Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Теория государства и права, накопленные знания концентрирует в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.
Научные государственно-правовые определения (категории) – это раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.

Содержание работы

1 Значение и система государственно-правовых категорий 2
2 Государственный (политический) режим 7
2.1. Общая характеристика политического режима. Виды политического режима. 7
2.2 Государственные (политические) режимы современности. 11
2.3 Изменение политического режима в России. Юридическое закрепление правового режима. 13
3.Президентская и парламентская республики. Сравнительная характеристика. 16
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Контрольная работа

По предмету Теория государства и права

 

ВАРИАНТ 3

 

Выполнил: студент 1 курса

Заочного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Значение и система  государственно-правовых категорий

Теория государства и права, накопленные знания концентрирует в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.

Научные государственно-правовые определения (категории) – это раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.

Государственно-правовые явления различны по своему содержанию и объему, для многих явлений необходимо применять несколько взаимосвязанных дефиниций, которые и определяют понятийный ряд. В этом и заключается связь государственно-правовых и правовых категорий.1

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, которые отличают его от других организаций общества, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность, как формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Признаки государства или категории образуют взаимосвязь, и без того или иного признака теряется смысл и значение понятия государства.

Государственно-правовые категории - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное внутренними связями.

Рассмотрим признаки государства.

Первый признак - Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, является гражданами государства. Таким образом, в пределах государства (пространственные границы) возникает, такой правовой институт как гражданство (подданство).

От других организаций, негосударственных, таких как политические партии, профсоюзы - государство отличается тем, что представляет собой все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии, во-первых, создаются добровольно, во-вторых, на основании определенных интересов, в-третьих, объединяют в своих рядах часть населения. Иначе говоря, без такой категории, как территориальное обособление – любое объединение или организация населения не называлось бы государством.

Второй признак государства - Публичная (государственная) власть – фундаментальная категория.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками социальной власти. Однако имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе.

Также особенностью государственной власти является и то, что властвующий и подвластный субъекты четко разделены.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на определенные сферы - экономическую, социальную, духовную, так и общество в целом. на основе законов, с целью выполнения задач и функций стоящих перед обществом.

Особенностью государственной власти является то, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Третий обязательный признак государства - Государственный суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Страна, его не имеющая,– это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Это означает универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны, прерогативы власти, наличие таких средств воздействия, которыми никакая общественная власть не располагает.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании населения страны - единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Следовательно, государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

Четвертый признак государства - Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка.

Пятый признак государства - налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

Шестой признак государства - Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Таким образом, государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство - это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права.

В публичном смысле государство - универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство - способ регулирования и упорядочения общественных отношений.2

 

 

2 Государственный (политический) режим

2.1. Общая характеристика  политического режима. Виды политического  режима.

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Которые определяют порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.3

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим.

Формы политического (государственного) режима - это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством.

Тип политического режима определяется соотношением действующих в государстве политических сил и отражает объективную характеристику сущности политической власти.

В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократия - народовластие - означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом предпосылок. Основными из них являются политические: реальное разделение политической власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную; легитимный характер политической власти и законность ее действий; наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества; запрет на официальное признание на законодательном уровне за одной из политических партий права на руководящую роль в государстве;  наличие и признание роли оппозиции как реальной альтернативной силы правящему большинству; оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики; наличие у населения реальных возможностей для реализации провозглашаемых конституцией прав и свобод, позволяющих им осуществлять свое суверенное право на самореализацию.

Для демократического режима характерны: - свобода экономической деятельности; - гарантированность личных прав и свобод; - возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности; - защищенность личности от произвола и беззакония; - максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения; - демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе; - плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы; - правовой характер деятельности всех государственных органов.4

Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности.

В современных условиях распространение получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим.

Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, однако их содержательная часть во многом едина и противоположна чертам режима демократии.

Для них характерны:- полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни; - огосударствление общественных организаций (политических партий, профсоюзов); - подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод; - преимущество государства над правом: - диктатура одной политической партии; - всеохватывающая милитаризация общественной жизни; - игнорирование интересов национальных государственных образований, национальных меньшинств; - преследование за религиозные и другие официально не признанные убеждения, за инакомыслие; - низкий уровень жизни основных слоев населения.

Антидемократические режимы, как правило, действуют в революционные периоды и следующие за ними периоды гражданских войн. В истории существуют многочисленные примеры.5

Многие ученые определяют следующие виды антидемократических режимов: тоталитарный, авторитарный, деспотия, тирания,

Признаками тоталитаризма, является абсолютная концентрация власти – законодательная, исполнительная власть оказывается в одном лице, судебная сласть практически отсутствует, тотальный контроль государства над экономической и политической жизнью страны. Политическая власть осуществляется одной партией, наличие государственно-организованного террора, основанного на постоянном насилии со стороны государства. Экономическая сфера жизни жестко регламентируется.

Большинство признаков авторитарного режима схожи с признаками тоталитарного режима, но так же такому режиму присущи универсальные характеристики.

Желание исключить политическую оппозицию с политической арены. Полное отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти. Полный контроль за всеми общественными институтами семья, группы интересов, традиции, СМИ. Наличие относительно слабой силы власти в обществе, что порождает желание подчинить общество полному контролю и одновременная неспособность это реализовать. Правящая элита существует обособленно, внутри нее наличие разногласий и борьба за власть (в отличие от тоталитаризма, в котором правительство было идейно единым).6

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»