Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:19, контрольная работа
Форма государства - это совокупность основных способов организации устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
• форму правления,
• форму территориального (государственного) устройства
• политический (государственный) режим.
1. Определите понятие «форма государства» и раскройте ее элементы: государственный режим, форма правления, территориальное устройство……………………………………………………………………...... 3
2. Раскройте понятие термина «дееспособность» и назовите ее виды. Укажите, от каких свойств человеческого организма зависит дееспособность…………………………………………………………………. 11
3. Ответьте на вопрос о понятии юридической ответственности и назовите ее виды……………………………………………………………………………....15
4.Приведите примеры различных видов систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………………………..…17
5.Охарактеризуйте действие во времени, в пространстве и по кругу лиц следующих нормативно-правовых актов: - Уголовный кодекс РФ - Конституция (Устав) субъекта РФ………………………............................... 22
5. Действие во времени, в пространстве и по кругу лиц следующих нормативно-правовых актов: - Уголовный кодекс РФ;- Конституция (Устав) субъекта РФ
Действие уголовного закона в пространстве и во времени определяется в главе 2 УК РФ. Российское уголовное право в этом вопросе придерживается двух основных принципов: территориального и принципа гражданства. Территориальный принцип означает, что по российскому уголовному закону подлежат ответственности лица, совершившие преступления на территории России (ст. 11 УК РФ).
Понятие территории России определено в законе РФ "О государственной
границе РФ" от 1 апреля 1993 г. Территорией
Российской Федерации являются суша в
пределах государственных границ России,
водное пространство внутренних морей,
озер и рек. К территории России относятся
также территориальные воды в случаях,
когда суша соприкасается с водами океана
или внешнего моря. Ширина территориальных
вод России установлена в 12 морских миль,
исчисляемых от линии наибольшего отлива.
Действие УК распространяется также на
преступления, совершенные на континентальном
шельфе или в исключительной экономической
зоне РФ. В соответствии с Федеральным
законом "О континентальном шельфе
РФ" от 30 ноября 1995 г. континентальный
шельф включает морское дно и недра подводных
районов, находящихся за пределами территориального
моря РФ до определенной его глубины. Исключительная
экономическая зона Российской Федерации
устанавливается в 200 миль в морских районах,
находящихся за пределами территориальных
вод РФ и прилегающих к ним.
Под юрисдикцию России подпадает также
территория военных водных и воздушных
судов.
Если преступление длящееся, то ответственность
за него наступает по УК РФ как в случае
совершения на ее территории самого деяния,
так и при наступлении здесь его последствий.
Уголовный закон (ч. 4 ст. 11 УК РФ) предусматривает
исключение из территориального принципа,
выражающееся в наличии правового иммунитета
в отношении дипломатических представителей
иностранных государств, а также глав
государств, членов правительств и членов
их семей. На территории посольств и дипломатических
представительств также распространяется
иммунитет. Практика показывает, что в
случае совершения преступления лицом,
относящимся к названным категориям, оно
объявляется персоной "нон грата"
и выдворяется за пределы России.
Принцип гражданства (ст. 12 УК РФ) означает,
что под действие УК РФ подпадают граждане
России, где бы они ни совершили преступление.
Лица без гражданства и иностранцы несут
ответственность за преступления, совершенные
на территории России, а также против интересов
России или ее граждан. Последнее предполагает,
например, убийство российского гражданина,
шпионаж, поставку в Россию недоброкачественной
продукции. При этом важно наличие двух
условий: а) в государстве, на территории
которого деяние совершено, оно является
уголовно наказуемым; б) лицо не было осуждено
за это преступление в иностранном государстве.
В противном случае это бы противоречило
конституционному принципу справедливости,
зафиксированному в ч.2 ст.6 УК РФ: "Никто
не может нести уголовную ответственность
дважды за одно и то же преступление".
Взаимоотношения государств по вопросам
выдачи преступников регулируются УК
РФ, а также международными договорами.
По общему правилу российские граждане
иностранным государствам не выдаются.
Военнослужащие, проходящие службу на
территории иностранного государства
и совершившие там преступление, несут
ответственность по УК РФ, если иное не
предусмотрено международным договором.
По общему правилу, правоохранительные
органы и суд обязаны применять уголовный
закон, действующий на момент совершения
преступления (ч. 1 ст. 9 УК РФ).
1. Преступность и наказуемость
деяния определяются уголовным
законом, действовавшим во
2. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
1. Уголовный закон,
устраняющий преступность
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Поскольку уголовная
ответственность наступает как
за оконченное преступление, так и
за прерванное на стадии приготовления
или покушения, то правила действия
уголовного закона во времени распространяются и на неоконченное
преступление. Время совершения преступления
определяется по моменту деяния, а не наступления
последствий (ч. 2 ст. 9 УК РФ).
