Контрольная работа по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

О значении закона, законности для социального благополучия, нормального функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано немало. Еще мыслитель древности Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену». Много лет прошло с тех пор, а роль закона в регулировании общественных отношений, которые в ходе социального прогресса естественно усложняются, обогащаются, наполняются новым содержанием, неизменно возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ………………………………………………….4
1.1. Предмет и пределы надзора…………………………………………..9
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………….12
ЗАДАЧА………………………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….15

Файлы: 1 файл

ВЕДЕНИЕ.docx

— 33.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байкальского государственного университета

 экономики  и права в г. Усть-Илимске

 

(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)

 

Кафедра Права

 

Специальность 030501 Юриспруденция

 

Зачетная книжка № 6664

 

 

 

контрольная работа

по дисциплине «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

вариант 9

 

 

 

 

 

Руководитель 

Преподаватель                                                                              Л.Г. Иванова

 

 

Исполнитель

Студент группы   ЮПГу-09                                                         Е.А. Иванова

      

 

 

 

 

 

 

Усть-Илимск, 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ  ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 

   ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ………………………………………………….4

  1.1. Предмет и пределы надзора…………………………………………..9

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ    

    ЗАКОНОВ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………….12

ЗАДАЧА………………………………………………………………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

О значении закона, законности для социального благополучия, нормального  функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано  немало. Еще мыслитель древности  Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как  охранительную свою стену». Много  лет прошло с тех пор, а роль закона в регулировании общественных отношений, которые в ходе социального  прогресса естественно усложняются, обогащаются, наполняются новым  содержанием, неизменно возрастает.

На состоянии законности в Российской Федерации, прежде всего, сказываются объективные сложности  нынешнего времени, зыбкость и подвижность  нормативно-правового «поля». Сейчас в России нет стабильной правовой системы, она только формируется. При  отсутствии продуманной концепции  правовой реформы законотворческие работы осуществляются бессистемно. Наличие  пробелов в законодательстве пагубно  сказывается на регулировании процессов  в экономике, социальной и других сферах.

Плохо обстоит дело с исполнением  действующих законов. На фоне общего падения социальной дисциплины в  стране усилился правовой нигилизм. Распад прежней системы государственного и общественного контроля не сопровождался  созданием новой целостной контролирующей системы.

Нормализовать  сложившуюся ситуацию в сфере законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им  принадлежит функция надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в РФ в целом.

Все сказанное позволяет  определить избранную для исследования тему «Прокурорский надзор за исполнением  законов» как весьма актуальную и  значимую для современного периода развития России.

1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

Надзор за исполнением  законов и законностью издаваемых правовых  актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется прокурором. Вследствие чрезвычайной широты и многообразия общественных отношений, входящих в сферу этой деятельности прокурора данное направление в ранее действовавшем законодательстве о прокуратуре называлось общим надзором это определение сохранилось и широко применяется до настоящего времени.

Характеризуя содержательную сторону сферы прокурорского  надзора за исполнением законов, можно сказать, что в сферу  этой деятельности прокурора входят практически все общественные отношения, за исключением тех, которые возникают  в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ, и некоторые другие), регулируемой уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным  процессуальным законодательством  и рядом иных, сравнительно немногочисленных законодательных актов.

Сущность и назначение надзора за исполнением законов  главным образом определяет надзор за исполнением законов в органах  и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускаются  правонарушения, а также факты  противодействия органам прокуратуры  в устранении нарушений закона, вмешательство  в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона. Именно в области государственного управления должно быть обеспечено точное исполнение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияния

Надзор за исполнением  законов - одно из ведущих направлений  в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского  надзора непосредственно связана: с реальной защитой и обеспечением прав и свобод человека и гражданина; с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местно го самоуправления; с утверждением действенной вертикали  власти.

В надзоре за исполнением  законов реализуется значительная часть надзорного и профилактического  потенциала прокурорской системы, поскольку  именно с его помощью достигается  не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования, принятие мер к их устранению.

