность
средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами
при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для
обеспечения их совершенства. Виды юридической техники:
а) законодательная техника;
б) техника систематизации законодательства;
в) техника правоприменительных актов.
Законодательная техника – это совокупность правил, приёмов,
способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.
Правила законодательной техники:
а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) нормативных актов
(наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган
принятия, подпись соответствующего должностного лица и т.д.);
б) относящиеся к содержанию нормативного акта (регулирование
однородных общественных отношений, отсутствие пробелов, минимизация
исключений и отсылок и т.д.);
в) относящиеся к структуре нормативного акта (общие нормы помещаются в
начале нормативного акта, однородные нормы излагаются компактно,
например в главах, разделах нормативного акта, нумерация статей является
сплошной, стабильной и т.д.);
г) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость языка
нормативных актов, стандартность формулировок и т.д.).
Приёмы изложения норм права:
- по степени абстрактности изложения: абстрактный и казуистический;
- по степени полноты изложения: прямой, ссылочный, бланкетный;
- по форме предложения: в виде нормативного предложения (есть
Нормативные термины - «обязан», «вправе» и т.п.) или повествовательного
предложения (утвердительного, отрицательного).
Техника систематизации законодательства (нормативных актов)
предполагает использование таких способов его систематизации как учёт,
инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.
Техника правоприменительных (индивидуальных) актов связана с их
надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи,
время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необходимого
содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие
терминологического стиля языку законодательства и т.д.).
В своей курсовой работе студент проанализировал законодательный
процесс - упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда
последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона.
Задание 2.
Между студентами юридического факультета возник спор по вопросу: «От чего зависит качество юридической техники». Студент Волков утверждал, что качество юридической техники прямо зависит от технического обеспечения работы юриста, для чего юриста необходимо снабдить хорошим компьютером, оргтехникой, постоянно обновлять справочную правовую базу. Студентка Зайцева утверждала, что качество юридической техники прямо зависит от стажа работы, внимательности и добросовестности юриста.
Кто из студентов прав?
Выскажите свою точку зрения по существу спора.
Ответ:
С моей точки зрения в данном споре все же права студентка Зайцева. При выработке, систематизации правовых (нормативных) актов и их совершенства необходимы опыт, знания, навыки юриста. Современные технические средства лишь облегают его работу.
Задание 3.
Составьте сравнительную таблицу видов юридической техники по предложенной форме:
Вид юридической техники |
Общее определение |
Сфера применения |
Основные правила и приемы |
1.
Законодательная юридическая |
Законодательная юридическая техника - система правил и приемов, используемые субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности. Законодательная техника должно обеспечить соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. |
ФЗ, Указы, Постановление,Кодексы. |
Три вида: 1) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов ( реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия; название вида нормативного акта (закон,указ, постановление и т. д.); название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования; далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия); б) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений; в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определено. |
2.
Правоприменительная |
Правоприменительная техника — особый
относительно самостоятельный вид
юридической техники, представляющий
собой систему средств, способов
и правил профессиональной юридической
деятельности, используемых в рамках разрешительного типа правового регулирования
на этапе поднормативной регламент |
Акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов. (н-р, постановление, приговор, разрешение, протоколы ) |
Можно выделить следующие правила правоприменительной
техники: |
3. Интерпретационная юридическая техника |
Интерпретационная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) интерпретационных актов (актов толкования права). Акт толкования — это правовой акт, принятый компетентным государственным органом, должностным лицом или другим субъектом права и содержащий разъяснение норм права. |
ОпределенияКонституционного Суда, постановления Верховного и Высшео Арбитражного Судов, разъяснения Центризбиркома РФ, письма и инструкции органов государства. |
Правила подготовки
интерпретационных актов можно
объединить в три группы:
1)правила внешнего оформления;
2)правила формирования структуры; 3)содержательные
правила: |
Задание 4.