Названное правило имеет исключения, составляющие
принцип обратной силы закона, который
действует, если новый закон смягчает
наказание или устраняет ответственность
или иным образом смягчает положение лица
(например, изменяет вид исправительной
колонии). Закон, усиливающий или вводящий
ответственность, обратной силы не имеет.
Это относится к любой стадии уголовного
процесса. При декриминализации деяния
(т.е. исключении его из числа уголовно
наказуемых) производство по делу прекращается.
Наказание, вынесенное за преступление,
за которое новым законом снижена уголовная
ответственность, подлежит сокращению.
Не всегда можно однозначно ответить на
вопрос, в какую сторону изменилось положение
лица, совершившего преступление с принятием
нового закона. Это объясняется тем, что
кроме санкции, могут меняться и другие
правовые последствия, такие как категоризация
преступления, порядок условно-досрочного
освобождения, правила погашения и снятия
судимости и т.д. В этих случаях при решении
вопроса о применении принципа обратной
силы закона следует руководствоваться
интересами виновного.
1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане
и лица без гражданства, не
проживающие постоянно в
1. Граждане Российской
Федерации, совершившие
2. Иностранные граждане
и лица без гражданства,
О выдаче преступников см. Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 19 мая 1978 г.) и двусторонние международные договоры
Действие уголовного
закона в пространстве и во времени
определяется в главе 2 УК РФ. Российское
уголовное право в этом вопросе
придерживается двух основных принципов:
территориального и принципа гражданства. Территориальный
принцип означает, что по российскому
уголовному закону подлежат ответственности
лица, совершившие преступления на территории
России (ст. 11 УК РФ). Понятие территории
России определено в законе РФ "О государственной
границе РФ" от 1 апреля 1993 г. Территорией
Российской Федерации являются суша в
пределах государственных границ России,
водное пространство внутренних морей,
озер и рек. К территории России относятся
также территориальные воды в случаях,
когда суша соприкасается с водами океана
или внешнего моря. Ширина территориальных
вод России установлена в 12 морских миль,
исчисляемых от линии наибольшего отлива.
Действие УК распространяется также на
преступления, совершенные на континентальном
шельфе или в исключительной экономической
зоне РФ. В соответствии с Федеральным
законом "О континентальном шельфе
РФ" от 30 ноября 1995 г. континентальный
шельф включает морское дно и недра подводных
районов, находящихся за пределами территориального
моря РФ до определенной его глубины. Исключительная
экономическая зона Российской Федерации
устанавливается в 200 миль в морских районах,
находящихся за пределами территориальных
вод РФ и прилегающих к ним.
Под юрисдикцию России подпадает также
территория военных водных и воздушных
судов.
Если преступление длящееся, то ответственность
за него наступает по УК РФ как в случае
совершения на ее территории самого деяния,
так и при наступлении здесь его последствий.
Уголовный закон (ч. 4 ст. 11 УК РФ) предусматривает
исключение из территориального принципа,
выражающееся в наличии правового иммунитета
в отношении дипломатических представителей
иностранных государств, а также глав
государств, членов правительств и членов
их семей. На территории посольств и дипломатических
представительств также распространяется
иммунитет. Практика показывает, что в
случае совершения преступления лицом,
относящимся к названным категориям, оно
объявляется персоной "нон грата"
и выдворяется за пределы России.
Принцип гражданства (ст. 12 УК РФ) означает,
что под действие УК РФ подпадают граждане
России, где бы они ни совершили преступление.
Лица без гражданства и иностранцы несут
ответственность за преступления, совершенные
на территории России, а также против интересов
России или ее граждан. Последнее предполагает,
например, убийство российского гражданина,
шпионаж, поставку в Россию недоброкачественной
продукции. При этом важно наличие двух
условий: а) в государстве, на территории
которого деяние совершено, оно является
уголовно наказуемым; б) лицо не было осуждено
за это преступление в иностранном государстве.
В противном случае это бы противоречило
конституционному принципу справедливости,
зафиксированному в ч.2 ст.6 УК РФ: "Никто
не может нести уголовную ответственность
дважды за одно и то же преступление".
Взаимоотношения государств по вопросам
выдачи преступников регулируются УК
РФ, а также международными договорами.
По общему правилу российские граждане
иностранным государствам не выдаются.
Военнослужащие, проходящие службу на
территории иностранного государства
и совершившие там преступление, несут
ответственность по УК РФ, если иное не
предусмотрено международным договором.
