Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Форма государства - это совокупность основных способов организации устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
• форму правления,
• форму территориального (государственного) устройства
• политический (государственный) режим.

Содержание работы

1. Определите понятие «форма государства» и раскройте ее элементы: государственный режим, форма правления, территориальное устройство……………………………………………………………………...... 3
2. Раскройте понятие термина «дееспособность» и назовите ее виды. Укажите, от каких свойств человеческого организма зависит дееспособность…………………………………………………………………. 11
3. Ответьте на вопрос о понятии юридической ответственности и назовите ее виды……………………………………………………………………………....15
4.Приведите примеры различных видов систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………………………..…17
5.Охарактеризуйте действие во времени, в пространстве и по кругу лиц следующих нормативно-правовых актов: - Уголовный кодекс РФ - Конституция (Устав) субъекта РФ………………………............................... 22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2. Дееспособность и ее виды.

Дееспособность - способность лица (гражданина, организации) своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (т.н. деликтоспособность).

Дееспособность гражданина – это способность гражданина своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечет недействительность данного акта.

Виды дееспособности:

    1. Дееспособность несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. По общему правилу, несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Однако, если несовершеннолетние совершили сделку без согласия родителей, усыновителей или попечителя, то она буде действительной при последующем ее одобрении вышеназванными лицами. Данная группа несовершеннолетних вправе самостоятельно:

а) Распоряжаться своим  заработком, стипендией и иным доходом.

б) Осуществлять права  автора произведения науки, литературы, искусства, изобретения или иного  охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.

в) Вносить вклады в  кредитные учреждения и распоряжаться  ими.

г) Совершать:

    • мелкие бытовые сделки;
    • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
    • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

д) Быть членом кооператива  по достижении шестнадцатилетнего возраста в соответствии с действующим  законодательством о кооперативах.

Следует учитывать, что  несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, может быть признан судом  полностью дееспособным, если он с  согласия родителей. Усыновителей или  попечителя занимается предпринимательской  деятельностью или работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Несколько слов необходимо сказать  об ответственности несовершеннолетних, подпадающих под данный вид дееспособности:

а) Несовершеннолетние самостоятельно несут имущественную ответственность  по сделкам, которые в силу закона они могут совершать без согласия родителей, усыновителей или попечителя.

б) Родители, усыновители или попечитель не несут ответственность по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

2) Дееспособность малолетних. Малолетние  в возрасте от шести до четырнадцати  лет могут самостоятельно совершать:

    • мелкие бытовые сделки;
    • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
    • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Остальные сделки от их имени  могут совершать только родители, усыновители или опекуны. За вред, причиненный малолетними, отвечают вышеуказанные лица. Они же несут имущественную ответственность за все сделки, совершенные малолетними, если не докажут, что обязательство было нарушено не по из вине.

В настоящей статье необходимо упомянуть еще о двух важных моментах:

  1. В порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин, не способный понимать значения своих действий и руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека и все сделки о имени недееспособного гражданина совершает опекун. Если основания, по которым гражданин был признан недееспособным, отпали, то суд признает его дееспособным с отменой, соответственно, установленной над ним опекой.
  2. В порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин вправе совершать самостоятельно мелкие бытовые сделки и сам несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам за причиненный им вред. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия попечителя. При отпадении оснований, в силу которых гражданин бы признан ограниченно дееспособным, суд отменяет установленные ограничения дееспособности и, соответственно, прекращается попечительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Юридическая ответственность и ее виды.

Юридическая ответственность — правоотношение, возникающее между государством в лице уполномоченного органа и правонарушителем. У государственного органа возникает право привлечь виновного к ответственности, а у правонарушителя возникает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия своего деяния. Юридическим фактом с которым связано возникновение данного правоотношения — совершение правонарушения. Юридическим фактом с которым связано прекращение правоотношения — исполнение наказания (отбытие лишения свободы, уплата штрафа и т. д.).

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

  • Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Основной нормативно-правовой акт — Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
  • Материальная ответственность — Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.
  • Материальную ответственность часто рассматривают как разновидность гражданско-правовой ответственности.
  • Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской федерации.
  • Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.

4. Систематизация НПА

Систематизация  НПА – это деятельность направленная на обработку, упорядочение и приведение совокупности НПА в единую согласованную систему.

Особенности систематизации состоят в следующем:

1) В процессе этого вида юридической деятельности сопоставляются и анализируются изданные в разное время и действующие на данный момент НПА.

