Контрольная работа по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

О значении закона, законности для социального благополучия, нормального функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано немало. Еще мыслитель древности Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену». Много лет прошло с тех пор, а роль закона в регулировании общественных отношений, которые в ходе социального прогресса естественно усложняются, обогащаются, наполняются новым содержанием, неизменно возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ………………………………………………….4
1.1. Предмет и пределы надзора…………………………………………..9
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………….12
ЗАДАЧА………………………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….15

Файлы: 1 файл

ВЕДЕНИЕ.docx

— 33.94 Кб (Скачать файл)

1.1. Предмет и  пределы надзора

Понятие предмета надзора  за исполнением законов дано в  ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации". В нем можно  выделить два самостоятельных элемента.

1. Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.

Фактически же как в  первом, так и во втором случае речь идет о различных проявлениях  единой по своей сути направленности надзорной: деятельности на решение  определенного рода задач, стоящих  перед прокуратурой, в чем собственно говоря, наиболее полно и конкретно  выражаются особенности предмета каждой отдельно взятой отрасли прокурорского  надзора. Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственной  власти, местного самоуправления, должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, является одной из форм исполнения законов. Специальное указание в  статье Закона в качестве составной  части предмета надзора на соответствие правовых актов закону следует рассматривать  как свидетельство стремления законодателя вычленить те существенные, находящие  отражение в предмете надзора  специфические характеристики надзорной  деятельности прокуратуры, которые  являются наиболее значимыми.

Содержание используемого  в ст. 21 Закона "О прокуратуре  Российской Федерации" понятия "исполнение закона" включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой  активную деятельность по осуществлению  содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое  обычно понимается как следование установленным  законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.

Исполнение законов выражается в виде действий или правовых актов. В действиях (бездействии) и актах, порождающих юридически значимые последствия (правовых актах), материализуются возведенные  в закон воля и интересы российского  народа. Через них реализуется  главная функция закона как регулятора общественных отношений. Действия (бездействие) и правовые акты служат формами исполнения законов, охватывающими все области  правоприменительной деятельности.

Говоря о предмете надзора, необходимо отметить, что прокуратура  осуществляет надзор за исполнением  законов строго определенной действующим  законодательством совокупностью  органов, организаций и должностных  лиц. К таким органам, согласно перечню, представленному в ст. 21 Закона "О  прокуратуре Российской Федерации", относятся: федеральные отраслевые органы исполнительной власти; законодательные  и исполнительные органы государственной  власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; органы управления и  руководители, государственных и  негосударственных структур, осуществляющих деятельность в различных сферах жизни общества.

Несмотря на то, что законодательство о прокуратуре вполне определенно  и однозначно исходит из положений  о связи надзорной функции  только со сферой исполнения законов, специалистами в области прокурорского  надзора время от времени высказываются  суждения об относимости к предмету надзора за исполнением не только законов,  но и подзаконных актов.

Сейчас признание относимости  подзаконных актов к предмету прокурорского надзора оговаривается  достаточно жесткими условиями, суть которых  сводится к тому, чтобы они имели  нормативный характер, чтобы ранг подзаконных актов соответствовал уровню высших органов государственной  власти и на издание такого рода подзаконных актов, чтобы указанные  органы имели бы специальные полномочия. Такая постановка вопроса, бесспорно, не вызывает столь резкой, как ранее, реакции отторжения у сторонников  классической системы взглядов на прокуратуру  как орган надзора за исполнением  законов. Однако нельзя не заметить, что  в современных условиях идея распространения  прокурорского надзора на исполнение подзаконных актов потеряла актуальность. Сейчас имеются все условия для  нормальной, продуманной, эффективной  работы законодательных учреждений страны, и потому нет необходимости  для замещения законов актами, имеющими меньшую юридическую силу. В этой части с серьезными проблемами практика прокурорского надзора  в целом не сталкивается. Гораздо  сложнее дело обстоит с решением задачи преодоления утвердившегося среди значительной части прокуроров мнения о не просто допустимости, а  необходимости отнесения к предмету прокурорского надзора исполнения нормативных подзаконных актов  различных уровней и видов.

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Для успешного осуществления  прокурорского надзора за исполнением, законов прокуроры наделены определенными  правами и несут установленные  законом обязанности, т.е. обладают соответствующими полномочиями.

Полномочия прокурора  по осуществлению надзора за исполнением  законов – это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору  законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения  законов.

