Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Форма государственного устройства это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Унитарная форма государственного устройства это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

Содержание работы

1) 1.1 Схема классификации форм государственного устройства 3
1.2 Факторы, определяющие существование конкретной формы государственного устройства в том или ином государстве 4
2) Конституционные обязанности граждан РФ 6
3) Практическое задание 13
4) Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

Контрольная по правоведению.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1) 1.1 Схема классификации форм государственного устройства                     3                              

   1.2 Факторы, определяющие существование конкретной формы                         государственного устройства в том или ином государстве                                4                                                              

2) Конституционные обязанности  граждан РФ                                                    6                    

3) Практическое задание                                                                                       13                  

4) Список используемой  литературы                                                                  14                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.1  Схема классификации форм государственного устройства.

 

Формы государственного устройства




                             

                     


Формы межгосударственного устройства


Формы внутригосударственного устройства



 


Насильственные


       


Федеративное  государство


Унитарное государство


Добровольные




Империи


Конфедерации




Союзы


Содружества



 

Сообщества



 

Ассоциации



                                                         

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, определяющие существование конкретной формы государственного устройства в том или ином государстве.

       Форма государственного устройства это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Унитарная форма государственного устройства это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

        На  территории унитарного государства  действует одна конституция, единая  система законодательства, одно  гражданство. В нем функционирует  единая денежная система, проводится  обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика, единые вооруженные силы  и служба безопасности, а зачастую  и единая культура, то есть  культурные и общественные ценности.

Федеративное  государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно единое государство. Федеративная форма сложна и многолика.

         Межгосударственные объединения  различают добровольные и насильственные.

К добровольным формам относятся:

Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. В конфедерациях отсутствует единая экономическая, политическая и правовая системы. Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Содружество   представляет собой объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться экономики, права, языка, общей истории, культуры, религии.  

Сообщества, в основе которых, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. Оно в основном усиливает интернациональные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения

Ассоциация — это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.).

         К насильственным формам объединения государств относятся:

Империя - принудительное объединение государств, совершенное или путем завоевания, или путем иного давления (экономического, политического и т.п.).   

Союзы — объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, поскольку в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки.

Вывод:

          История знает самые замысловатые  формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов  межгосударственного единения союзов  публичного права: личная и  реальная уния, вассалитет и сюзеренитет,  содружества наций и государств, отношений доминионов и метрополий, торговые союзы, военные блоки  и т.п.

           Форма государственного устройства  самым непосредственным образом касается, а то и определяет объем и качество прав и свобод граждан. Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства значительно обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив неверно найденные формы устройства государства, могут стать одной из причин его распада. Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих уменьшить межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые бы закрепили их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего.

 

2) Конституционные обязанности граждан РФ

Основные конституционные  обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят  от конкретного правового статуса  лица и закрепляются на высшем конституционном  уровне. При этом одни конституционные  обязанности возлагаются на каждого  человека, другие - только на граждан  РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед  государством. Осуществление конституционных  обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и  жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную  законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной  службы путем симуляции болезни  или иными способами»[4,14] устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции  и юридической литературы позволяет  сделать вывод о наличии в  Российской Федерации следующих  видов конституционных обязанностей:

- Обязанность  соблюдать Конституцию РФ и  законы

- Уважение  прав и свобод других лиц

- Обязанность  платить законно установленные  налоги и сборы

- Обязанность  сохранять природу и окружающую  среду

- Обязанность  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия

- Забота  о детях и нетрудоспособных  родителях

- Получение  основного общего образования

- Защита  Отечества

Рассмотрим подробнее их содержание.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы[1,14]. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"[4,14]). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Уважение  прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц[1,14]. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм, как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Обязанность платить законно установленные  налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют[1,14]. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П[4,14]). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции[1,14]. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[1,14]. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Обязанность заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры[1,14]. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения[4,14].

Обязанность беречь памятники  истории и культуры относится  к каждому. Понятие "памятники  истории и культуры" (иначе - объекты  культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". К ним относятся объекты недвижимого имущества, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры[4,14].

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы  и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в  Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П  по делу о проверке конституционности  ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР  в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в  результате Второй мировой войны, относятся  только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и  ее бывших военных союзников в  соответствии с приказами военного командования Советской армии и  распоряжениями других компетентных органов[4,14].

Деятельность по реставрации  объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными  предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность  установления ответственности за нарушения  законодательства о культуре. УК РФ в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.[4,14]

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»