2) В  процессе этой деятельности выявляются:

а) НПА  имеющие противоречия в содержании правовых норм

б) пробелы  в законодательстве и неполнота  в регулировании отдельных правовых отношений 

в) множественность  актов 

г) обнаруживаются устаревшие нормы (мертвые).

3) Создаются  проекты новых НПА, формируется предположения по изменению и дополнению действующих НПА.

4) Вновь  принятые НПА, а так же прежние  акты, сохранившие свою юридическую  силу, группируются по определенной  системе и сводятся в разного рода собрания или сборники.

Значение  систематизации.

Систематизация  НПА является тем средством, которое  способствует:

1) совершенствованию  правового регулирования 

2) приводиться  в систему действующий нормативный  материал 

3) облегчению  поиска нужного нормативного материала.

Формы систематизации:

1. учет.

2. инкорпорация.

3. консолидация.

4. кодификация.

Учет – это сбор государственными органами, юридическими и физическими лицами необходимых для их деятельности НПА и поддержание их в контрольном состоянии.

Круг  актов подлежащих учету в каждом конкретном случае определяется практическими, информационными потребностями. Взятые на учет акты поддерживаются в контрольном состоянии, это означает, что в них вносятся сведения о всех последующих официальных изменениях и дополнениях.

Инкорпорация  НПА

Инкорпорация  – это такая форма систематизации при которой НПА подвергаются лишь внешней обработке без изменения их содержания и затем объединяются в разного рода сборники. Обработка нормативного материала при инкорпорации может иметь различные степени глубины и охватывать разные по объему нормативные материалы. Простейшим примером внешней обработки является внесение в первоначальный текст акта всех последующих официальных изменений и дополнений. Дополнения и изменения включаются в текст акта лишь в том случае, если в акте, изданном позднее, дается новая редакция соответствующего пункта или статьи. Официально отмененные статьи и пункты из НПА исключаются. Основной задачей инкорпорации является создание собраний, сборников или свода законов государства. Выделяют следующие виды инкорпорации: 1) в зависимости от субъекта осуществляющего этот вид деятельности: официальную, полуофициальную, неофициальную. Официальная инкорпорация – утверждения собраний и сборников инкорпорированных актов теми органами, которые ранее эти акты приняли. Полуофициальная инкорпорация – это утверждения сборников специально уполномоченных на то государственных органов.

2) По  способу упорядочения нормативного  материала выделяют: предметную  и хронологическую инкорпорации. В первом случае НПА объединяются в сборник по предмету регулирования. Во втором случае НПА располагаются в сборнике по времени их издания.

В зависимости  от объема нормативного материала охваченного  инкорпорацией выделяют генеральную  и частичную инкорпорации. При генеральной инкорпорации обработке подвергаются все действующие законодательство, а при частичной НПА в рамках отдельных отраслей права или института.

Выделяют  следующие виды инкорпоративные актов: собрания, сборники, свод законов. Сборниками называют инкорпоративные издания законов и иных НПА принятых одним или несколькими правотворческими органами, а так же тематическими изданиями законов и иных НПА.

Собрания  – инкорпоративные издания нормативных актов высших органов государственной власти и управления.

Свод законов – это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Это сведение в одно целое всех нормативных актов в государстве.

Кодификация – это такая форма систематизации, при которой происходит существенная переработка внутреннего содержания нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый комплексный нормативный акт.

Виды кодификаций.

Если исследовать  кодификацию как особый вид деятельности, можно выделить: всеобщую, комплексную, отраслевую специальную. При комплексной кодификации этой деятельностью охватывается комплексные отрасли права. Если кодификацию воспринимать как конечный результат, то можно вести речь о различных видах кодифицированных актов (кодексы, уставы, положения, регламенты, инструкции, правила…)

Виды учета  НПА:

1. ручной 

2. полумеханизированный

3. механизированный

4. автоматизированный

Процесс создания системы с ручным поиском  включает в себя следующие этапы:

1. Выявление  круга вопросов по которым должен осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации

2. Анализ  поступивших на учет нормативных  актов с целью выявления в  них тематических вопросов предусмотренных  предметом регулирования, либо  отраслью права 

3. Фиксация, выявление в актах тематических  вопросов (журнал или карточки). 
Консолидация – это такая форма систематизации при которой совокупность мелких актов изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам объединяются в один крупный акт.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"