Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

1. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ. Оцените указанную норму с точки зрения действующего законодательства. Опишите место законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ и высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей на уровне субъекта РФ.
2. Проведите сравнительно-правовой анализ статуса Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Файлы: 1 файл

конст. право.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого Основной закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным и в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и  свободы человека и гражданина могут  быть ограничены только федеральным  законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность  ограничения прав и свобод законами субъектов Российской Федерации (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение  прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей.

Перечень таких целей (оснований) хотя и весьма обширен (дает возможность расширительного толкования), но все же закрытый, исчерпывающий:

защита основ конституционного строя;

защита нравственности;

защита здоровья других лиц;

защита прав и законных интересов других лиц;

обеспечение обороны  и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий  ограничения прав и свобод, Конституция  РФ содержит и некоторые специальные  условия. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 56 такие ограничения в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Нормативно закрепить демократические общепринятые подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности можно достаточно качественно, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет (и восприниматься они, соответственно, будут как фиктивные нормы).

Система институциональных  гарантий (то есть различных государственных  и общественных органов и организаций, в которые может обратиться гражданин  за защитой своих прав) достаточно обширна.

К звеньям этой системы  можно, в частности, отнести:

Президента РФ, как гаранта прав и свобод человека и гражданина;

органы прокуратуры, в  функции которых входит оперативное  реагирование на любые нарушения  законов в Российской Федерации;

различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;

Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений  этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция к повышению этой эффективности);

комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);

недавно созданный орган - Уполномоченного по правам ребенка  в Российской Федерации;

органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенными к населению уровнем публичной власти;

различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные  для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан  России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Однако, безусловно, основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в  Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого человека и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) - право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно - в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок  защиты нарушенных прав является общим  порядком, альтернативой использованию  специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу (за исключением ограниченного круга случаев, предусмотренных законом, когда использование досудебной процедуры является обязательной предпосылкой для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.).

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ, законом  Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с последующими изменениями и дополнениями) в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (равно как и бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения и действия органов юридических лиц, общественных объединений, органов военного управления и должностных лиц.

Особо следует выделить конституционную возможность российских граждан обращаться за защитой своих  прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции). Следует иметь в виду, что такое обращение - процедура достаточно сложная, обусловленная рядом условий, основными из которых являются: во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов  по защите прав и свобод человека и  гражданина наиболее известным и  авторитетным является Европейский  суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 года и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 года. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными (хотя Суд может принять решение лишь о присуждении пострадавшей стороне денежной компенсации из казны соответствующего государства).

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся:

- обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);

- право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);

- конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ); 

право каждого в соответствии с  международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.).

Конституция Российской Федерации установила возможность  ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек живет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимосвязей.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или проживание в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о государственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конституция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, основные права и свободы человека - это те фундаментальные естественные правовые возможности субъектов права пользоваться определенными благами, без которых индивид не мог бы существовать и развиваться как самодостаточная, полноценная личность.

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).

Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека. Важной составляющей   юридического  механизма защиты  прав и свобод  человека  в РФ  является  возможность  обжаловать  решения  суда, право на  получение квалифицированной юридической помощи, право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека

 

 

 

 

 

 

Список  источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (РФ) от 12.12.1993

2. Гаврилов Б. Я. О некоторых проблемных вопросах реализации органами предварительного следствия  правовых норм о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина // http://www.k-press.ru/bh/2001/1/gavrilov/gavrilov.asp

3. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). –М. : Деловой двор, 2009. С. 56.

4. Катков Д. Б.,  Корчиго Е. В. Конституционное  право России. М.: Юрист, 1999.

5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

1 Гаврилов Б. Я. О некоторых проблемных вопросах реализации органами предварительного следствия  правовых норм о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина // http://www.k-press.ru/bh/2001/1/gavrilov/gavrilov.asp

 

 

 

2 Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). –М. : Деловой двор, 2009. С. 56.




Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»