Контрольная работа по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его природу и назначение в обществе.
Учеными сущность права раскрывается по-разному: одни из них ставят акценты на государственную волю, другие - на общую волю (народа) или на свободу воли, или на обязательную нормативность, или на защищенный государством интерес, или на компромисс интересов, или на особые психические переживания, или на минимум нравственности, или на справедливость (политическую или нормативно закрепленную).

Содержание работы

Составьте развернутую схему по вопросу: «Понятие и содержание сущности права»………………………………..…………………………………3
Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция)……..………8
3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий: «Акт межведомственного характера», «Секретариат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь», «Герб»……………………...……9
Выберите правильный ответ(ы): Какой основной метод соответствует разрешительному типу правового регулирования ……………………………11
Завершите фразу: «Суть прямого способа изложения правовой нормы состоит в следующем…» ………………………………………………………11
Проанализировав текст закона, приведите в качестве примера по 2 нормы права следующих видов: нормы-принципа, регулятивная и охранительная норма, императивная и диспозитивная нормы……………..………12
Сколько голосов необходимо для преодоления возражений Президента Республики Беларусь («президентского вето») при неподписании закона Президентом и возвращении его в Палату представителей для повторного голосования?..................................................................................................................13

Файлы: 1 файл

контрольная я.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Секретариатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь является постоянно действующим рабочим органом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей), осуществляющим организационное, правовое, информационно-аналитическое, документационное и иное обеспечение деятельности Палаты представителей, ее органов и депутатов Палаты представителей (п. 1.1  «Положение о Секретариате Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь»    утверждено Постановлением Палаты представителей  Национального собрания Республики Беларусь от 24 июня 2009 г. № 168-П4/II).

 Герб - особенный символ, который отображает исторические, географические, социальные, культурные, топонимические и другие особенности соответствующей административно-территориальной или территориальной единицы и представляет собой изображение, расположенное на щите (статья 2 Закона Республики Беларусь ад 26 мая 2012 г. № 384-З "Аб афiцыйных геральдычных сiмвалах").

Статья 1. Символами  Республики Беларусь как суверенного  государства являются Государственный  флаг Республики Беларусь, Государственный  герб Республики Беларусь и Государственный  гимн Республики Беларусь.

Статья 9. Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и  одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте. Случаи помещения многоцветного, двухцветного и одноцветного (в том числе золотого) изображения Государственного герба Республики Беларусь в графическом или объемном варианте определяются законодательством Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»).

 

  1. Выберите  правильный ответ(ы):

Какой основной метод соответствует разрешительному  типу правового регулирования?

1. управомочивающий

2. децентрализации (диспозитивного) регулирования

3. централизованного (императивного) регулирования

4. обязывающий

Первый и  четвертый вариант ответа относятся к способам правового регулирования [2, с. 528].

Централизованный (императивный) метод соответствует  разрешительному типу правового регулирования, исходя из определения разрешительного типа правового регулирования,  централизованного и децентрализованного  метода правового регулирования [2, с. 529].

 

5. Завершите фразу:

Суть прямого  способа изложения правовой нормы  состоит в следующем: все структурные элементы правовой нормы изложены  в статье нормативного правового акта. В этом случаи структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта[2, с. 275].

6. Проанализировав текст закона, приведите в качестве примера по 2 нормы права следующих видов: нормы-принципа, регулятивная и охранительная норма, императивная  и диспозитивная норма.

Норма права (правовая норма) – общеобязательное, формально-определенное, системно организованное государственно-властное (или санкционированное государством) веление, рассчитанное на неопределенный круг лиц и неоднократное применение [15, с. 124].

Нормы-принципы закрепляют основные начала, на которых строится та или иная отрасль права, тот или иной вид юридической деятельности и др. [15, с. 127]. Пример нормы-принципы: 1) Статья 3. Основные принципы местного управления и самоуправления Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»; 2) Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности Закона Республики Беларусь от 09.09.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности».

Регулятивные  нормы рассчитаны на правомерное поведение и устанавливающие юридические права и обязанности субъектов права. [15, с. 127]. Пример регулятивные нормы: 1) Статья 220. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество Гражданского кодекса Республики Беларусь; 2) Статья 222. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Охранительные нормы рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда фиксирующие меры государственного принуждения, юридической ответственности, которые применяются за нарушение правовых запретов [15, с. 128]. Пример охранительные нормы: 1) Статья 130. Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни Уголовного кодекса Республики Беларусь; 2) Статья 190. Нарушение равноправия граждан Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Императивные нормы, носят властный, категоричный безальтернативный характер, предписывающий конкретную модель поведения субъекту [15, с. 128]. Пример императивные нормы: 1) Статья 276. Запрещение привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни Трудового кодекса Республики Беларусь; 2) Статья 65. Извещение работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда Трудового кодекса Республики Беларусь.

  Диспозитивные нормы, которым присущ автономный и вариативный характер, позволяющий субъекту выбирать модель поведения в пределах установленного правового регулирования [15, с. 128]. Пример охранительные нормы: 1) Статья 35. Основания прекращения трудового договора Трудового кодекса Республики Беларусь; 2) Статья 581. Срок договора аренды Гражданского кодекса Республики Беларусь.

 

7. Сколько голосов необходимо для преодоления возражений Президента Республики Беларусь («президентского вето») при неподписании закона Президентом и возвращении его в Палату представителей для повторного голосования?

Согласно ч.7 ст. 100 Конституции Республики Беларусь: при несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок [5], [8].

Таким образом, для преодоления возражений Президента Республики Беларусь требуется не менее  двух третей голосов от полного состава  обеих палат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аб афiцыйных геральдычных сiмвалах:  Закон Республики Беларусь,  
    26 мая 2012 г. № 384-З.
  2. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. А. Ф. Вишневского. – Минск: Тесей, 1998. – 576 с.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 03.07.2011 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
  4. Дробязко С.Г. Общая теория права: пособие/ С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 4-е изд., исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 500 с.
  5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  6. О государственных символах Республики Беларусь:  Закон Республики Беларусь, 5 июля 2004 г. № 301-З.
  7. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З: // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. -№ 2. – 2/1880.
  8. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8 июля 2008 г. № 370-З
  9. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
  10. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 289-З: // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. -№ 4. – 2/1292.
  11. Положение о Секретариате Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Постановление  Палаты представителей   Национального собрания Республики Беларусь, 24 июня 2009 г. 
    № 168-П4/II.
  12. Правила подготовки проектов нормативных правовых актов: Указ Президента Республики Беларусь, 11 августа 2003 г. № 359.
  13. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г. № 296-З.
  14. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня       1999 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
  15. Юрашевич, Н. М. Теория государства и права : пособие / Е. А. Зорченко, Н. А. Полящук, Н. М. Юрашевич; под общ. ред. Н. М. Юрашевич. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 308 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Теория государства и права"