Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Теория государства и права, накопленные знания концентрирует в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.
Научные государственно-правовые определения (категории) – это раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.

Содержание работы

1 Значение и система государственно-правовых категорий 2
2 Государственный (политический) режим 7
2.1. Общая характеристика политического режима. Виды политического режима. 7
2.2 Государственные (политические) режимы современности. 11
2.3 Изменение политического режима в России. Юридическое закрепление правового режима. 13
3.Президентская и парламентская республики. Сравнительная характеристика. 16
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим так же другие виды антидемократических режимов. Например, деспотические и тиранические режимы, их относят к разновидностям авторитарного режима.

Деспотический режим (неограниченная власть), характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом.

Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности.

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Целью фашистского государства является охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Люди не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы7.

2.2 Государственные (политические) режимы современности.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового Времени, фашистские диктатуры и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки (Северная Корея, Куба, Вьетнам).

Демократические политические режимы способны урегулировать серьезные политически, экономические конфликты в стране (например, Франция, США).

В демократическом режиме функционируют многие национально -демократические политические системы. Осуществляющие власть политические силы национально - демократической ориентации в Индии, Египте, Бразилии, Перу, Мексике, Аргентине и ряде других стран сталкиваются с немалыми трудностями: не вполне изжиты оппозиции самому государственному строю, активны разного рода экстремисты, появляются лидеры конфронтационного и харизматического характера, значительно влияние милитаризма. В связи с этим, возникает немало политических конфликтов, в отдельных случаях даже вооруженных ( Перу, Мексика, Индия ).

Большинство западноевропейских стран имеют демократии с многопартийной системой: Нидерланды от 12 партий, Бельгия, Германия и др. Американская система демократии жестко ограничена двухпартийностью (в силу политической традиции).8

Принятие новой Конституции России стала решающим шагом в создании либерально - демократической системы, а вместе с тем и президентского режима.

Президент, благодаря широте своих полномочий по Конституции РФ и сверх того, стал инициатором реформ, проведение которых соизмеряется с интересами поддерживающих его слоев и одновременно сдерживается оппозицией в органах законодательной власти. Признак демократии у президентского режима заключается в уступках оппозиции.

Демократические режимы сложились в ряде других новых независимых государств - на Украине, в Молдове, Армении, Грузии и Киргизии. Но либерально- демократические системы там еще слабы, демократии не достает эффективности. Это затрудняет реализацию преимуществ демократических государственных режимов.

Экономической основой демократического режима являются многоукладная экономика с разными формами собственности  и рыночные отношения. Свобода экономической и предпринимательской деятельности является важнейшим условием для развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала.

2.3 Изменение политического  режима в России. Юридическое  закрепление правового режима.

Начиная с распада монархии и заканчивая нынешним временем, Россия сменила несколько политических режимов, проанализируем данные изменения начиная с 1917 года, до этого времени в России господствовала монархия.

Февральская революция 1917 года установила республиканский политический режим без его оформления конституционным образом. Февральский политический режим носил переходный характер и должен был закончиться установлением либо правой военной, либо левой коммунистической диктатурой - это были две реальные альтернативы. Февральское низвержение Николая II означало конец всей системы самодержавия, которая была на протяжении всей тысячелетней истории Руси-России стержневой цивилизационной основой нации.

Существовала достаточно реальная опасность установления всеобщей анархии и бунта всех против всех. Зародившиеся в июле 1905 г. стихийным образом Советы были ничем иным, как своеобразным проявлением соборной традиции русского народа искать сообща выход из тяжелой ситуации.

Большевики всеми силами обеспечивали большинство в Советах рабочим и членам партийной элиты как самой пролетарской, в результате чего советская власть начала приобретать черты однопартийной диктатуры. В июле 1918 года, была принята самая первая конституция в России.

 На смену ленинско-большевистскому  режиму пришел сталинско-большевистский. Началось утверждение режима  личной власти И.В. Сталина, что  привело к формированию в рамках  советско-коммунистической системы  новой вариации большевистского  политического режима. Во время  второй мировой войны, по мнению  ряда историков, произошло ослабление  диктаторского режима и повышение  степени самостоятельности и  ответственности исполнителей на  местах.

Затем последовал период десталинизации и номенклатурно- коммунистического режима. Последующий политический режим в России можно охарактеризовать как авторитарно-либеральный. В условиях экономического кризиса М. Горбачев пытался осуществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя ее до конца, перешел к радикальному преобразованию политической системы. Перестройка в политической сфере привела к появлению оппозиции и возрождению многопартийности.

Существование оппозиции является одним из неотъемлемых элементов демократической системы власти, деятельность которой благотворно влияет на функционирование власти

Определить сущность политического режима второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. однозначно затруднительно. В этот период были проявления, как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С. Горбачева.

Таким образом, начиная с распада монархии и заканчивая нынешним временем, наша страна сменила несколько политических режимов: от тоталитарного до авторитарно-либерального.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т.е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации - парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне - органы местного самоуправления.

Демократический правовой режим является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов.

Характеристика политического режима современной России, носит спорный характер, некоторые политологи утверждают, что он носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Основаниями являются значительное влияния иностранного капитала на политическую элиту, национальное предпринимательство не имеет серьезного политического веса. Общество слабо влияет на политические институты. Поэтому принимаемые решения зачастую отвечают узкокорпоративным интересам. Результатом проводимой политики стало значительное расслоение общества, вплоть до поляризации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Президентская и парламентская  республики. Сравнительная характеристика.

Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Для монархии характерно единовластие, т.е. принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия. Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная.

Республика - форма правления, при которой в основе организации и функционирования высших органов государственной власти лежат принципы выборности и периодической сменяемости.

В зависимости от оснований классификации республики могут быть аристократическими или демократическими. Кроме того, республики различаются в зависимости от того, избирается на определенный срок коллегиальный (парламент) или единоличный (глава государства, президент) орган государственной власти.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.9

 

Сравнительная характеристика

Основание

Парламентская республика

Президентская Республика

Власть Президента

Юридически характеризуется тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия).

Избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство) (США, Мексика, Казахстан и др.).

Власть Парламента

Населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный, законодательный орган государственной власти. Парламенту принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный характер своей власти, формирует органы исполнительной. При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, и иногда в правительстве, представителей различных политических партий. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.

Объективно существует большая вероятность установления авторитарного правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в таких республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов». Парламентский контроль над деятельностью президента в условиях полупрезидентской республики имеет свою специфику, так как за деятельность правительства в первую очередь отвечает перед законодателями глава кабинета министров (Правительство). Но и при полупрезидентской республике глава государства не остается без сферы парламентского контроля

Исполнительная власть

Правительство формируется парламентом. Исполнительную власть представляют Правительство и Президент. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном представительские функции.

Правительство формируется главой государства. Главой данного органа исполнительной власти является Президент, и члены Правительства не могут быть одновременно депутатами конгресса.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»