Координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Действительно, координация деятельности правоохранительных органов - это объективно необходимое условие в борьбе с преступностью. Именно координации принадлежит важная роль в консолидации усилий правоохранительных структур, что позволяет значительно повысить тот суммарный эффект действий по борьбе с преступностью, который могло бы дать простое сложение результатов работы правоохранительных органов. Ее цели и задачи заключаются в обеспечении слаженных, целенаправленных, совместных действий правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, по укреплению законности и правопорядка. Правильная координация, призванная устранить параллелизм, дублирование, разобщенность, предполагает активное, творческое, эффективное выполнение каждым из этих органов, возложенных на них задач и недопустимость смешения их функций, подмены одних органов другими.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………....…….......3

2. Понятие, значение и правовые основы координации. Цели, задачи и формы координации……………………..................………………….................…..........5

3. Участники координационной деятельности по борьбе с преступностью. Порядок подготовки и проведения заседаний координационных совещаний.....7

4. Заключение……………………………………………………...…….…….......14

5. Список используемой литературы……………………………...……..….......15

Файлы: 1 файл

Координация деятельности 10.02.2012.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)


15

 

Иркутский юридический институт (филиал)

Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

тема: № 20 Координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Шкильняк Илья Владимирович заместитель прокурора Михайловского района Амурской области

 

 

 

13 февраля 2012


Содержание:

 

1.      Введение……………………………………………………………....…….......3

 

2. Понятие, значение и правовые основы координации. Цели, задачи и формы координации……………………..................………………….................…..........5

 

3. Участники координационной деятельности по борьбе с преступностью. Порядок подготовки и проведения заседаний координационных совещаний.....7

 

4. Заключение……………………………………………………...…….…….......14

 

5. Список используемой литературы……………………………...……..….......15

 


1. Введение

 

Российская прокуратура относится к прокуратурам многофункционального типа в связи с чем, наряду с функциями надзора, участия в рассмотрении судами дел, она наделена и другими функциями. Особенно актуально для прокуратуры выполнение функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Действительно, координация деятельности правоохранительных органов - это объективно необходимое условие в борьбе с преступностью. Именно координации принадлежит важная роль в консолидации усилий правоохранительных структур, что позволяет значительно повысить тот суммарный эффект действий по борьбе с преступностью, который могло бы дать простое сложение результатов работы правоохранительных органов. Ее цели и задачи заключаются в обеспечении слаженных, целенаправленных, совместных действий правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, по укреплению законности и правопорядка. Правильная координация, призванная устранить параллелизм, дублирование, разобщенность, предполагает активное, творческое, эффективное выполнение каждым из этих органов, возложенных на них задач и недопустимость смешения их функций, подмены одних органов другими.

Другими словами, координационная деятельность правоохранительных органов предназначена для создания широкого фронта и сплочения его в борьбе с преступностью. Надо сказать, что сегодня координационная деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ему прокуроров приобретает особое значение в условиях активного роста преступности, вовлечения в нее значительной части населения, гибкого изменения форм криминального поведения, установления преступного контроля за отдельными видами экономической и иной деятельности, а также на отдельных территориях. Вместе с тем приходится констатировать, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями недостаточно эффективна. Здесь сказываются многие причины, связанные с кризисным состоянием экономики, политической нестабильностью, отсутствием адекватного государственного механизма сдерживания роста преступности.

В отношении координационной деятельности правоохранительных органов, наряду с влиянием на ее состояние перечисленных составляющих, негативно сказывается недостаточность ее правового урегулирования, нерешенность организационных и управленческих вопросов, отсутствие надлежащего ресурсного обеспечения правоохранительной деятельности.

Кроме того, как показывают исследования, в самой координационной деятельности не произошло коренных изменений, она не в полной мере еще используется для повышения эффективности борьбы с преступностью.

Как следствие, в работе прокуратуры как органа, координирующего деятельность по борьбе с преступностью, нередко отмечается порочная практика. Совместные анализы и обобщения преступности проводятся не на должном уровне. Не всегда своевременно выполняются решения координационных совещаний, отсутствует достаточный контроль за выполнением принятых решений. Принимаемые решения, во многих случаях, являются формальными, а справки поднадзорных органов об их исполнении содержат в себе перечень проводимых текущих мероприятий и т.п.

Следует отметить, что координация правоохранительной деятельности как функции прокуратуры в юридической литературе не стала предметом фундаментальных исследований. Данная проблематика оказалась обделенной вниманием правоведов, криминологов.

В этой связи исключительную актуальность приобретают исследования координационной деятельности прокуратуры, в плане показа ее потенциала и роли в борьбе с преступностью.


2. Понятие, значение и правовые основы координации. Цели, задачи и формы координации.

Проблемы борьбы с преступностью были и остаются одним из самых важных как для государства, так и всего общества. Их обострение и  нерешенность обусловлена многочисленными причинами. В числе их можно выделить отсутствие политической воли, кризис государственной уголовной политики[1], несовершенство законодательства[2], малоэффективность деятельности правоохранительных органов и др.

Координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе Конституции РФ, Федеральных законов и Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №567 от 18.04.1996 г.

Согласно ст.8 Федерального закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и других органов.

Само понятие «координация» переводится как «согласование», то есть прокурор обязан координировать – согласовывать деятельность правоохранительных органов при выполнении ими функций по борьбе с преступностью, осуществляя при этом и надзор за соблюдением законности.

Основная цель координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранения причин и условий, способствующих их совершению.

В зависимости от конкретной ситуации и результатов анализа информации возникает необходимость направлять скоординированные усилия правоохранительных органов на достижение конкретных целей, путем воздействия на какие либо преступлений, получивших наибольшее распространение в данном регионе, среди отдельных групп населения и т.д.

