Контрольная работа по "Римскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством выдающегося юриста того времени Трибониана, который также совмещал и ряд важнейших государственных постов (начальник столицы, начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов). В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы.

Содержание работы

1.Кодификация Юстиниана________________________________________3
2.Правовое положение латинов и перегринов_________________________6
3.Особые средства преторской защиты_______________________________8
4.Понятие вещных и обязательственных прав_________________________12
5.Договор ссуды_________________________________________________16
Список использованных источников и литературы_____________________20

Файлы: 1 файл

римское право .docx

— 46.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1.Кодификация Юстиниана________________________________________3

2.Правовое положение латинов и перегринов_________________________6

3.Особые средства преторской защиты_______________________________8

4.Понятие вещных и обязательственных прав_________________________12

5.Договор ссуды_________________________________________________16

Список использованных источников и литературы_____________________20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кодификация Юстиниана

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством выдающегося юриста того времени  Трибониана, который также совмещал и ряд важнейших государственных  постов (начальник столицы, начальник  императорской канцелярии и заведующий редактированием законов). В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы.

Успех по созданию кодекса императорских конституции  вдохновил Юстиниана приступить к высшему и полнейшему исправлению  права – собрать и исправить  все римские постановления и  включить их в одну книгу. 15 декабря 530 г. конституция «О составлении  Дигест» он дал Трибониану поручение создать комиссию. Трибониан составил, и сам возглавил комиссию, состоящую из 17 человек. Эта комиссия имела перед собой очень сложную задачу: она должна была собрать сочинения всех классических юристов, после чего необходимо было сделать извлечения из всех этих сочинений, причём всё устарелое должно было быть вычеркнуто и заменено новым, а всякие разногласия должны были быть устранены. И весь этот материал нужно было расположить в известном систематическом порядке. Одним словом, вся огромная юридическая литература должна была быть пересмотрена и спаяна в одно систематическое целое. И с этой колоссальной задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через 3 года со времени указа Трибониану, а именно 16 декабря 533 года, указом Танта этот огромный свод, был опубликован, а с 30 декабря того же года вступил в действие.1

Параллельно с  работой по составлению Дигест, под  общим руководством Трибониана, профессорами Теофилом и Доротеем был составлен, главным образом для учебных целей, официальный элементарный курс гражданского права. Вообще, Институций существовало много, но наиболее удачным из них считается учебник, подготовленный юристом Гаем, жившим в середине II в. н.э. То есть это была работа по обновлению Институций Гая. И 21 ноября 533 года особым указом, адресованным к юношеству, Институции были санкционированы, причём им была придана сила, равная силе всех других частей свода. Обновлённые Институции были изданы на латинском языке немного ранее Дигест, но обрели юридическую силу одновременно, в один день.

Вместе с тем, пока шла работа по составлению Дигест и Институций, законодательство не бездействовало: эта работа вызвала  правительство на пересмотр целого ряда вопросов. Комиссия должна была устранять  все встречающиеся между юристами противоречия, но некоторые из них  по докладу комиссии были разрешены  самим Юстинианом в законодательном  порядке. Это был ряд наиболее спорных вопросов по гражданскому праву. Эти решения были объявлены в  виде указов. Эти законы, известные  под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотр  недавно изданного кодекса, так  как многие вопросы требовали  пересмотра. В течении трех лет ( с 529 года по 531 год) было издано 310 конституции. Другими слова на момент завершения Дигеста и Институции, Кодекс, изданный в 529 г., оказался уже во многом устаревшим. Для того, что согласовать его  с новыми частями, необходимо было переработать Кодекс заново. Для этого вновь  была создана комиссия в составе 5 человек под руководством Трибониана. И 16 декабря 534 г. указом был опубликован  Кодекс в новой редакции который  заменил старый. Именно вторая редакция Кодекса, состоящая из 12 книг, дошла до нашего времени.2

Выход в свет второй редакции Кодекса ознаменовал  окончание составления свода. Вместе с тем, составление основных частей свода (Институций, Дигест, Кодекса) не могло остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Конституции, изданные после второй редакции кодекса (535-565 гг.), официально не были обработаны, не объединялись и не кодифицировались, но фактически составили четвёртую часть собрания нормативных актов, созданного в процессе систематизации Юстиниана. Со временем Новые конституции, изданные Юстинианом после кодификации,  новеллы, то есть новые законы, которых всего было 168. Юстиниан намеревался собрать новеллы в сборник по мере их накопления, но сам он их не успел объединить. До нашего времени дошли некоторые частные собрания новелл. Таким образом, Новеллы можно считать посмертным памятником Юстиниану. Они рассматриваются как последняя и заключительная часть Юстиниановского законодательства.

