Контрольная работа по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его природу и назначение в обществе.
Учеными сущность права раскрывается по-разному: одни из них ставят акценты на государственную волю, другие - на общую волю (народа) или на свободу воли, или на обязательную нормативность, или на защищенный государством интерес, или на компромисс интересов, или на особые психические переживания, или на минимум нравственности, или на справедливость (политическую или нормативно закрепленную).

Содержание работы

Составьте развернутую схему по вопросу: «Понятие и содержание сущности права»………………………………..…………………………………3
Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция)……..………8
3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий: «Акт межведомственного характера», «Секретариат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь», «Герб»……………………...……9
Выберите правильный ответ(ы): Какой основной метод соответствует разрешительному типу правового регулирования ……………………………11
Завершите фразу: «Суть прямого способа изложения правовой нормы состоит в следующем…» ………………………………………………………11
Проанализировав текст закона, приведите в качестве примера по 2 нормы права следующих видов: нормы-принципа, регулятивная и охранительная норма, императивная и диспозитивная нормы……………..………12
Сколько голосов необходимо для преодоления возражений Президента Республики Беларусь («президентского вето») при неподписании закона Президентом и возвращении его в Палату представителей для повторного голосования?..................................................................................................................13

Файлы: 1 файл

контрольная я.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Специальность Государственное управление и право

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Теория государства и права

 

вариант № 10

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент 1 курса, 6 группы, в/о

(курс, группа, указать – база в/о,   с/о)         

 

__________________

       (подпись)

 

С.Н. Крышковец 8-029-756-79-46      (инициалы, фамилия, номер мобильного телефона)

Проверил

_________________

(ученая степень, звание)

 

__________________

       (подпись)

 

______________________

     (инициалы, фамилия)


 

 

 

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Составьте развернутую схему по вопросу: «Понятие и содержание сущности права»………………………………..…………………………………3
  2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция)……..………8

3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий: «Акт межведомственного характера», «Секретариат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь», «Герб»……………………...……9

  1. Выберите правильный ответ(ы): Какой основной метод соответствует разрешительному типу правового регулирования ……………………………11
  2. Завершите фразу: «Суть прямого способа изложения правовой нормы состоит в следующем…» ………………………………………………………11
  3. Проанализировав текст закона, приведите в качестве примера по 2 нормы права следующих видов: нормы-принципа, регулятивная и охранительная норма, императивная и диспозитивная нормы……………..………12
  4. Сколько голосов необходимо для преодоления возражений Президента Республики Беларусь («президентского вето») при неподписании закона Президентом и возвращении его в Палату представителей для повторного голосования?..................................................................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составьте развернутую схему по вопросу: «Понятие и содержание сущности права».

1.1 Понятие сущности права



 


 

 

 

 



 


 

 



 


 



 


 

 

 

Сущность  права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его природу и назначение в обществе.

Учеными сущность права раскрывается по-разному: одни из них ставят акценты на государственную волю, другие - на общую волю (народа) или на свободу воли, или на обязательную нормативность, или на защищенный государством интерес, или на компромисс интересов, или на особые психические переживания, или на минимум нравственности, или на справедливость (политическую или нормативно закрепленную).

Разнообразие  подходов к сущности права обусловлено  отсутствием единства мнений к пониманию  самого феномена права [15, с. 102].

Поэтому понятие  сущности право целесообразно  определить исходя из типов правопонимания. Выделяют два типа правопонимания в зависимости от трех критериев:

- соотношения  права и закона;

- соотношения  права и государства; 

- восприятия  естественных прав человека как  содержания права. 

Первый тип  охватывает позитивистские взгляды, концепции, где право и закон отождествляются, а под правом понимаются любые властные акты, где акцент делается на том, что они должны быть правильными по форме и процедурам принятия. Государство, исходя из этого подхода к пониманию права, первично, поскольку именно оно творит, производит и охраняет право, причем им не связано. Сущность права здесь понимается как возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью. Оно сводится к позитивному праву. Естественные права человека вне оформления в виде закона не признаются. Этот подход представлен несколькими школами: классическим (этатическим) позитивизмом, неопозитивизмом (нормативизмом), марксистско-ленинским пониманием права.