Дайте описание и приведите пример (из действующего законодательства) указанным в табл. основным правилам и приемам законодательной техники, заполните таблицу по данной форме:
Правило законодательной техники |
Сущность этого правила |
Пример использования |
1. Использование отсылочных предписаний |
Отсылки являются наиболее распространенным
видом связи нормативных 1. По юридической силе
нормативных правовых актов, к
которым делается отсылка: |
«Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня» (п.25 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ). «Отношения,связанные с назначением,
подготовкой и проведением рефе рендума
РФ регулируются Конституцией РФ, ФКЗ
«О референдуме РФ» и настоящим законом»
(п. 2 ст.11 вышеназванного ФЗ) |
.2.Использование бланкетных |
Бланкетные нормы, как и отсылочные,
не содержат в своей структуре
полного изложения тех или
иных предписаний, но указывают на другие
правовые установления, которые приняты
или могут быть приняты. Отличие
бланкетных норм от отсылочных состоит
в том, что если любую отсылочную норму
можно сформулировать как определенную,
включив в нее соответствующие части других
правовых норм, то с бланкетной нормой
этого сделать нельзя, поскольку такие
части могут не существовать (например,
правила пользования служебным транспортом). |
«Нарушение ветеринарных правил, повлекшее
распространение эпизоотии или
иные тяжкие последствия, - наказывается...»
(пункт 1 статьи 249 Уголовного кодекса
Российской Федерации). |
3. Использование примечаний |
В этимологическом смысле понятие «примечание» означает специальное подчеркивание, акцентирование внимания на каком-то обстоятельстве. Примечания могут быть классифицированы по следующим основаниям: по объекту «привязки» (или «сопровождения»): • примечания к нормативному правовому акту в целом; • примечания к разделу (части) акта; • примечания к статье нормативного правового акта; • примечание к элементу статьи; по степени структуризации текста акта: • примечания простые; • примечания сложные; по отраслевому принципу: • конституционные; • гражданско-правовые; • уголовно-правовые и так далее; • международного публичного права; Примечания в праве не только информация пояснительного характера. Нередко они выполняют функции нормативного дополнения и конкретизации. В примечаниях нередко помещаются законодательные перечни, классификации, приложения. |
Примечание. Начало дейсвия редакции - 04.05.2010. Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ, вступили в силу с 4 мая 2010 года (опубликован в "Российской газете" - 04.05.2010). По вопросу, касающемуся применения данного документа, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2. О порядке введения в действие документа см. Федеральный закон от 14.11.2002 137-ФЗ. Название документа "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)(ред. от 30.04.2010) |
4.Использование приложений |
1. Законодательные акты могут сопровождаться такими структурными единицами, как приложения. Подобные приложения принято относить к категории дополнительного нормативного материала, который, как правило, несет информацию обосновывающего, разрешающего, справочного характера. Приложения являются неотъемлемой частью законодательного акта. Содержательная часть приложений бывает различной. Это могут быть нормативные тексты в виде положений о чем-либо, таблицы, схемы, перечни, описания чего-либо и т.д. Правовые нормы, изложение которых производится в указанных формах, не следует включать в текстовую часть статей закона. Безусловное требование к любого рода приложениям – наличие в тексте закона нормы с указанием на определенный вид приложения. 2. Приложения располагаются
после основной нормативной законодательного акта на отдельном (отдельных) листе (листах). В правом верхнем углу первого листа, на котором помещается приложение, указываются слово "Приложение", его номер (если таковой имеется) без символа "№" и наименование закона. Изменения или дополнения текста приложения оформляются с учетом изложенных правил. Такие поправки в приложения включаются отдельными пунктами в статью 1 соответствующего закона. В случае признания приложения утратившим силу последующая нумерация приложений не изменяется |
19.