По мысли Юстиниана  все четыре указанные части кодификации  должны были составлять единое целое, однако он их не успел соединить  под одним общим названием. Только в 16 в., весь юстиниановский свод стал называться общим именем – свод Гражданского права.  Теперь рассмотрим более подробно каждую часть этого огромного свода.

Дигесты - «собранное», содержащие в себе всё были составлены из сочинений выдающихся юристов в виде извлечений. Для создания дигестов комиссии потребовалось проработать свыше 2000 книг, изучив работы, начиная со II в. до н.э. и до конца III в. н.э. Дигесты содержат расположенные в систематическом порядке извлечения юристов по различным вопросам толкования и применения права.3 За 3 г. комиссия собрала 50 книг антологии, разделённой на 432 тематических титула: книга 1 говорит о формах права, праве лиц, классификации вещей и о должностных лицах империи; книги 2-46 следуют с некоторыми отклонениями порядку эдикта; книги 47-48 посвящены уголовному праву; 49-я апелляциям, финансам и военному праву; 50-я муниципальному и международному праву.

Фрагменты, составляющие каждый титул Дигест, распадаются  на 3 устойчивые группы, внутри которых  порядок следования сочинений, откуда взяты фрагменты, всегда стабилен: сначала  идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное право; затем следуют  цитаты из сочинений          – масса эдикта и выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики. Создавая Дигесты, компиляторы имели своей задачей не просто собрать цитаты из сочинений юристов и расположить их в известном порядке, а сделать из них действующий Свод Законов. Между тем в сочинениях юристов они встречали и разногласия их между собой, и много такого, что ко времени Юстиниана уже устарело. Компиляторы должны были поэтому сглаживать разногласия и заменять устаревшее новым.

Институций Юстиниана  стала общая структура Институций Гая. Согласно этой системе римское  частное право состоит из 3 основных институтов: лица (субъекты права); вещи (отношения по поводу вещей);   иски - способы приобретения вещей и защиты вещных прав. К ним относятся наследование и обязательства. Каждая из 4 книг делится на титулы с особым заглавием. Каждый титул в современных изданиях для удобства цитирования разделён на параграфы, причём нумерация параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше.4

Институции дошли  до нас во множестве рукописей, не восходящим далее IX в. Наиболее ценной является рукопись Туринская, т.к. в  ней, кроме текста юстиниановских Институций, были и толкования к тексту.

 

2. Правовое положение латинов и перегринов

Латинами первоначально  назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. н. э. (такие жители как, древние латини). Затем так же стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях. После союзнической войны (90 — 89 гг. до н. э.) право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначающий определенную категорию правоспособности. Такая правоспособность предоставлялась «жаловалась» отдельным лицам и целым областям.

Правовое положение латинов  не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; они имели только в тех случаях, иногда это право было специально предоставлено. С 268 г. до н. э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись, латины также были  способны  вести гражданский процесс, эта категория латинов в большинстве случаев не имела права составлять завещание.

Латинам была открыта возможность  легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для  этого было Достаточно переселиться на постоянное жительство в Рим. Но, так как, подобные переселения сильно сокращали население латинских  городов, то с начала II в. до н. э. было установлена требование, чтобы при  такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н. э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

Латини  получали права римского гражданства разными способами; в частности, римское гражданство приобретав лось ими в том случае, если они в родном городе прослужили в должности магистрата; в некоторых латинских городах римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).5

Перегринами назывались чужеземцы, как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской  правоспособности. Такие «чужеземцы» в древнейшую эпоху считались бесправными. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым, и перегрины были признаны правоспособными. В начале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.