Второй тип  правопонимания - непозитивизм. Его постулаты: различие права и закона, причем закон рассматривается как форма, право как содержание; право верховенствует над государством, которое должно «искать» право, «найти» его и зафиксировать в обще-обязательном нормативном правовом акте; сущность права - система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека; закон должен и может стать «вместилищем» для естественного права. Непозитивизм представлен социологической и психологической школой, этическим и юридическим понятиями права. [15,с. 86].

1.2 Содержание сущности права




 

 

 















 

 

Определяя сущность права, необходимо исходить из того, что  оно по природе своей сложное, уникальное социальное явление. При всем многообразии к пониманию сущности права никем не отрицается, что важнейшей его сущностной характеристикой является то, что оно выступает регулятором общественных отношений, представляет собой мерило поведения субъектов. Содержание сущности права можно раскрыть через его принципы и функции [15, с. 102].

Принципы  права – это исходные, неприкасаемые положения, наиболее характерно выражающие его сущность, непосредственно предопределяющие его содержание, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений. [4, с. 56].

В курсе  общей  теории государства и права определяются и рассматриваются общеправовые принципы, распространяющиеся на все отрасли действующего права. Наиболее обоснованным, несмотря на некоторые расхождения во взглядах, представляется выделение следующих принципов права:

-принцип демократизма означает, что единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

-принцип  социальной справедливости в правовой сфере означает, что в максимальной степени обеспечиваются интересы всех слоев общества, в том числе социальных меньшинств.

-принцип гуманизма предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правам и свободам.

-принцип равноправия означает равенство всех перед законом.

-принцип законности в праве заключается в строгой иерархии нормативных правовых актов. В правовом государстве он выражается в требовании верховенства закона, в подчиненности ему всех других, подзаконных нормативных актов.

-принцип единства прав и обязанностей заключается в том, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями. Это обусловлено тем, что всякое право так или иначе реализуется через чью-то обязанность или при ее наличии.

-принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагает, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, прямо предусмотренное в законодательном акте [2, с. 197].

Категория «функции права» раскрывает его сущность, характеризует роль и назначение права в жизни общества.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

 Представляется более оправданным признать две основные функции права: регулятивную и воспитательную, а в первой выделить три подфункции: регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую и регулятивно-охранительную.

Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. Решающая роль в осуществлении статической функции принадлежит институтам права собственности, основных прав  и свобод граждан, разделения властей, организации и деятельности различных ветвей власти.

Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения прежде всего путем проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических).

Таким образом, регулятивно-динамическая функция представляет собой такой вид правового воздействия, который предполагает активное, научное обоснованное и гарантируемое государством развитие правовых отношений в интересах общества, различных его слоев и отдельных граждан.

Регулятивно-охранительная функция - это такой вид правового воздействия, который направлен на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом политических, экономических, социальных и других правовых отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений, враждебных, чуждых данному общественному строю.

Воспитательная  функция права содержит в себе двуединое начало. Во-первых, она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах основ существующего общественного строя, необходимости его укрепления и развития. Во-вторых, воспитательное воздействие права заключается в утверждении в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал [2, с. 187].

 

2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З:

«Статья 26. Эмансипация

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может  быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление  несовершеннолетнего полностью  дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Родители, усыновители  и попечитель не несут ответственности  по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».

Проанализировав статью нормативного правового акта можно классифицировать норму права, как:

- норма гражданской отрасли  права [15, с. 127];

- регулятивная, управомочивающая норма права (т.к. предназначена для регулирования общественных отношений и предоставляет определённое право) [2, с. 271].

Гипотеза – часть нормы, предусматривающая условия, обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом [2, с. 262].

Гипотеза  статьи 26. Эмансипация: «Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда».

Диспозиция – часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение в случае наступления условий и обстоятельств, предусмотренных гипотезой [2, с. 262].

Диспозиция  статьи 26. Эмансипация: «Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».

Санкция – часть нормы, в которой указываются юридические последствия невыполнения предписания, указанного в диспозиции [2, с. 262].

Санкция статьи 26. Эмансипация: отсутствует.

 

3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий:

Актом межведомственного характера министерств, иных республиканских органов государственного управления является акт, принимаемый совместно несколькими министерствами, иными республиканскими органами государственного управления и (или) распространяющий свое действие на другие государственные органы (организации), не подчиненные министерствам, иным республиканским органам государственного управления, которыми принимается данный акт (глава 4 п. 39 «Правила подготовки проектов нормативных правовых актов», утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359). 

Информация о работе Контрольная работа по "Теория государства и права"