Характер и диапазон полномочий прокурора определяются спецификой задач надзора за исполнением  законов. Традиционно полномочия прокурора  по надзору за исполнением закона принято, делить на три группы:       

- полномочия по выявлению  нарушений закона, их причин и  способствующих им условий;       

- полномочия по устранению  нарушений закона;       

- полномочия по предупреждению  нарушений закона.

Проверка исполнения законов  на вышеуказанных объектах является одним из наиболее важных и эффективных  полномочий прокурора. Распространенность его применения и значимость таковы, что практически, да иногда и теоретически это полномочие отождествляют с  прокурорским надзором в целом, с  чем нельзя согласиться.

Проверка исполнения законов  на объектах (на месте) хотя и очень  важное, но, тем не менее, лишь одно из полномочий прокурорского надзора, те, кто приравнивают его к осуществлению  прокурорского надзора за исполнением  законов в целом, существенно  снижают возможности, а следовательно, и эффективность этой отрасли  прокурорского надзора.

Содержание, тактика и  методика проведения проверок исполнения законов, существенно различаются  в зависимости от содержания законов, исполнение которых подлежит проверке, и от вида объектов, на которых проводится проверка исполнения законов. В связи  с этим в теории и практике прокурорского  надзора разработаны и применяются  методики осуществления надзора  за исполнением законов об охране собственности, о труде, о соблюдении некоторых конституционных прав граждан, законов о несовершеннолетних и т.д.. Особым видом полномочий,  является освобождение лиц незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов. Применение административного задержания является важной мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях. Вместе с тем применение этой меры ограничивает важнейшее конституционное право человека и гражданина - право на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим данное полномочие прокурора, имеет чрезвычайно важное не только правовое, но и политическое значение. При применении данного полномочия прокурор обязательно проверяет правомочность органа, осуществившего задержание. Каждый из указанных в законе органов при осуществлении административного задержания действует в пределах, определенных законом подведомственности и компетенции.

Важно подчеркнуть, что применение этого полномочия распространяется только на решения об административном задержании несудебных органов.

Необходимым условием законности административного задержания является соблюдение сроков задержания. Его  продолжительность по общему правилу  не может превышать 3-х часов. В  исключительных случаях, срок может  быть более продолжительным, в этом случае прокурор должен быть уведомлен  в течение 24 часов. При установлении нарушений прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит  незамедлительному исполнению. В случае необходимости прокурор может принять должные меры к наказанию виновных в незаконном задержании. Прокурор может опротестовывать правовые акты, издаваемые и другими органами, например, судебными, исполняющими наказания и др. Однако эти полномочия относятся к другим отраслям прокурорского надзора.

 

ЗАДАЧА 

Обвиняемому Петрову была избрана мера пресечения - содержание под стражей, и он был помещен  в следственный изолятор. При проведении проверки прокурор установил, что к начальнику следственного изолятора обратилась жена Петрова с просьбой разрешить ей свидание с мужем. Начальник следственного изолятора удовлетворил ее просьбу. Скажите, был ли в данном случае нарушен закон начальником следственного изолятора? Каков порядок разрешения свиданий лицам, заключенным под стражу?

ОТВЕТ

Статья 12. Порядок предоставления свиданий лицам, заключенным под  стражу

Свидания с родственниками или иными лицами могут предоставляться  заключенным под стражу администрацией места предварительного заключения только с разрешения лица или органа, в производстве которого находится  дело. Продолжительность свидания устанавливается  от одного до двух часов. Лицо или орган, в производстве которого находится  дело, могут разрешить свидание, как правило, не более одного раза в месяц.

С момента допуска защитника  к участию в деле, подтвержденного  письменным сообщением лица или органа, в производстве которого находится  дело, заключенные под стражу имеют  право на свидания с защитником наедине  без ограничения числа свиданий и их продолжительности.

Закон в данном случае был  нарушен, так как начальник следственного  изолятора не согласовал свое решение  со следователем данного дела.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // В редакции 2011 года..
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ С последующими изменениями и дополнениями // Собрание законодательства Российской федерации. 2012 № 32. Ст. 3301.
  3. О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472. С изменениями на 22 августа 2011
  4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 2011 № 30.
  5. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. М.: Издательство «Зерцало». 2009. 512 с.
  6. Бессарабов В.Г. Прокуратура как важнейшее звено становления в России демократического правового государства // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 58.
  7. Викторов И.Е. Экономическая деятельность. Проблемы прокурорского надзора // Законность. 2010. № 11. С. 51.



Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорский надзор"