Исходя из задач, стоящих  в современный период перед российским государством, сформировавшейся структуры  федерального законодательства и сложившейся  практики работы прокуратуры, можно  выделить следующее направление (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением  законов.

1.   Прокурорский надзор в социальной сфере (надзор за исполнением: законодательства о политических правах и свободах граждан; законодательства о гражданстве; законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдении правил по технике безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жилищного законодательства; законодательства о приватизации жилищного фонда; законодательства о защите прав потребителей; экологического законодательства; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законодательства о льготах; законодательства о борьбе с наркоманией; законодательства о несовершеннолетних; законодательства об обращениях граждан);

2. Прокурорский надзор в экономической сфере (надзор за исполнением законодательства о собственности; законодательства о предпринимательстве; законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (земельного) законодательства; инвестиционного законодательства; законодательства об аренде; дорожно-транспортного законодательства);

3. Прокурорский надзор во внешнеэкономической сфере (надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности; таможенного законодательства);

4. Прокурорский надзор в оборонной сфере (надзор за исполнением законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или чрезвычайном положении).

Говоря об указанных выше основных направлениях в рассматриваемой  надзорной деятельности прокуроров, следует отметить, что они не носят  исчерпывающего характера. В процессе развития и деятельности государства, возникают новые проблемы экономического и социального характера, которые  требуют внимания прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.

Осуществляя надзор за исполнением  законов в области государственного управления, органы прокуратуры тем  самым способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по защите прав граждан, повышению их материального благосостояния. Иначе говоря, прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере данного надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства.

Задачи прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, сформулированы в Законе о прокуратуре, а также  в приказах Генерального прокурора  РФ № 30 от 22 мая 1996 г. "Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" № 42 от 18 июля 1997 г. "Об усилении прокурорского  надзора за законностью правовых актов субъектов Российской федерации" и ряде других указаний и распоряжений.

Исходя из анализа указанных  нормативных актов, можно выделить следующие задачи, стоящие перед  прокурорами при осуществлении  надзора в данной сфере:

1)  обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

Особо следует сказать  о главном законе страны — Конституции  РФ. Первые законы о прокуратуре  — Закон СССР "О прокуратуре  СССР" (1979 г.), Закон РФ "О прокуратуре  Российской Федерации" (1992 г.) — не содержали специальных указаний на осуществление прокуратурой надзора  за соблюдением Основного закона страны, хотя это презюмировалось, и  надзор за исполнением конституционных  норм, в действительности обеспечивался  прокуратурой планомерно и непрерывно. Тем не менее отсутствие соответствующих  положений в законе порождало  известную неопределенность позиции  прокуратуры в выполнении ею надзорной  роли по отношению к практике реализации конституционно-правовых установлений. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. "О внесении изменений дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым в понятие предмета прокурорского надзора было включено соблюдение Конституции РФ, обоснованно устранил имевший место пробел в законодательстве и законодательно закрепил ту серьезную фактическую роль, которую играют органы прокуратуры в механизме обеспечения действия Основного закона страны.

2) наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и в первую очередь, преступлений;

3) активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

4) более активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного, имущественного положения, памятуя о том, что перед законом все равны;

5) доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

6) выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

7) повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей государственных органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, руководителей коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий. Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов — это повышение его эффективности, что выражается в его влиянии на конечный результат - состояние законности и правопорядка

От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществляющих надзор, многое зависит  в укреплении законности в государстве, в выявлении нарушений закона и установлении их причин и способствующих этим нарушениям условий. Прокуроры  первыми сталкиваются с нарушениями  законов, они первыми исследуют  причины и условия, способствовавшие этим нарушениям. Именно они решают вопрос о возбуждении уголовного преследования против нарушителей  закона и привлечения нарушителей  к административной, дисциплинарной или материальной ответственности. Результаты их проверок служат исходным материалом для расследования преступлений, связанных с хищениями и взяточничеством, злоупотреблениями полномочиями должностных  лиц, незаконным предпринимательством и многими другими.

Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорский надзор"