              3.Особые средства преторской защиты

Особые  средства преторской защиты претор применял сам, без судебного разбирательства, в силу своего империума. К ним  относились интердикты, преторские стипуляции, введение во владение, реституция.

Интердикты - это приказ претора совершить определенное действие (например, претор мог принудить лицо произвести похороны) либо воздержаться от определенного действия (например, не нарушать владения). Лицо должно немедленно повиноваться интердикту, но может, не выходя от претора, оспорить его, потребовать назначения судьи.

Интердикты  бывают:

- запретительные (прохибиторные), которыми определенным лицам запрещаются какие-то действия, например, применять насилие к правильно владеющему, не осквернять священного места;

- восстановительные (реституторные), с помощью которых приказывалось восстановить прежнее состояние;

- предъявительские (эксхибиторные), с помощью которых осуществлялось основание новых отношений.   Интердикты могут быть простыми и двойными. Простые имеют место, когда претор запрещает ответчику что-либо делать (в священном месте, в публичной реке, на ее берегу). Истцом является тот, кто требует, чтобы чего-то не делали. Ответчик - тот, кто предпринимает какое-то действие, и претор запрещает ему это действие.6

Простыми  являются все восстановительные  или предъявительные интердикты. Двойными являются интердикты, которыми претор запрещал изменение существующих отношений обеим сторонам. Запретительные интердикты могут быть и простыми, и двойными. Двойными они называются потому, что положение обоих тяжущихся представляется одинаковым. Никто из них не считается по преимуществу истцом либо ответчиком, но оба они равно являются в роли истца и ответчика, так как и претор относительно обоих употребляет одинаковые выражения. Главная редакция этих интердиктов такая: «я запрещаю насилие, чтобы вы владели так же, как вы теперь владеете». 

Владельческие интердикты давались в защиту владения: интердикты об удержании владения (движимого имущества; недвижимого); интердикты, для восстановления нарушенного владения.

Преторские  стипуляции (в отличие от обычного вербального договора стипуляции, который  заключается не по приказу претора  или судьи) - это вербальные договоры, заключаемые сторонами по указанию магистрата (претора), данному для конкретного случая или случая, предусмотренного преторским эдиктом. Стипуляция - устный (вербальный) договор древнего римского права. Защита таких интересов сторон, которые недостаточно защищены другими правовыми средствами. Например, в случае, если нерадивость хозяина создавала угрозу (еще не нанесенный ущерб) для соседнего участка, по жалобе на аварийное состояние строения соседа (или на угрозу, возникшую в результате проведения работ или по естественным причинам, например, угроза оползня или накренилось дерево на границе участков) собственник аварийного строения принуждался претором дать стипуляцию, в результате которой возникала ответственность возместить возможный ущерб. 7

Преторские  стипуляции давались и во время ведения  гражданского процесса. Вступая в  процесс, ответчик должен был защищаться. Защищаясь, он принимал на себя в стипуляционной форме (на стадии - преторские; на стадии  - судебные) с предоставлением гарантов ряд обязательств: исполнить судебное решение, активно участвовать в процессе, воздерживаться от умышленных действий, которые могут сорвать процесс.

Введение  во владение. Претор разрешал кредиторам устанавливать владение имуществом должника или отдельными частями этого имущества, если кредиторы не могли принудить должника другим способом исполнить свою обязанность. Это могло иметь место в случаях, когда должник отсутствовал, не являлся лицом самостоятельным, не хотел предстать перед судом или отказывался предоставить соответствующее поручительство, не исполнял добровольно решения суда. Ввод во владение применялся впервые или на основании второго декрета. Он мог иметь место в отношении отдельных вещей или всего имущества. В приведенном нами примере с аварийным домом, если его хозяин отказывался дать стипуляцию, следовало введение во владение, и сосед получал свободный доступ к источнику угрозы. Сосед мог сам отремонтировать дом и компенсировать свои расходы.

Если введение во владение производилось на основании  второго декрета, сосед становился преторским собственником участка, а через два года (срок приобретательной давности для недвижимых вещей по Закону XII Таблиц) становился его квиритским собственником.

Информация о работе Контрольная работа по "Римскому праву"