Присвоение классных чинов классный чин, составленного по форме согласно приложению к настоящему Закону, и решения аттестационной комиссии. или: Утвердить описание изменения
границы административно- единицы и муниципального образования город № (прилагается). Пример: Приложение 2 к Закону № области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" В приложении 4 слова "протокол собрания жителей" заменить словами "из протокола собрания избирателей". |
5. Деление НПА на общую и |
При подготовке и принятии любого нормативного акта законодатель всегда стремится к тому, чтобы наиболее общие принципиальные моменты регулирования, нормы, имеющие отношение ко всем сторонам и аспектам рассматриваемого вопроса и подлежащие учету при применении конкретных норм, поместить в начале акта, в числе его первых положений. Так формируется первая часть акта, которая обычно называется "общие положения", "основные принципы", "общие предписания" и т. п. Во многих наиболее значительных кодификационных актах (обычно это кодексы) она традиционно называется "общая часть" (в отличие от "особенной части"). При многозвенной структуре акта такие общие положения могут быть в каждой его крупной рубрике. Формулирование общих
положений обеспечивает разумную компактность,
краткость изложения |
Уголовный кодекс РФ, |
6. Использование нетипичных |
В последнее время законодатель все больше использует так называемые нетипичные формы изложения нормативных предписаний: схемы, таблицы, карты, чертежи и т. д. Используются они, хотя и в меньшей степени, в законах, в том числе и в недавно принятых. При этом такого рода предписания помещаются обычно не в приложениях, что было характерно для прошлых лет, а непосредственно в основном тексте акта. Думается, что это целесообразно, так как при этом внимание исполнителей не распыляется и, главное, придается равноценность таких предписаний по сравнению с другими. |
Наиболее часто они помещаются в ведомственных актах, много их в президентских, правительственных решениях, актах глав администраций. |
7. Использование реквизитов НПА |
Эти обязательные элементы нормативного акта, свидетельствующие о его официальном характере, юридической силе, показывают, какой правотворческий орган и когда принял данный акт, в какую форму его воплотил, удостоверяют его формальное действие. К формальным реквизитам нормативных актов, принимаемых правотворческими органами субъектов Российской Федерации, относятся: наименование вида акта (Указ Президента Республики Мордовия, постановление Правительства города Москва и т. п.), указание места и даты принятия. В конституциях и законах республик в составе Российской Федерации, уставах и законах иных субъектов Федерации не указывается орган, их принявший, поскольку презюмируется, что такие акты являются формой непосредственного олицетворения народовластия. Среди формальных реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты. Заголовок нормативного акта также является внешним формальным реквизитом и составной частью поискового образа документа. |
Администрация городского округа "Город Чита Постановление администрации городского округа "Город Чита" от 12 апреля 2013 г. n 70 "Об утверждении муниципальной целевой программы "комплексные меры по противодействию злоупотреблением наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения городского округа "город Чита" на 2014 - 2016 гг."….. Мэр города Читы….. |
8. Использование юридических фикций |
Юридическая фикция представляет собой
сложный прием юридической Фикция – абстрактное понятие, применимое к социальным явлениям разного рода, в том числе к различным аспектам, граням юридического бытия. Фикции не изменяют своей глубинной сути, проявляясь на разных уровнях социальной реальности. Примером этого ярко служат конструкция юридического лица, определение его понятия, природы, сущности, признаков. Основным критерием отличия фикций от презумпций является заведомая неистинность фикции, в отличие от вероятностной истинности презумпции. При помощи фикции – приема юридической техники конструируется несуществующая или точнее условная реальность. |
Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням (ст. 192 ГК РФ). Хотя в действительности срок в половину месяца может и не совпадать со сроком в пятнадцать дней. Например, в феврале – 28 дней, значит половина – 14 дней, а законодатель установил – Если допустить, что эта фикция отсутствует, как тогда быть с половиной февраля в високосный год? Или как быть в том случае, если половина началась в марте, а закончилась в апреле? Фикция дает в этом случае простой и легкий выход: неважно, сколько дней в реальном месяце, полвина месяца – всегда пятнадцать дней. |
Задание 5.
На Совете университета многие преподаватели отметили, что в последнее время наблюдается снижение общей культуры поведения студентов в вузе, особенно ярко это проявляется в культуре межличностного общения, в употреблении жаргонов, в одежде и внешнем виде, в некорректном использовании мобильной связи. Совет университета объявил конкурс по разработке проекта правил студенческой этики на следующих условиях:
1) правила должны быть краткими (2 … 3 стр.);
2) в правилах необходимо
а) общие положения;
b) нормы поведения на территории вуза и на занятиях;
c) требования к одежде и внешнему виду;
d) требования по использованию мобильной связи;
e) ответственность за нарушения.
Подготовьте проект правил студенческой этики вашего вуза (можно подготовить групповой проект и защитить его на семинарском занятии). При подготовке соблюдайте все правила законодательной техники.
Кодекс студенческой этики | ||
| ||
|
Информация о работе Контрольная работа по Проблемам теорим государства и права