Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:46, курс лекций

Описание работы

1. Предмет изучения курса – история европейской демократии.
2. Характерные черты:
- В западноевропейской традиции права институты права существуют устойчиво, и в их развитие наблюдается преемственность (европейское гражданское право заимствуется из римского).
- Институты права создаются особой группой лиц, действующей на профессиональной основе.
- Образование профессиональное юридическое существовали только в Европе, а специализированные заведения выпускали специалистов.

Файлы: 1 файл

LEKTsII.docx

— 40.69 Кб (Скачать файл)

8 и 9 книги  в них были записаны нормы,  неисполнение которых приводило  к суду. Там есть 18 поводов для  судебного разбирательства:

1 блок связан  с вещными обязательствами: неуплата  долга,залога, неотдача данного, соучастие в торговом предприятии и связанное с ним имущества

2 блок. Обязательства  денежного характера: неуплата  жалования, спор о жаловании  с пастухом, отмена купли-продажи  продавцом и т.п. 

3 блок. Все,  что затрагивает честь. Дхарма  о границе (между 2 участками), клевета, насилие, кража, прелюбодеяние  мужа и жены.

4 блок. Семейное  право и связанные с ним  убытки имущества. Дхарма мужа  и жены, когда муж и жена  вступили  некий конфликт. Раздел  наследства: речь шла только о  наследовании по закону. Убыток  семейному имуществу: игра в  кости, битье об заклад и  т.п.

Особое значение в Индии имело понятие чести. Были разработаны основания для  недействительности сделки. Человек, который  не знает дхарму или не может ее выполнить – это ребенок, безумный, пьяный, обман, насилие – значит сделка недействительна.

 Высшим  кастам запрещали вести дела, они субъектами права не являлись. Но в силу договору поручения  низшие касты вели касты высших.

Сфера уголовного права. Существовала целая группа норм, которая была связана с оскорблением личности, как в форме физического  воздействия, так и в форме  грабежа, применения насилия, убийства. Существовало альтернативное наказание: за убийство можно был дать дом  с утварью, «достойной жизни», символический  талион (убийц клеймили, могли отрезать за оскорбление губы, язык).

Судебный  процесс носил состязательный характер.

Состязательный  процесс – это такой процесс, в котором фигуры процесса находятся  в равных условиях, свободно приводят доказательства и т.д. Суд играет роль арбитра, при этом суд исходил  из презумпции невиновности. Процессуального  представительства не было. Представители  истца и ответчика появились  только в Древней Риме (прокуроры  и адвокаты).

 

Афинская  демократия.

1. Формирование  и развитие Афинской демократии.

Афинская  демократия это эгалитарная демократия (т.е. возможность реализации всех одинаковых прав).

Изономия – замещение всех государственных должностей проходило путем избрания по жребию. Тот, кто занимал должность однажды, исключался из жеребьевки. Функционировала при равной возможности доступа к должностям и наличие имущественного равенства. Наличие крайнего имущественного имущества приводит к тому, что люди думают «о желудке», поэтому важно имущественного равенства. Основой благосостояния Древних Афин были коллективный труд рабов. Граждане за участие в народном собрания получали плату.

Магистратуры  были неоплачиваемыми. Магистраты выполняли  обязанность перед государством. Магистраты сами себя оплачивали.

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта имели единую цель: урезать имущественное неравенство, чтобы все могли достигнуть любых должностей.

На рубеже 7-6 в. до н.э. Древние Афины переживают серьезные социальные и политические кризисы. Это и развитие международной  торговли, и перенаселение Афин (мало пахотной земли, раб рук много), и  имущественное расслоение. И как  следствие всего этого – долговое рабство.

Имущественное расслоение привело к тому, что  обычаи круговой поруки, родственные  отношения. В 594 архонтом –высшим должностным лицом, был избран Солон. Солон создал общину не на родовых связях, а на политических.

Все население  Афин было разделено на 4 класса:

    1. Больше среднего надела. Конница
    2. Средний надел.
    3. Меньше среднего надела
    4. Неимущие.

Размер обязанностей прямо зависел от имущества. Те, у  кого больше имущества – больше обязанностей. У этих категорий населения  был разный объем прав.

Солон преобразовал афинское государство: на место, существовавших ранее родовых отношений, возникают  отношения политические и вытекающие из этих обязанностей прав. Таким образом родовая община превратилась в политическую общину – полис. Органы родовой общины стали функционировать по другому, как политические органы.

После реформ Солона ситуация изменилась ненадолго. Потом архонтом стал Клисфен, которую заложил демократию Афин.

Незадолго до него была проведена реформа Эфиальта: совет старейшин – ареопаг, стал избираться по политическому признаку. В ареопаг стали входить архонты  и бывшие стратеги.

Реформы Эфиальта:

- следовало  предотвратить крайне имущественное неравенство. Он предотвращает куплю-продажу земли, вместо него долгосрочная аренда.

- введение литургий (служений) – наложенная народным собранием выполнить какую-либо службу государством, например: вооружить корабль, съездить послом и т.д.

- жалоба на противозаконие – это есть способ оградить граждан от произвола принятого закона. Каждый гражданин мог обратиться в народное собрание с просьбой этот закон отменить.

Процедура остракизма – изгнание из Афин с конфискацией имущества.

Недостаток  системы Афин:

- неустойчивость.

