Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:16, контрольная работа
Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости оттого, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах государственной службы.
1. Роль религии в государственно-правовых системах стран Древнего Востока…………………………………………………………………………….3
2. Роль армии в государственном механизме Древнего Рима…………..7
3. Источники и структура партикулярных систем светского права…….9
4. Особенности семейного и наследственного права мусульманского Востока…………………………………………………………………………...15
5. Общее и различное в государственном механизме IV и V Республик во Франции……………………………………………………………………….18
Задачи……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….24
Для правовой семьи этого вида характерен взгляд на право и его взаимосвязь с моралью как на требование должного, а также оптимальная обобщенность норм права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Ограниченная роль среди источников права принадлежит обычаю. В определенной степени в качестве источника права признается значение судебной практики, которая в странах этой системы достаточно хорошо развита. Формами государственно-правовых актов здесь являются декреты, регламенты, административные циркуляры и т.п.
Английское или общее право
Система общего права сложилась в Англии в период норманского завоевания и в процессе дальнейшего исторического развития распространилась на довольно широкой территории. В настоящее время семья английского общего права объединяет почти все, за небольшими исключениями, англоязычные страны.
Отличия английского общего права от романо-германской правовой системы выражаются в структуре права, категориях и понятиях права, правовых нормах. В английском праве нет деления на публичное и частное право, на гражданское и торговое, административное и право социального обеспечения. В то же время в английском праве принято деление на общее право и право справедливости. В нем присутствуют такие категории как доверительная собственность, встречное удовлетворение, треспасс, эстоппель и др. Структура английского права складывалась в рамках судебной процедуры, поэтому правовые нормы в нем имеют, скорее, общий и абстрактный характер, нет деления норм на позитивные и императивные.
Основным источником английского права является судебная практика. Это означает, что суды не только применяют, но и непосредственно создают правовые нормы на основе судебных прецедентов.
Мусульманское право
Под мусульманским правом вообще понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы.
Правовые системы мусульманских стран, хотя они и имеют определенные различия, сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. В связи с этим основным источником -стержнем - мусульманского права является Коран, наряду с которым действует также Сунна - жизнеописание Магомета - его поступков, поведения, высказываний. Большую роль в обоих этих источниках, обладающих юридической силой, играет понятие справедливости.
Третий источник мусульманского права - иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросам обязанностей правоверных, которое формируется на основе единого мнения знатоков ислама. Наконец, источником мусульманского права является кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.
Правовая система Китая
Правовая система современного Китая представляет собой сложное переплетение двух противоположных исторически обусловленных концепций: 1) конфуцианства, призывавшего строить отношения людей на началах добродетели и морали и инициировавшего негативное отношение к праву и закону; и 2) учения легистов (законников), обосновывавших идею приоритетной роли закона, гарантированного принудительной силой государства.
Существенные преобразования в правовой системе Китая были проведены в результате буржуазной революции и свержения монархического строя в 1911 г. Под влиянием политической и правовой мысли Запада были разработаны законодательные акты, проведена кодификация законодательства. Однако, учение Конфуция не утратил своего духовного влияния и в этот период.
Правовая система Индии
Правовая система Индии (индийское право) - это оригинальная правовая система, отражающая воздействие английского общего права времен колонизации - с одной стороны, и индусского права - с другой. Нормы индийского права обязательны для всех проживающих в Индии граждан, независимо от их национальности и религиозной принадлежности.
Индусское право - это религиозная правовая система общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Главной чертой индусского права является его органическая связь с религией. Главными же источниками права современной Индии являются закон и судебный прецедент. Конституция Индии устанавливает, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Последний осуществляет и контроль за конституционностью индийских законов.
Право Японии
Становление современной правовой системы Японии происходило главным образом в условиях интенсивного развития капитализма и как собственно японское право оно сформировалось после первой мировой войны. Значительное влияние на него оказали юридический опыт и материалы западноевропейских государств, а также право США.
В современных условиях хорошо организованную правовую систему Японии характеризуют развитое законодательство, суды, квалифицированные кадры юристов и высокая правовая культура населения. Основным источником права Японии являются законы, а также решения Верховного суда, содержащие толкование законов.
4. Особенности семейного
и наследственного права
Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина9. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин10. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества.
Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в Коране: «Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них»11.
Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно. Маликиты, например, считали, что жена без согласия мужа может распоряжаться не более чем третьей частью имущества.
Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и ударяйте их».
В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содержание.
Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имело существенные различия в разных правовых школах. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.
Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.
На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей, если он руководствовался справедливыми мотивами.
5. Общее и различное в государственном механизме и Республик во Франции
Общее: Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся м имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Органом законодательной власти Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Он состоял из одной палаты и избирался на один год.
Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их предметом были наиболее важные сферы законодательства: гражданское и уголовное право, бюджет и объявление войны и т.д. Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовывались в составе граждан, имевших право участвовать в голосовании. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, решение которых по данному вопросу, как следует полагать, становится окончательным.
Законодательный корпус получил также право
издания декретов, не требующих последующих
плебисцитов. Их предметом было все, выходящее
за рамки законов. Текущее административно-
Различное: «IV Республика» - взамен священного правительства Законодательное собрание сформировало Временный исполнительный совет. Франция объявлялась республикой единой и неделимой. Вместе с тем оставался неразрешенным вопрос – окончательная и полная ликвидация феодальных отношений в деревне.
«V Республика» - значительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Следовала возможность деления граждан на активных и пассивных, отстранение неимущих от управления.
Срок существования Четвертой республики был одним из самых коротких, действие Конституции 1946 г. продолжалось всего 12 лет.
Причинами падения Четвертой республики были, как уже подчеркивалось выше: недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, периодические отступления от них на практике, следствием чего явились частая смена правительств, постоянно сотрясавшие страну правительственные кризисы и, в конечном счете, утрата веры французов в реформы. Четвертая республика несла в себе пороки Третьей.
Новая, сформированная под де Голля Конституция отличалась, прежде всего, усилением роли исполнительной власти, более четким механизмом разделения властей, системой контроля за конституционностью законов12. Практически в таком же виде она существует и по сей день.
Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и на сегодняшний день12.
Задачи
Задача 2.
Из царского книгохранилища
пропал папирус с текстом
Решение:
Согласно § 6 Законов Хаммурапи если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
В § 7 Законов Хаммурапи указано если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек -- вор, он должен быть убит.
Итак, Вор и его пособники по законам Хаммурапи должны быть убиты.
Задача 8.
У римского гражданина
Тиберия, жившего в 388 г. от основания
Рима, было три внука. Один родился
в семье эмансипированного
Решение:
Все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов. (Книга 1, параграф 117)
Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения права собственности (ius proprium) свойственна римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь посредством манципации.
Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»