Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
1. Место Теории государства и права в системе юридических дисциплин.
2. Понятие «социальная власть», ее признаки и отличие от других видов власти.
3. Понятие «функции государства».
4. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государств.
5. Понятие «механизм государства», его структурные элементы.
6. Причины большого количества и разнообразия концепций происхождения государства.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра Теории и истории государства и права
Теория государства и права
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент Кутикова Анна Ивановна | |
Группа 12469 | |
Дата 09.12.2012г. | |
Преподаватель Красняков Н.И. | |
Новосибирск 2012 г.
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии преподавателя |
|
1. Место Теории государства и права в системе юридических дисциплин.
Теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием — юриспруденция. Существует именно система, множество юридических наук. Это объясняется тем, что государство и право — явления сложные и многогранные, имеющие непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества. На этой основе происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве.
Систему юридических наук условно можно подразделить на три основные группы:
Существуют и иные классификации, по которым также в отдельные группы выделяются науки, изучающие международные отношения (международное публичное право, международное частное право и т.д.); науки, изучающие организацию, порядок деятельности государственных органов (организация суда и прокуратуры, организация и деятельность мест заключения и др.). В классификациях отдельных авторов, особо выделяется римское право. Также появились новые отрасли права, обусловленные новой общественной практикой (космическое, атомное, компьютерное, коммерческое, биржевое, банковское право и др.).
Теория государства и права, входящая в группу теоретико-исторических наук, занимается общими и специфическими законами функционирования и развития государства и права. Предметом этой науки служат: многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В свою очередь отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием какой-либо одной области, направлением или сферой государственно-правовой жизни.
Любая теория является системой идей, понятий, суждений и приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов использования этих знаний в общественной практике. Это характерно и для теории государства и права. Она является фундаментальной наукой в системе юридических наук. Общая теория государства и права по отношению к отраслевым и специальным наукам выступает наукой обобщающей, направляющей, имеющей методологическое значение. Она систематизирует выводы отраслевого знания. Именно она разрабатывает научные категории и понятия, юридические конструкции, которые используются затем в отраслевых и специальных юридических науках. Эта наука в своих исследованиях не имеет таких ограничений в пространстве и времени, как это свойственно отраслевым наукам.
Между теорией государства
и права и отраслевыми
Взаимодействие теории
государства и права и
Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
2. Понятие «социальная власть», ее признаки и отличие от других видов власти.
Власть — это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть — это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия.
Существует несколько классификаций власти в зависимости оттого, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.
Социальная власть — распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различные материальные ценности.
Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной.
Принудительная власть определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью физической силы.
3. Понятие «функции государства».
Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
В функциях государства выражается реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.
Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
Таким образом, функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
4. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государств.
Для начала целесообразно определить понятие «тип государства», как совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой, и отметить, что существует два подхода к определению типа государства: формационный и цивилизационный.
В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях (их насчитывают пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Каждой из формаций (кроме первобытного строя) соответствует свой исторический тип государства — совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Их насчитывают четыре: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический тип государства.
При цивилизационном
подходе тип государства
Основаниями для выделения цивилизаций считают следующие аспекты:
Наиболее исторически доказанным является выделение государств первичных цивилизаций — Древнеегипетской, Шумерской, Ассировавилонской, Бирманской, Иранской, Японской и др. цивилизаций и государств вторичных цивилизаций — Западноевропейской и Восточноевропейской, Североамериканской, Латиноамериканской, Буддийской и др.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"