Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:46, курс лекций
1. Предмет изучения курса – история европейской демократии.
2. Характерные черты:
- В западноевропейской традиции права институты права существуют устойчиво, и в их развитие наблюдается преемственность (европейское гражданское право заимствуется из римского).
- Институты права создаются особой группой лиц, действующей на профессиональной основе.
- Образование профессиональное юридическое существовали только в Европе, а специализированные заведения выпускали специалистов.
История государства и права зарубежных стран.
Введение к изучению курса.
1. Предмет изучения.
2. Характеристика западной традиции права.
3. Периодизация курса.
*Революция миндзы посмотри
*дрюссельдофское соглашение
1. Предмет изучения курса – история европейской демократии.
2. Характерные черты:
- В западноевропейской
традиции права институты
- Институты
права создаются особой
- Образование
профессиональное юридическое
- Наличие 2 моделей развития: англо-саксонская, континентальная (при чем сейчас они сливаются).
- Именно в
Западной Европе была
3. Периодизация курса.
Учебники: Зиновий Михайлович Черниловский. Старый учебник. Для тех, кто хорошо знает зарубежную историю.
Омельченко. Всеобщая
история государства и права.
+ Крашениникова (чтобы расширить кругозор)
Кабир Ибрагимович Батыр.
1. конец 3000 тысяч. до н.э. – 6 в. до н.э. – период возникновения первых государств на Ближнем Востоке и средней Азии.
2. Период античной демократии с 6 в до н.э. – 1 в н.э. Эта демократия прямая или непосредственная. Государство не обладающее гос. аппаратом. Демократия элективная, т.е. основанная на постоянных выборов должностных лиц. Право этого общества было основано на традициях, обычаях, а с другой стороны на законе, как выражении воли политического организма. Демократия была основана на смешанном правлении (в организации гос власти присутствовало 3 элемента: народный, аристократический – существовал орган, представлявший интересы знати, монархический – магистраты по сути могли приобрести полномочия древних монархов). Широкий набор гражданских прав и свобод у населения, принципом этой демократии являлось личное осуществление всех своих прав.
3. Абсолютная монархия в Древнем Риме, до сер. 5 в н.э. Сосредоточение в руках монарха всей ветвей власти, в том числе и церковной. Бюрократия.
4. Демократия
эпохи варварских завоеваний. С
сер 5 в н.э. Варварский племена
принесли демократические
Сер. 8 в н.э.
возникают Монархические
Вершиной развития этого периода, когда возникают такие институты: сословно-представительная монархия, городское самоуправление, общинная демократия.
5. сер. 15 века - 17 – 18 век. На смену приходит абсолютизм.
6. 17-18 век – первая четверть 20 века. Период возникновения конституционных монархий и республик. Демократия представительная. Идея конституционности, т.е. наличие основного закона, который гарантирует основополагающие права человека и гражданина; гос-во обладает полномочиями, которое ни при каких обстоятельствах не может нарушить эти права, институты государства должны, наоборот, осуществлять эти права; каждая власть взаимно ограничивает и сдерживает другую власть с тем, чтобы никакая из них не вторглась в сферу прав граждан. Идея сильного независимого суда – есть основная гарантия прав граждан.
Германская (Веймарская) конституция 1919 года. В ней впервые были провозглашены социальные права и гарантии для граждан. Идея социального государства. Своеобразная вершина этого периода.
7. 1920-1945. Появление фашистских и профашистских диктатур. Демократия переживает сложный период, даже в США(где была так называемая «охота на ведьм»).
Зарождение государства и права в Древнем Египте.
1. Египетская
модель образования
2. Организация центральной и местной власти.
3. Правовые отношения в Древнем Египте. Суд и судебный процесс.
1. Египетская модель образования государства
Государство складывается в начале 3 тыс. до н.э.
Особенности модели образования:
- организация
государства была подчинена
Возникает так же другая хозяйственная единица – храм, с рабами и крестьянами.
Государство кроме хозяйственных функций, имеет интегративную функцию – объединяло, нередко насильственно, хозяйства в единое целое, организует общественные работы по построению пирамид, каналов, культовых зданий.
Государство
также выполняло военную
В 21 до н.э. наступил период междуцарствия. Центральная власть ослабела.
Этот период междуцарствия заканчивается в 19 веке до н.э. посредством 2 великих правителей Египта (Сенусет и ко). Благодаря этим реформам полностью преобразуется государственная организация Египта. Государство в Египте возникает тогда, когда военная, управленческая, военная функция выделяется из общей схемы организации общины и осуществляется на проф уровне специально назначенной группой лиц (египетские писцы).
С экономической точки зрения модель в Египте выглядела так: было бурное развитие общественных работ. При Рамзесе II общественные работы достигли колоссальных масштабов, шли активно строительные работы, строились порты. Расцвет Египта в это время был основан на: обширном царском хозяйстве, которое управлялось централизовано; развитое храмовое хозяйство.
Эхнатон провел реформу по преобразованию пантеона богов, фараон во главе всего.
Тутанхамон провел обратную реформу, потому что был велик авторитет жрецов.
2. Система государственного
Гос аппарат имел развитый характер. Четкое разграничение центрального и местного управления. Главой административной власти был визир(которые назначались из жрецов) и был великим судьей.
Центральный аппарат управления строился по принципу поручений.
Три министра финансов:
-Казначей Нижнего Египта
-Управляющий двойным белым домом (царской сокровищницы)
- Хранитель царской печати.