Координация призвана обеспечить всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, анализ работы по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений, для определения основных направлений борьбы с преступностью. Согласованность усилий правоохранительных органов позволяет готовить обоснованные предложения по улучшению правоохранительной деятельности.

К числу основных форм координации относятся: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по борьбе с преступностью; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместного обучения и повышения квалификации работников; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем, обзоров и иных организационно – распорядительных документов; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также для устранения причин и условий, способствующих их совершению; разработка и утверждение планов координационной деятельности и иные мероприятия.

Перечень этих форм не является исчерпывающим, в практической деятельности применяются и иные формы. К их числу можно отнести практику совместной разработки правоохранительными органами предложений для включения их в региональные и местные программы борьбы с преступностью, а также согласованное участие в организации исполнения этих программ.


3. Участники координационной деятельности по борьбе с преступностью. Порядок подготовки и проведения заседаний координационных совещаний.

 

Правильная организация координации, наряду с выполнением обязательных организационных условий и соблюдением принципов ее осуществления, требует четкого определение круга участников деятельности, их полномочий и компетенции.

Положение о координации, так же как и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", не содержит исчерпывающего перечня правоохранительных органов, являющихся участниками координационной деятельности по борьбе с преступностью. Вместе с тем становится общепринятым в теории и на практике отнесение к числу участников этой деятельности тех государственных органов, которые наделены правом осуществления хотя бы одной из следующих функций: дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности или надзора. Исходя из этого, участниками координационной деятельности, помимо органов прокуратуры, являются органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственный комитет Российской Федерации, Госпожнадзор МЧС России, а также подразделения Службы судебных приставов и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Соответственно суды и судьи в силу их особого статуса не входят в число органов, обязанных участвовать в координационной деятельности (что прямо вытекает из Положения о координации).

Правовой статус участника координационной деятельности предполагает следующие правомочия: быть членами координационных совещаний, делать предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности; вносить в согласованном порядке проекты документов; участвовать в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение и др.

Кроме того, они привлекаются к участию в составлении планов проведения координационного совещания; во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания и распоряжения, принимают организационно – распорядительные меры; подписывают вместе с председателем решения координационного совещания, если на них возложено их выполнение; обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящихся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов; несут персональную ответственность за их выполнение.  

В последние годы определенное влияние на содержание координационной функции прокуратуры оказало обновление уголовно-процессуального законодательства. С одной стороны, наблюдается сужение сферы прокурорского надзора в досудебном производстве по уголовным делам, свидетельствующего о его вытеснении, по крайней мере, при производстве предварительного следствия судебным контролем. С другой стороны, произошло укрепление статуса прокуратуры, как органа ответственного за осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления.

Одновременно с этим, в ходе административной реформы, направленной на упорядочение функций и полномочий органов исполнительной власти, происходит вторжение в предмет и содержание координационной деятельности прокуратуры по противодействию преступным проявлениям.

Это выразилось, в частности, в наделении органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ[3], а органов ФСБ России по координации деятельности органов, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, в том числе, надо понимать, и по борьбе с преступлениями, связанными с нарушение этого режима[4]. Пересечение компетенции прокуратуры с другими структурами имеет место также по вопросам борьбы с терроризмом[5], по противодействию коррупции.

В обобщенном виде элементами организационного обеспечения координации являются: формирование координационного совещания и регламент его проведения, информационно-аналитическая работа и прогнозирование развития криминогенной ситуации, планирование координационных мероприятий, осуществление контроля за их реализацией, ведение делопроизводства координационной деятельности.

Координационное совещание и его регламент. Важным элементом процесса координационной деятельности является формирование состава координационного совещания. Причем в соответствии с Положением о координации этот координационный орган называется именно «координационное совещание руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

Прокуратуры субъектов Федерации, городов (районов), приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры должны иметь полную информацию о правоохранительных органах, функционирующих на территории субъекта Федерации, города (района).

Вступая в должность, прокуроры налаживают деловые контакты с соответствующими руководителями правоохранительных органов. В последующие периоды своей служебной деятельности они отслеживают персональный состав членов координационного совещания и обеспечивают участие в координационной деятельности руководителей всех правоохранительных органов, дислоцирующихся на территории республики, края, области (округа), города (района).

После определения количества правоохранительных органов, имеющих признаки субъектов координационной деятельности, ответственный секретарь координационного совещания по поручению соответствующего прокурора формирует список членов координационного совещания. Вопрос о его составе включается в повестку дня совещания. Постановление «О составе координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъектов Федерации, городов (районов), специализированных прокуратур» подписывается всеми его членами.

В процессе дальнейшей работы ответственный секретарь координационного совещания отслеживает происходящие изменения в персональном составе руководителей правоохранительных органов. О происходящих изменениях в составе координационного совещания информируются все руководители правоохранительных органов.

Регламент координационного совещания включает в себя вопросы организационного обеспечения его деятельности. В прокуратурах субъектов Федерации, городов (районов) для упорядочения этой деятельности разрабатывается регламент координационного совещания. В содержание регламента включаются основные вопросы подготовки и проведения координационных совещаний.

Председателем координационного совещания по должности является соответствующий прокурор (субъекта Федерации, города, района, приравненные  к ним военные и иные специализированные прокуроры).

Основаниями для проведения координационного совещания являются планы работы прокуратуры, планы координационной деятельности, решения коллегий и координационных совещаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Федерации, решения оперативных совещаний прокуроров городов (районов) и специализированных прокуратур.

Информация о работе Координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью