Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 09:55, контрольная работа
О значении закона, законности для социального благополучия, нормального функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано немало. Еще мыслитель древности Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену». Много лет прошло с тех пор, а роль закона в регулировании общественных отношений, которые в ходе социального прогресса естественно усложняются, обогащаются, наполняются новым содержанием, неизменно возрастает.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ………………………………………………….4
1.1. Предмет и пределы надзора…………………………………………..9
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………….12
ЗАДАЧА………………………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байкальского государственного университета
экономики и права в г. Усть-Илимске
(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)
Кафедра Права
Специальность 030501 Юриспруденция
Зачетная книжка № 6664
контрольная работа
по дисциплине «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»
вариант 9
Руководитель
Преподаватель
Исполнитель
Студент группы ЮПГу-09
Усть-Илимск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ………………………………………………….4
1.1. Предмет и пределы надзора…………………………………………..9
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………….12
ЗАДАЧА………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….15
ВЕДЕНИЕ
О значении закона, законности
для социального благополучия, нормального
функционирования общества, полнокровной
жизни всех и каждого сказано
немало. Еще мыслитель древности
Гераклит заметил, что «народ должен
защищать закон как свой оплот, как
охранительную свою стену». Много
лет прошло с тех пор, а роль
закона в регулировании общественных
отношений, которые в ходе социального
прогресса естественно
На состоянии законности
в Российской Федерации, прежде всего,
сказываются объективные
Плохо обстоит дело с исполнением
действующих законов. На фоне общего
падения социальной дисциплины в
стране усилился правовой нигилизм. Распад
прежней системы
Нормализовать сложившуюся ситуацию в сфере законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им принадлежит функция надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в РФ в целом.
Все сказанное позволяет определить избранную для исследования тему «Прокурорский надзор за исполнением законов» как весьма актуальную и значимую для современного периода развития России.
1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
Надзор за исполнением
законов и законностью
Характеризуя содержательную сторону сферы прокурорского надзора за исполнением законов, можно сказать, что в сферу этой деятельности прокурора входят практически все общественные отношения, за исключением тех, которые возникают в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ, и некоторые другие), регулируемой уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и рядом иных, сравнительно немногочисленных законодательных актов.
Сущность и назначение
надзора за исполнением законов
главным образом определяет надзор
за исполнением законов в органах
и сфере государственного управления.
В этой сфере чаще всего допускаются
правонарушения, а также факты
противодействия органам
Надзор за исполнением
законов - одно из ведущих направлений
в деятельности прокуратуры Российской
Федерации. Данная отрасль прокурорского
надзора непосредственно
В надзоре за исполнением
законов реализуется
Исходя из задач, стоящих в современный период перед российским государством, сформировавшейся структуры федерального законодательства и сложившейся практики работы прокуратуры, можно выделить следующее направление (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов.
1. Прокурорский надзор в социальной сфере (надзор за исполнением: законодательства о политических правах и свободах граждан; законодательства о гражданстве; законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдении правил по технике безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жилищного законодательства; законодательства о приватизации жилищного фонда; законодательства о защите прав потребителей; экологического законодательства; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законодательства о льготах; законодательства о борьбе с наркоманией; законодательства о несовершеннолетних; законодательства об обращениях граждан);
2. Прокурорский надзор в экономической сфере (надзор за исполнением законодательства о собственности; законодательства о предпринимательстве; законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (земельного) законодательства; инвестиционного законодательства; законодательства об аренде; дорожно-транспортного законодательства);
3. Прокурорский надзор во внешнеэкономической сфере (надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности; таможенного законодательства);
4. Прокурорский надзор в оборонной сфере (надзор за исполнением законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или чрезвычайном положении).
Говоря об указанных выше основных направлениях в рассматриваемой надзорной деятельности прокуроров, следует отметить, что они не носят исчерпывающего характера. В процессе развития и деятельности государства, возникают новые проблемы экономического и социального характера, которые требуют внимания прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.
Осуществляя надзор за исполнением
законов в области
Задачи прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, сформулированы в Законе о прокуратуре, а также в приказах Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" № 42 от 18 июля 1997 г. "Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской федерации" и ряде других указаний и распоряжений.
Исходя из анализа указанных нормативных актов, можно выделить следующие задачи, стоящие перед прокурорами при осуществлении надзора в данной сфере:
1) обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
Особо следует сказать о главном законе страны — Конституции РФ. Первые законы о прокуратуре — Закон СССР "О прокуратуре СССР" (1979 г.), Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" (1992 г.) — не содержали специальных указаний на осуществление прокуратурой надзора за соблюдением Основного закона страны, хотя это презюмировалось, и надзор за исполнением конституционных норм, в действительности обеспечивался прокуратурой планомерно и непрерывно. Тем не менее отсутствие соответствующих положений в законе порождало известную неопределенность позиции прокуратуры в выполнении ею надзорной роли по отношению к практике реализации конституционно-правовых установлений. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. "О внесении изменений дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым в понятие предмета прокурорского надзора было включено соблюдение Конституции РФ, обоснованно устранил имевший место пробел в законодательстве и законодательно закрепил ту серьезную фактическую роль, которую играют органы прокуратуры в механизме обеспечения действия Основного закона страны.
2) наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и в первую очередь, преступлений;
3) активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;
4) более активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного, имущественного положения, памятуя о том, что перед законом все равны;
5) доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
6) выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
7) повышение правовой культуры
должностных лиц, в особенности руководителей
государственных органов, издающих правовые
акты и совершающих другие юридически
значимые действия, руководителей коммерческих
организаций, предпринимателей, а также
граждан, привитии им потребности точного
исполнения законов. В наибольшей мере
этому способствует активно осуществляемый
прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании
с проведением специальных предупредительно-
От активности, инициативы,
профессиональной подготовки прокуроров,
осуществляющих надзор, многое зависит
в укреплении законности в государстве,
в выявлении нарушений закона
и установлении их причин и способствующих
этим нарушениям условий. Прокуроры
первыми сталкиваются с нарушениями
законов, они первыми исследуют
причины и условия, способствовавшие
этим нарушениям. Именно они решают
вопрос о возбуждении уголовного
преследования против нарушителей
закона и привлечения нарушителей
к административной, дисциплинарной
или материальной ответственности.
Результаты их проверок служат исходным
материалом для расследования
Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорский надзор"