Центральный зал – тронный зал фараона. Начальник центрального зала имел большую значимость: главнокомандующий армией.
Устройство местного управления.
Устройство делилось на 2 категории: управление городом и управление сельской местностью. Последняя управлялась коллегией писцов во главе с начальником сельской местности.
В Организации управления городом выделялись:
- Начальник
крепости, правящий с коллегией
писцов. Судебные функции в городе
были отделены от
3. Правовые отношения в Древнем Египте. Суд и судебный процесс.
2 вида судебных присутствий (2 суда):
- кенбет. государственный суд.
- джанджат. Племенной суд, который сохранился в основном в сельской местности. Там часто возникало смешение племен.
Состав кенбета: начальник города, визир, хранитель двойного белого дома, начальник дворецких. Кенбеты округов состояли из писцов, хранителей сокровищ. Иногда создавались кенбеты некрополя – кенбеты низшего уровня. Состав: начальник отряда, художники, писцы, ремесленники и т.д.
Существовала трехзвенная судебная система: суды некрополя, окружные суды, суд визира.
Правовоая система Египта была развитой. Источники норм египетского права:
Стадии судебного
Правовые отношения в Египте строились в основном вокруг заупокойного ритуала. Частый договор: договор, поручение о постройки усыпальницы для лица. Люди, которым давались такие договоры, поручения, джади (?)
Договоры купли-продажи. Состоял из одного обязательства: обязательство покупателя, т.е. оплатить.
Найм. Развиты были отношения найма. Особенно рабов.
Возникновение
государства в древней
1. Образование государства Хаммурапи.
2. Общая характеристика кодекса царя Хаммурапи.
1. Специфика формирования связана с природными условиями. Территория Евфрата и Тигра нуждалась в осушении.
1 государства
на территории возникают как
города-государства. Город-
Как возникла обширная территория царя Хаммурапи:
Экономический фактор. Развивается бурная международная торговля. До царя Хаммурапи возникло единое экономическое пространство.
В 18 в до н.э. делались попытки объединить это экономическое пространство.
Царю Хаммурапи удалось, в конце концов, создать крупную державу.
Одно из важнейших направлений в политике строительство ирригационных каналов, улучшение дорог и т.д. Создание социальной базы власти: мелиолированные земли стали государственными. Ограничение частной хозяйственной инициативы, запрет продавать и покупать землю, чтобы государство не беднело. Он не позволял создавать крупные храмовые хозяйства, были государственно-храмовые хозяйства. Царское хозяйство было огромным. Одно из самых важных завоеваний Хаммурапи, мушкенуны («гулящие люди») сажались на гос земли и обрабатывали ее. Делалось это для того, чтобы создать слой средних собственников, которые составили основу ополчения в армии. Организация карумов – торговые организации купцов.
2. Общая характеристика кодекса царя Хаммурапи.
Законы Хаммурапи представляет документ, в котором содержатся казусы для судебного разбирательства.
«Если сын ударит отца по щеке, то отрубить ему кисть руки».
За пределами казусов нет разбирательств.
Есть аналогии
с Египтом. Первые три статьи посвящены
порядку судебного
Наличие групп норм права: нр, семейное право; регулирующие собственность, где уделяется внимание предотвращению разорения имущества мушкенов, где есть об охране лиц, обладающими средними размерами имуществ.
Наказания. «Если строитель плохо построил дом, дом развалился и убил сына хозяева дома, то стоит убить сына строителя». Имеются денежные штрафы (эквивалентные).
Основой наказания по законам Хаммурапи является принцип талиона (лат. «талио» - тоже самое)
Государство и право Древней Индии эпохи Маури.
1. Организация государства.
Был авторитет высшей касты. Касты в Индии сохранились до наших дней.
Кастовый строй носил сакральный характер. Касты – деление всех людей по отношению к Богу.
Первый человек создал брахманов из головы, шудры (рабы)– стопы ног, вайшья – из туловища
3 век империя Маури просуществовала достаточно долго: вплоть до монгольских завоеваний (11-12 века). Кастовый строй пережил все империи и завоевания.
В основе государственного управления лежала не структура государственного аппарата, а концепция богоугодного царя – девараджи. Богоугодный царь это царь, который следует своей дхарме (пути). Следования дхарме для каждого человека было обязательным. Девараджи исполнял свою власть не как должность, не по традициям, как завещано предками, девараджи являлся богоугодным царем в силу своего биосоциального предназначения.
В кхарме существавали моральными наставления, разработанные брахманами. Богоугодный царь и его дхарма выражается в следующих обязанностях: охрана подданных, защита установленного налога (баль), он должен судить коллегии брахманов, царь – благотворителен, он опекун вдов, сирот и больных, должен заселять царскими землями лицами, которыми в этом нуждается. Концепция богоугодного царя была сформулирована в следующий формулировке Ману: богоугодный царь это царь, который правит по совету брахманов.
На практике все строилось по законам дхармы. Каждое должностное лицо имело свою должностную дхармы. Нормы дхармы носили индивидуальный и этический характер. Как правило управление строилось деление на центральное и местное. Но четкого деления все-таки не было. Управление на местах осуществлялось лицом царского дома с коллегией брахманов. Индия имела большую территорию, и была четкая система на деление на округа.
Дхарма давала незначительное место для права. Закон Ману – свод Дхарм. Судья судит, опираясь не на нормы позитивного права, а на собственное благочестие. В законах Ману прямо написано: если между законами Ману есть противоречия – все дхарма, поступай и так, и так.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"