Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:16, контрольная работа
Теория государства и права, накопленные знания концентрирует в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.
Научные государственно-правовые определения (категории) – это раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.
1 Значение и система государственно-правовых категорий 2
2 Государственный (политический) режим 7
2.1. Общая характеристика политического режима. Виды политического режима. 7
2.2 Государственные (политические) режимы современности. 11
2.3 Изменение политического режима в России. Юридическое закрепление правового режима. 13
3.Президентская и парламентская республики. Сравнительная характеристика. 16
Список литературы 20
Оглавление
Теория государства и права, накопленные знания концентрирует в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.
Научные государственно-правовые определения (категории) – это раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.
Государственно-правовые явления различны по своему содержанию и объему, для многих явлений необходимо применять несколько взаимосвязанных дефиниций, которые и определяют понятийный ряд. В этом и заключается связь государственно-правовых и правовых категорий.1
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, которые отличают его от других организаций общества, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность, как формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Признаки государства или категории образуют взаимосвязь, и без того или иного признака теряется смысл и значение понятия государства.
Государственно-правовые категории - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное внутренними связями.
Рассмотрим признаки государства.
Первый признак - Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, является гражданами государства. Таким образом, в пределах государства (пространственные границы) возникает, такой правовой институт как гражданство (подданство).
От других организаций, негосударственных, таких как политические партии, профсоюзы - государство отличается тем, что представляет собой все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии, во-первых, создаются добровольно, во-вторых, на основании определенных интересов, в-третьих, объединяют в своих рядах часть населения. Иначе говоря, без такой категории, как территориальное обособление – любое объединение или организация населения не называлось бы государством.
Второй признак государства - Публичная (государственная) власть – фундаментальная категория.
Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками социальной власти. Однако имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе.
Также особенностью государственной власти является и то, что властвующий и подвластный субъекты четко разделены.
Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на определенные сферы - экономическую, социальную, духовную, так и общество в целом. на основе законов, с целью выполнения задач и функций стоящих перед обществом.
Особенностью государственной власти является то, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.
Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Третий обязательный признак государства - Государственный суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Страна, его не имеющая,– это колония либо доминион.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Это означает универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны, прерогативы власти, наличие таких средств воздействия, которыми никакая общественная власть не располагает.
Пятый признак государства - налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.
Шестой признак государства - Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
Формы политического (государственного) режима - это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством.
В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.
Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности.
Многие ученые определяют следующие виды антидемократических режимов: тоталитарный, авторитарный, деспотия, тирания,
Признаками тоталитаризма, является абсолютная концентрация власти – законодательная, исполнительная власть оказывается в одном лице, судебная сласть практически отсутствует, тотальный контроль государства над экономической и политической жизнью страны. Политическая власть осуществляется одной партией, наличие государственно-организованного террора, основанного на постоянном насилии со стороны государства. Экономическая сфера жизни жестко регламентируется.
Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»