По общему правилу, правоохранительные
органы и суд обязаны применять уголовный
закон, действующий на момент совершения
преступления (ч. 1 ст. 9 УК РФ).
Поскольку уголовная ответственность
наступает как за оконченное преступление,
так и за прерванное на стадии приготовления
или покушения, то правила действия уголовного
закона во времени распространяются и
на неоконченное преступление. Время совершения
преступления определяется по моменту
деяния, а не наступления последствий
(ч. 2 ст. 9 УК РФ).
Названное правило имеет исключения, составляющие
принцип обратной силы закона, который
действует, если новый закон смягчает
наказание или устраняет ответственность
или иным образом смягчает положение лица
(например, изменяет вид исправительной
колонии). Закон, усиливающий или вводящий
ответственность, обратной силы не имеет.
Это относится к любой стадии уголовного
процесса. При декриминализации деяния
(т.е. исключении его из числа уголовно
наказуемых) производство по делу прекращается.
Наказание, вынесенное за преступление,
за которое новым законом снижена уголовная
ответственность, подлежит сокращению.
Не всегда можно однозначно ответить на
вопрос, в какую сторону изменилось положение
лица, совершившего преступление с принятием
нового закона. Это объясняется тем, что
кроме санкции, могут меняться и другие
правовые последствия, такие как категоризация
преступления, порядок условно-досрочного
освобождения, правила погашения и снятия
судимости и т.д. В этих случаях при решении
вопроса о применении принципа обратной
силы закона следует руководствоваться
интересами виновного.
Конституция современного
демократического государства должна
обладать одним важным свойством: она должна быть актом прямого
действия.
Практическое значение прямого действия
конституции состоит в том, что у гражданина
непосредственно на основе конституционных
норм возникают права, за защитой которых
он имеет право обратиться в суд, ссылаясь
исключительно на статью конституции,
а суд не вправе отказать в рассмотрении
дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих
данную норму законов или подзаконных
актов. Таким образом, прямого действие
конституции означает, что органы государства
обязаны рассматривать нормы конституции
в качестве непосредственной нормативной
основы право применения и использовать
их для разрешения конкретных дел.
Нормативным актом прямого действия является
и Конституция Российской Федерации, принятая
путем референдума в декабре 1993 г. Часть
1 ст. 15 в ней гласит: "Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на всей
территории Российской Федерации".
В предыдущих конституциях России такой
записи не было. Она означает, что новая
Конституция Российской Федерации - не
торжественная декларация, а полноценно
действующий нормативно-правовой акт,
нормы которого можно использовать для
решения конкретных споров, рассмотрения
жалоб и заявлений граждан, то есть для
разрешения дел по существу.
Прямое действие Конституции - большое
завоевание демократической России, не
менее важное, чем, например, частная собственность
или свобода массовой информации. При
этом, конечно, нужно понимать, что прямое
действие Конституции - это не просто изменение
принципа действия Основного Закона путем
росчерка пера законодателя, а следствие
глубоких социально-экономических преобразований,
становления гражданского общества.
В ст. 18 Конституции сказано: "Права
и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием". В то же время прямое действие
Конституции, обязывающее органы государства
использовать ее нормы в качестве непосредственной
нормативной основы право применения,
имеет отношение не только к правам граждан,
но и означает, что государство получает
возможность непосредственно на основе
норм Конституции в рамках применения
права предпринимать властно-принудительные
действия в целях восстановления конституционного
порядка, сохранения своей целостности,
ликвидации незаконных вооруженных формирований
и т.п. Проф. А.Б. Венгеров справедливо замечает,
что государственный орган, используя
свойство непосредственного действия
конституционной нормы, может на ее основе
запустить соответствующий принудительный
механизм, в том числе и "силовой".
Указание в Конституции на то, что она
является актом прямого действия, дает
основание сделать следующие выводы:
1. Все нормы Конституции должны рассматриваться
как нормы прямого действия: непрямое
действие той или иной конституционной
нормы должно рассматриваться как исключение
и быть специально оговорено в самой Конституции.
Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: "Обвиняемый
в совершении преступления имеет право
на рассмотрение его дела судом с участием
присяжных заседателей в случаях, предусмотренных
федеральным законом".
2. Прямое действие Конституции не означает,
что не должны приниматься конкретизирующие
ее нормы и процедурные акты, необходимые
для эффективной реализации ее норм. Напротив,
все это предполагает сама природа Основного
Закона. Другое дело, что отсутствие такого
рода актов не должно объявляться причиной
неприменения конституционных норм.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"