Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:25, реферат
Целью данной контрольной работы является анализ легитимности политической власти.
Задачи иследования:
Проанализировать три структурных компонента легитимности в их динамики, на основе их изменений в российском обществе начиная с распада СССР.
Рассмотреть ожидания народа, связанных с личностью президента.
Введение
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Для того, чтобы политическая власть была успешной, она должна быть легитимной. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России. Легитимность власти, содержит противоречие в себе самой и потенциально нестабильна, поэтому проблематика легитимности власти интересовала политических мыслителей с древних времен.
Современная власть в России повторяет свои традиционные черты, что позволяет говорить о ее воспроизводстве в новых условиях. Власть в России всегда была персонифицированной и ассоциировалась с определенным носителем – царем, императором, генсеком, президентом. Политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. Данный тим легитимности господствует в России.
Поэтому надо сказать, что в контрольной работе речь пойдет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ; об ожиданиях связанных с личностью президента. Ведь в легитимности политической власти России большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.
С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.
Целью данной контрольной работы является анализ легитимности политической власти.
Задачи иследования:
Для того чтобы понять специфику
легитимности как фактора стабильности
в изменяющемся обществе, мы проанализируем
три структурных компонента легитимности
в их динамике, на основе их изменений
в российском обществе начиная с
распада СССР. И начнем наш анализ
с персонального «среза»
Распад Советского Союза,
падение советского режима в России
и становление новой российской
государственности тесно
В этих условиях, избранный в результате всеобщих выборов на пост президента России и поддержанный в 1991 году Верховным Советом РСФСР, Б.Н. Ельцин обладал высоким кредитом доверия населения на проведение широкомасштабных реформ в общественной жизни. Именно с ним население связывало надежду на «динамическую стабильность» в России, которая была бы обеспечена эффективными реформами, повышающими жизненный уровень всех социальных групп и слоев общества, а значит, основывалась бы и на широком консенсусе этих социальных групп относительно целей и ценностей общественного развития. «До принятия новой Конституции РФ и выборов двухпалатного парламента 12 декабря 1993 года единственным источником легитимности властей и гарантом самих реформ, как считают многие в России и за рубежом, являлся президент Ельцин, хотя его легитимность имеет сильный харизматический оттенок со всеми изъянами, присущими такому типу легитимации». По данным ИСПИ РАН, в течение 1991 года Ельцин пользовался поддержкой более 50% населения страны.[1]
Однако уже к середине
1992 года Ельцин существенно сократил
свой ресурс легитимности, инициировав
проведение широкомасштабных радикальных
экономических преобразований, итогами
которых стали не повышение, а
резкое понижение жизненного уровня
большинства населения, рост таких
негативных явлений как массовая
безработица, преступность, коррупция,
беспризорность и нищета. Как
показывают опросы населения, в обществе,
«уже после первых шагов в проведении
радикальных экономических
а значит и легитимность, значительно упала, что в значительной мере и повлияло на его поражение в борьбе за власть в октябре 1993 года. Ельцин же, наоборот, в
1.Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: Изд-во «РОСПЭН», 2000. с 53
2. там же
3. там же, с 56
апреле 1993 года сумел мобилизовать население в свою поддержку, когда на референдуме ему высказало доверие 58 % из 64 % граждан принявших участие в голосовании. [4]
Следует отметить, что персональный уровень легитимности власти самый подвижный, изменчивый и «поддающийся корректировке» с помощью манипулятивных технологий. Уровень народного доверия к первому президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину последовательно уменьшался за весь период его первого президентского срока и достиг критически низкой черты к началу 1996 года, когда стал очевидным провал радикального реформирования общественной жизни начала 90-х годов, его половинчатый, циничный и непродуманный характер. Кроме того, в это же время стало очевидным, стратегическое поражение российских силовых структур в борьбе с вооруженными группировками на территории Чечни. Однако, умелая избирательная компания по выборам президента России в 1996 году, опирающаяся на огромные финансовые ресурсы и политические манипулятивные технологии, позволила Ельцину переизбраться на второй срок, набрав во втором туре 53,8% голосов избирателей, при том что за четыре месяца до этого за него готово было проголосовать только 10% избирателей.[5]
Динамика персонального
уровня легитимности в
но его ресурс легитимности был довольно шатким, а также Е.М. Примаков в
период короткого пребывания на посту председателя правительства России. Но в то же время, несмотря на ограниченность данного ресурса, именно уровень
персональной легитимности,
эффективнее всего
4.Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: Изд-во «РОСПЭН», 2000. С 68
5.там же, с. 161
элитой в качестве средства для закрепления властных функций. Особенно данная тенденция проявлялась в период парламентских выборов, когда партии в борьбе за голоса избирателей делали ставку не на партийные программу и идеологию, а на имидж политиков и популярных общественных деятелей. Не имея возможности надежно легитимироваться ни на идеологическом, ни на структурном уровне, элита делает упор на персональный уровень легитимации. «Используется одна и та же простая схема: через легитимацию лидера - легитимация режима и с помощью этого режима осуществление реформ в рамках заданной идеологической парадигмы. Однако возникавшее было доверие людей к тому или другому политику часто подрывалось именно тем обстоятельством, что вместо решения насущных проблем общества его избранники с головой уходят в борьбу между собой и реализацию своих групповых и личных интересов.
В заключение обзора динамики
персонального уровня легитимности
в современном российском обществе
следует обязательно коснуться
вопроса о «стабильно» высоком
общественном рейтинге президента В. Путина
и его влиянии на политическую
стабильность в стране. С начала
1999 года, когда у власти было правительство
Е.М. Примакова, в российских средствах
массовой информации и среди аналитиков
активно дискутировался вопрос о
наступлении политического
Начиная с 2000 года, то есть с
момента, когда президентом страны
стал В. Путин в обществе наблюдается
тенденция к усилению легитимности
политических институтов, хотя к большинству
из них уровень доверия по-
Наконец, последний аспект легитимности власти в современном российском обществе, который будет рассмотрен, - это ее идеологический уровень. При изучении идеологического основания легитимности внимание исследователей сосредотачивается на ценностных ориентациях, формирующих отношения между властью и обществом, устанавливающих между ними согласие или расхождение
относительно целей и методов развития общества. В этом плане для установления
6.Десять лет российских реформ глазами россиян: Аналитический доклад. М.: ИКСИ РАН, РНИСиНП, 2002. С 51
«идеологической»
Информация о работе Легитимность политической власти в современной России