Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

1. Место Теории государства и права в системе юридических дисциплин.
2. Понятие «социальная власть», ее признаки и отличие от других видов власти.
3. Понятие «функции государства».
4. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государств.
5. Понятие «механизм государства», его структурные элементы.
6. Причины большого количества и разнообразия концепций происхождения государства.

Файлы: 1 файл

Письменное контрольное задание.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью государств первичных цивилизаций  было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство — более чем государство, т.к. оно связано с духовным производством. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества. Вторые характеризуются отчетливым различием между государственной властью и религиозными организациями; роль государства в социально-экономической сфере не столь велика. Власть оказалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненным культурно-религиозной системе. Положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такого достоин всяческого повиновения, а с другой — он сам не вправе нарушать эти запреты, иначе его власть незаконна. Его власть — служение, должное соответствовать идеалу, и поэтому вторична.

Также различают государства  восточные и западные; древние, средневековые  и современные; крестьянские, промышленные и научно-технические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные и др. Необходимо обратить внимание и на классификацию государств по их отношению к религии: светские, клерикальные, теократические и атеистические.

 

5. Понятие «механизм государства», его структурные элементы.

 

Механизм государства — это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

Механизм государства  не только главное, но и определяющее звено политической системы. Он обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.

Современное государство  — это механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага.

Структура механизма  государства многообразна и изменчива, в нее входят государственные  органы управления, обладающие властными  полномочиями, государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения).

Можно выделить три наиболее значительные концепции относительно понятия «механизм государства».

Первая из них —  это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

Вторая концепция —  традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат  государственной власти.

Третья концепция —  расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Механизм государства  обладает следующими признаками (свойствами):

  • Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.
  • Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоящих. Взаимоотношения между государственными органами могут строиться как на началах координации (между Федеральным Собранием – парламентом РФ и законодательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).

Обособление отдельных  звеньев механизма и превращение  их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

  • Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.  Выступая от собственного имени,  государственный орган действует как орган государственного властвования.
  • Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения — «силовые структуры»: армия, органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, разведка, контрразведка, пограничная служба, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказаний, иные органы, исполняющие функции принуждения.
  • Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».

 

6. Причины большого количества и разнообразия концепций происхождения государства.

Переход от доправового  и догосударственного состояния  к праву и государству осуществлялся  в условиях разложения первобытнообщинного  строя и знаменовал собой существенные изменения во всей системе социальной жизни людей.

Существует множество различных теорий (прошлых и современных), по-разному объясняющих смысл и характер этих изменений, условия и причины возникновения права и государства. Разнообразие этих теорий обусловлено как сложностью данной проблемы и недостатком знаний о той далекой эпохе становления права и государства, так и существенным различием исходных позиций авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, идеологии, социально-политических взглядов и устремлений, разным пониманием самой сущности, назначения и судеб права и государства.

К тому же каждая эпоха (от древности до наших дней) накладывала  свой отпечаток на эти теории, по-своему понимала и трактовала вопросы происхождения  и роли права и государства. Так, соответствующие концепции древности  и средневековья в целом находились под существенным влиянием мифологических и религиозных воззрений, тогда как концепции нового и особенно новейшего времени – при всех различиях между ними – носят no-преимуществу светский, рационалистический характер. Вместе с тем также и в светских концепциях (прошлых и современных) в той или иной форме присутствует влияние целого ряда положений предшествующих мифических и религиозных воззрений о происхождении и назначении права и государства.

Наличие множества различных, нередко – прямо противоположных, теорий происхождения права и государства демонстрирует относительный характер человеческого познания, отсутствие и невозможность абсолютного знания по данной проблематике, которая была, остается и, вероятно, всегда будет дискуссионной.

Это, конечно, не обесценивает данные теории, каждая из которых по-своему освещает один из аспектов многогранного процесса формирования права и государства, вносит свой вклад в углубление его познания.

Поэтому было бы неверно рассматривать одни концепции и теории как полностью ошибочные, а другие (и тем более какую-нибудь одну) – как полностью правильные и истинные. Конечно, не все подобные концепции и теории равноценны, но на пути к искомой истине все они представляют определенную познавательную ценность.

Различные концепции  происхождения и назначения права и государства дополняют друг друга и содействуют мыслительному воссозданию более полной и верной картины, смыслового образа и значения рассматриваемого сложного и многогранного процесса.

Положения этих различных  концепций в целом ряде отношений перекрещиваются и совмещаются друг с другом. Так, мифологические и теологические представления имеются и во многих патриархальных, органических, договорных или психологических концепциях происхождения и назначения права и государства. Встречаются также различные варианты сочетания патриархальных и органических концепций и т.д.

 

Список использованной литературы

  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. / Отв. ред. М.Н. Марченко — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2007.  
    Том 1: Государство. — 568 с.
  2. Теория государства и права: Учебное пособие./Н.В. Шишкина — Новосибисрк: СибАГС, 2006 — 277 с.
  3. Электронная библиотека правоведа Студилова [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.studylaw.narod.ru/alex_tgp/alex_tgp_sod.htm



Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"