Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:20, курсовая работа
Социологическая концепция права - тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях. Это одно из влиятельнейших направлений правовой теории 20 столетия. Суть права оно ищет не столько в нормах, сколько в том, как они реализуются в поведении людей в сфере правового регулирования, то есть, в правоотношениях.
1.Социологическая, интегративная и либертарная концепции права.
2.Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
3.Раскройте понятие «преюдициальность».
Раскрытие и изложение предмета философии права подразумевают и включают в себя также и критический анализ соответствующих антиподов права и государства, различных прошлых и современных теоретических и практических форм отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права и государства как сущности и как явления, их подмены насилием и произволом, деспотическими (антиправовыми) формами организации власти и ее произвольно-приказными правилами.
Приведенные краткие определения (дефиниции) предмета развиваемой нами концепции философии права содержат лишь наиболее важные и существенные характеристики этого предмета, полное освещение которого дано во всей концепции, представляющей собой форму систематического рассмотрения и раскрытия данного предмета [13].
Сформулированное нами с либертарно-юридических
позиций понимание предмета философии
права имеет и общее значение
в плане выявления, уяснения и
определения того общего для различных
учений о праве познавательно-смыслово
Философия права отличается от прочих трактовок права именно по определенному предметному критерию, а не, как это нередко бывает, по названию той или иной работы, намерениям ее автора, дисциплинарной принадлежности последнего и т.д. Очевидно, что далеко не все, что говорит представитель философии о праве или представитель юриспруденции о философском значении права - это философия права. Для философско-правовой концепции, как минимум, необходимо, чтобы, во-первых, кроме закона (позитивного права) признавалось определенное исходное объективное правовое начало (сущность, принцип, идея права), а, во-вторых, чтобы это признание было сформулировано как определенное понятие права и выражено как внутренне согласованная и непротиворечивая теоретическая концепция, охватывающая и объясняющая весь мир права (право - в мире и мир - в праве) и антиправа.
С позиций либертарно-
При всей своей понятийно-правовой неопределенности концепции юснатуралистического типа правопонимания относятся к предметной сфере философии права в силу признания (хотя и без надлежащей формализации) в этих концепциях некоего объективного правового начала вне закона и независимо от законодателя (официальной правоустанавливающей власти).
Такого предметосодержащего
Максимум, что допускают некоторые позитивисты (например, Г. Гуго, Д. Остин, Г.Ф. Шершеневич, О. Вайнбергер и др.) [14] - это философия позитивного права в смысле позитивистской общей теории права, понимаемой как позитивистское обоснование позитивного права и соответствующей концепции юриспруденции. Философию же права в собственном смысле (с различением сущности и явления в сфере права, признанием объективного правового начала и т.д.) позитивисты отвергают как ложное ("метафизическое") учение о мнимых и нереальных (непозитивных) объектах.
Следует, правда, отметить, что после Лейбница именно представитель позитивизма известный немецкий юрист Г. Гуго в конце XVIII в. обосновывал необходимость "философии права", под которой он имел в виду "философию позитивного права" как одну из трех частей (наряду с историей права и юридической догматикой) юриспруденции. Спустя четверть века Гегель (в работе "Естественное право и наука о государстве. Основы философии права", в распространенном кратком обозначении которой в виде "Философии права" умалчивается ее естественно-правовой профиль) выступил с обоснованием своей концепции философии права (по существу -философии естественного права в его гегелевской трактовке!) как части философии, попутно подвергнув уничижительной критике как учение самого Гуго, так и юриспруденцию в целом (включая, кстати, и весьма высокую оценку Лейбницем научных достижений юристов) [15]. Эта критика во многом носила односторонний, доктринально преувеличенный и ситуативно заостренный характер, особенно в отношении юриспруденции, которая, вопреки утверждению Гегеля, никогда (включая и гегелевские времена) не сводилась лишь к позитивизму ("позитивному учению о праве"), но, наряду с ним, включала в себя и различные естественно-правовые учения, без достижений которых была бы невозможна и сама гегелевская философия естественного права.
Не углубляясь здесь в этот продолжающийся до сих пор "спор факультетов" о дисциплинарном профиле философии права, отмечу лишь отсутствие каких-либо принципиальных препятствий для разработок различных концепций философии права как отдельной научной и учебной дисциплины в рамках как философии, так и юриспруденции. Однако, к сожалению, фактически сложилось так, что после Гегеля (и до наших дней) философией права и государства как научной и учебной дисциплиной занимаются в основном юристы; представители же философии, если и обращаются к философско-правовой тематике, то по преимуществу - в рамках истории философии права. Показательно, что на философских факультетах вообще не преподается такая дисциплина, как философия права, и нет современного учебника (не говоря уже о каком-то самостоятельном философско-правовом учении) по философии права, подготовленного специалистом-философом.
2. Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Все нормативно-правовые
акты функционируют как единая система,
которая характеризуется
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
- нормативные акты государственных органов;
- нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
- совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
- нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
- общефедеральные;
- акты субъектов Федерации;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).
В зависимости от срока действия различают:
- акты неопределенно длительного действия;
- временные акты.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на
- законы
- подзаконные акты.
Критерии данной классификации позволяют установить значимость нормативных актов, их место и роль в правовой системе.
3. Преюдициальность
(от лат. praejudicio предрешение)
в процессуальном праве обязательность
для всех судов, рассматривающих дело,
принять без проверки и доказательств
факты, ранее установленные вступившим
в законную силу судебным решением или
приговором по какому-либо другому делу.
Так, согласно ст. 58 АПК, обстоятельства,
установленные вступившим в законную
силу решением арбитражного суда по ранее
рассмотренному делу, не доказываются
вновь при рассмотрении судом другого
дела. в котором участвуют те же лица. Вступившее
в законную силу решение суда общей юрисдикции
по гражданскому делу обязательно для
арбитражного суда. рассматривающего
другое дело, по вопросам об обстоятельствах,
установленных решением суда общей юрисдикции
и имеющих отношение к лицам, участвующим
в деле. Вступивший в законную силу приговор
суда по уголовному делу обязателен для
арбитражного суда по вопросам о том, имели
ли место определенные действия и кем
они совершены. Преюдициальное значение
могут иметь не только факты, установленные
вступившим в законную силу приговором
или решением суда. Ст. 28 УПК придает преюдициальное
значение и фактам, установленным вступившим
в силу определением или постановлением
суда по гражданскому делу. Факты, установленные
всеми указанными выше судебными актами,
имеют преюдициальное значение для всех
участвующих в деле лиц и их правопреемников.
В то же время для лиц, которые не были
привлечены к участию в деле, но чьи права
и интересы затрагиваются решением или
приговором, указанные факты П. не обладают,
и они могут оспаривать их в другом процессе.
.
Правило П. позволяет избежать вынесения
противоречащих друг другу судебных актов
по одному и тому же вопросу и разрешать
дела с наименьшей затратой времени и
средств.
В настоящее время в науке остается нерешенной
проблема взаимной П. судебных и иных правоприменительных
актов (например, органов государственного
управления, смешанных государственно-общественных
органов).
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"