Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:13, контрольная работа
1. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ. Оцените указанную норму с точки зрения действующего законодательства. Опишите место законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ и высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей на уровне субъекта РФ.
2. Проведите сравнительно-правовой анализ статуса Президента РФ и Председателя Правительства РФ.
II ВАРИАНТ (Е-Л)
1. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ.
Оцените указанную норму с точки зрения действующего законодательства. Опишите место законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ и высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей на уровне субъекта РФ.
Эта норма является противоречащей действующему законодательству. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст.ст.5-8) определяет компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и устанавливает круг вопросов, по которым законодательный орган государственной власти субъекта федерации может принимать законы, постановления. Статьи 21, 22 названного закона, определяя полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации, предусматривает возможность издания по установленному кругу вопросов указов (постановлений) и распоряжений Вышеуказанный закон РФ и Конституция РФ не предусматривают принятие совместных постановлений законодательными и исполнительными органами государственной власти субъекта РФ. В соответствии со ст. 23 вышеназванного Федерального закона взаимодействие ветвей власти допускается лишь в формах, установленных данным законом и законом субъекта РФ, который не должен противоречить федеральному закону.
2. Проведите сравнительно-правовой анализ статуса Президента РФ и Председателя Правительства РФ (порядок формирования, компетенция, место в системе органов государственной власти, ответственность, акты, основания прекращения полномочий и др.).
Президент РФ |
Председатель Правительства РФ | |
Правовой статус |
Президент РФ -- высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе конституции РФ. Наряду с функциями главы государства президент РФ наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Президент РФ обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан РФ статьёй 22 конституции, но не конкретизируемой законодательством РФ. Статья 93 конституции
устанавливает порядок Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». |
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со статьёй 24-й Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Должность Председателя Правительства -- вторая по важности государственная должность Российской Федерации после должности Президента. До 23 декабря 1993 должность главы правительства России называлась Председатель Совета Министров -- Правительства Российской Федерации; после принятия Конституции 1993 года стала именоваться Председатель Правительства Российской Федерации. Неформально она часто называется премьер-министр, хотя в Конституции РФ такое название отсутствует. Порядок назначения, полномочия и обязанности Председателя Правительства России определены статьями 110--117 Конституции России. |
Порядок избрания (назначения) и вступления в должность |
Изначально (в 1991) президент России избирался на 5 лет. В конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». При вступлении
в должность президент Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей конституционного суда Российской Федерации. |
Председатель
Правительства назначается Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Председателя Правительства, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения Президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения во всём государстве, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента. |
Место в системе органов государственной власти |
Глава государства;
формально не принадлежит ни к
одной из ветвей власти, он обеспечивает
их согласованное |
Глава исполнительной власти в РФ |
Компетенция |
На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия: - назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства РФ; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - принимает решение об отставке Правительства РФ; - представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности; - по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов; - формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; - утверждает военную доктрину РФ; - формирует администрацию президента РФ; - назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ; - назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; - назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания; - назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом; - распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией; - назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; - вносит законопроекты в Государственную думу; - подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию; - обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. - Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. - Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ; - осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; - ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; - подписывает ратификационные грамоты; - принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей. - в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. - решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; - награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; - осуществляет помилование. В процессе осуществления своих полномочий президент РФ издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения президента РФ не должны противоречить конституции РФ и федеральным законам. |
В соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» и Регламентом Правительства РФ Председатель Правительства выполняет следующие функции: - определяет в соответствии с конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента основные направления деятельности правительства; - представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства (вице-премьеров) и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; - представляет правительство внутри государства и за его пределами; - организует работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса; - систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений Президента РФ Правительству, принимает решения по оперативным вопросам; · подписывает нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения); - распределяет обязанности между членами Правительства; - систематически информирует Президента РФ о работе Правительства. Председатель Правительства входит по должности в: - Совет Безопасности Российской Федерации; - Совет глав правительств Содружества Независимых Государств; - Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси; - Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС); - Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС); Помимо основных обязанностей и функций главы правительства, прописанных в законе, Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин возглавляет следующие координационные и совещательные органы при Правительстве РФ: - Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций; - Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве; - Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период; - Государственную пограничную комиссию; Также Председатель Правительства РФ В. В. Путин является: - Первым заместителем председателя Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике (назначен Указом Президента РФ от 10.07.2008); - Председателем Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк); - Председателем Совета Министров Союзного государства России и Беларуси; |
Ответственность |
- выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным; - может быть
ответчиком по гражданскому - может оказаться
в положении ответчика по |
- Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). - Президент
РФ может также уволить - может нести
также гражданско-правовую |
Акты |
1) указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц. |
постановления и распоряжения правительства РФ (подписываются Председателем Правительства) |
Основания прекращения полномочий |
Конституция
РФ (ст. 92) предусматривает несколько
оснований прекращения В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно: 1) по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки; 2) по не
зависящим от воли Президента
РФ причинам - в случае.стойкой
неспособности Президента РФ
по состоянию здоровья 3) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности |
Основания прекращения полномочий Председателя Правительства РФ. - по собственному заявлению об отставке; - в случае
невозможности исполнения - истечение конституционного срока полномочий Правительства Российской Федерации; - решение
Президента об отставке - Постановление
Государственной Думы о |
Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина
План
Введение
1. Понятие прав и свобод человека и гражданина
2. Конституционные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность темы механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что право, выполняя социальную функцию регулятора общественных отношений, имеет смысл и ценность для личности, общества и государства лишь тогда, когда осуществляется в реальной действительности. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права и тем самым способствуют его функционированию и реализации. Лишь в движении права от возможности к действительности, в воплощении правовых предписаний в реальных поступках и действиях людей обнаруживается его назначение, действенность и эффективность.1
Право является преобразовательной силой не само по себе, а в процессе его воздействия на развитие социальной действительности, в переходе в эту действительность, в регулировании и изменении различных ее сторон. В этом состоит его социальный смысл и ценность. Поэтому формирование в Российской Федерации правового государства предполагает не только наличие широко разветвленной системы нового законодательства, но и наличие реально действующих механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина
Цель работы – проанализировать юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Задачи:
2. Выявить специфику юридических механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина.
1. Понятие прав и свобод человека и гражданина
Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуются прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин “свобода” призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: (например: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, статья 28 Конституции РФ). В то время как термин “право” определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом “право” может самой Конституцией включаться в состав “свободы”.
Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями так же именуют “свободами”.
Различие между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.
Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.
Российская Конституция выделяет такую категорию, как основные права и свободы человека, они провозглашаются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.
Основные права и свободы человека - это те фундаментальные естественные правовые возможности субъектов права пользоваться определенными благами, без которых индивид не мог бы существовать и развиваться как самодостаточная, полноценная личность.2
К числу основных прав
человека относят обычно право на
жизнь, свободу, безопасность, частную
собственность, физическую и психическую
неприкосновенность, достоинство личности,
личную и семейную тайну и другие
фундаментальные права и
Основные права и свободы отличаются от производных, приобретенных прав и свобод с точки зрения режима отчуждаемости. Производные права и свободы, например право собственности на определенный объект, могут быть отчуждаемы. Так, предусмотренное в ст. 8, 9 и, особенно, в ст. 34-36 Конституции РФ право иметь в собственности имущество и землю представляет собой основное право. Но базируемое на нем конкретное право собственности физического лица на определенный объект представляет собой уже право производное, а не основное. Собственник, обладающий определенной вещью или земельным участком, может продать или подарить ее. Такая возможность, однако, не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.
Основные неотчуждаемые права и свободы, принадлежащие личности в силу его рождения, получили наименование естественных прав и свобод. Именно под лозунгами естественных неотчуждаемых прав человека представители "третьего сословия" - революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.
Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки: 1) принадлежат индивиду от рождения; 2) складываются объективно и не зависят от государственного признания; 3) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.п.); 4) являются непосредственно действующими.
Для реализации таких
естественных прав человека, как право
на жизнь, на достойное существование,
на неприкосновенность, достаточно лишь
факта рождения и не обязательно,
чтобы человек обладал качества
3. Человек и гражданин
живет в обществе и
В части 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливается общепризнанный правовой принцип: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Фактически речь идет о частном выражении международно-правового принципа-запрета "злоупотребления правом (правами)". Согласно ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В статьях 5 Международных пактов ООН о правах 1966 г. установлено, что предусмотренные данными документами права не могут толковаться как означающие, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в Пактах, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в них. Аналогичное положение содержится и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Действие рассматриваемого конституционного принципа обеспечивается закреплением в текущем законодательстве пределов и ограничений конкретных прав и свобод.
Субъективное право человека и гражданина в Российской Федерации четко определено границами, строго "дозировано" законом (определен возраст, с которого наступает дееспособность, срок прохождения воинской службы, размер пенсии и т.д.). Это сделано для того, чтобы каждый индивид знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, государства, общества. Только при этом условии все люди могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.
2. Конституционные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина
Гарантии основных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.
Важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина. Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает две группы гарантий - формально-юридические и институциональные.
Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе и международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), закрепление за Президентом Российской Федерации функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45) и др.
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством (в том числе и обязанность пассивного типа - не нарушать права и законные интересы других лиц - ч. 3 ст. 17 Конституции).
Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»