- изономия (замещение должностей путем жребьевки).часто должности занимались случайно

- всевластие  народа. Народные собрания проходили  часто, 2 раза в год выносился  вопрос об остракизме. Все чиновники находились под влиянием народного собрания. Было много противоречащих друг другу законов.

Псефизм – постановления народного собрания.

Система Афинских государственных органов при  политическом строе:

Совет старейшин  – ареопаг. Стал высшим судебным органом

Народное  собрание. Народное собрание было независимым, избирал Совет 500, своеобразный Президиум. В эпоху родового строя одобрения  решений нс со ст ороны Сс.

Вожди. Архонты  – председатель ареопага. Архонт –  базилевс – верховный жрец. Архонт-полемарх – главнокомандующий флотом.. все эти должности были должностями председателями судебных коллегий.

Стратеги. 10. Архистратег – главнокомандующий армии

НС проводилось  по филам. По месту жительства состяало 3 категории населения: богатые, ремесленники и купцы, бедняки. Каждая фила состоял из тритий.

2. Суд, организация  суда и судебный процесс в Древних Афинах.

Важные качества судов в демократическом обществе:

- доступность 

- профессиональность, каким и был афинский суд.

Судебная  система:

Коллегия  одиннадцати –низшее судебное присутсвие. Рассматривал дела о преступлениях чужеземцев и рабов. Надзирали за тюрьмами.

Коллегия  сорока. Выборный. Кварталньый. Мелкие хулиганства и гражданские иск с невысокой стоимостью.

Над коллегией  сорока стоял суд диэтов. Рассматривал уголовные и гражданские дела. Избирались туда от 60 лет. Отказаться от этой должности нельзя. Рассматривал дела неспециализированного свойства и все гражданские иски внезависимости от их стоимости.

Специализированные  суды:

Ареопаг и  эфеты.

Эфеты – специализированный суд. Непрофессиональный судьи – граждане. Могли коллегия засдеать в 4 местах:

Если в  Афинском храме – убийства рабов, чужеземцев, подстрекательства, мир  с родственниками

Если в  храме Апполоне дельфийского – убийства дозволенные законом: самооборона, кровная месть.

Суд претанов – вынесение заочного приговора. Суд над животными и орудиями убийства.

Ареопаг судил  с отягчающими обстоятельствами. Судили в полной темноте – лиц  обвиняемых не видно.

Все решения  этих судов могли быть обжалованы в вс Афин – гелиэи. Каждая фила выбирала 600 человек присяжных. Эти присяжные выносили приговор с помощью 2 шарикрв. Решение этого суда было окончательным.

Особенности: судебный процесс носил состязательный характер. Четко обозначены стадии: 1) инициация судебного процесса 2)обмен судебными речами , с этой целью были заведены лавографы, писавшие судебные речи, но они не принимали участия в суде. 3) вынесение судебного решения

Синегористы – судохвалители. Представляли обвиняемого или обвинителя в самом благоприятном свете.

 

Древнеримская демократия.

Рубеж 5 – 4 в  до нэ, было в Древней Греции эпохой кризисной. Возникают тирании. А потом, в конце концов, Греция была захвачена Македонским. В это сложное время жили Аристотель и Платон.

Аристотель  пришел к выводу, что все полисы оказались устойчивыми. Наиболее устойчивым есть полис, в котором сосуществуют 3 образа правления: монархический, демократический, аристократический. Монархический  элемент – группа влиятельных  политиков, их включенность в систему, при этом не узурпируют власть. Демократический  – но не всевластие народа. Дигиарх, его ученик, развил эту идею: смешанное правление есть благо, направленное на все общество.

Идеи Аристотеля были подхвачены греческим историком  Палибием, ставшем секретарем Марка Африканца, римский политик. Палибий преобразует идею Аристотелю: все правления делятся на правильные и неправильные. Все формы правления сменяют друг друга: добрый царь, потом тиран, потом царя свергают, потом демократия, потом возникает аристократия и тп. В общем, круговорот форм правления, который присущ всем. Но есть чудо в лице Рима, где существует смешанное правление.

Смешанное демократическое правление в  Древнем Риме.

1 Образование  римского полиса. Реформа Памфилия и Децембиров.

2. Общая характеристика  правления в Риме.

3. Причины  упадка римской демократии и  возникновения принципата.

4. Суд и  судебный процесс в Древнем Риме.

1. первоначально  Рим  существовал в качестве  племени, в состав которого  входило 300 родов.

Схема управления: 300 родов; 10 курий (из родов), собрание проводилось  по куриям; Сенат (состоял из старейших); существовал выборный царь (высшее должностное лицо, в руках было несколько видов властей: военная, высший судья, религиозная – верховный  жрец, понтифик).

 Такая  структура была создана при  Нуми Пампилии.

Такая система  не могла долго просуществовать. Рим расширялся, развивались экономические отношения. Народное собрание преобразовалось, пребразование сената, преобразования царя на неск должностных лиц.

Преобразования  происходят при Сервии Тулия.

Трибы – районы. На собраниях избирались городские  магистраты (курульные эдилы), ведали городским благочинием.

На народном собрании по куриям решались важнейшие  политические законы, а также избрание высших магистратов.

Рим заселялся  пришлыми поселенцами, которых называли плебеями. Плебеи, живя на территории Рима, обязаны были служить в армии, но при этом не имели гражданских прав.

Эту ситуацию разрешили реформы Сервия Тулия.

Реформы Сервия Тулия напоминают реформы Солона:

Все население  Рима было разбито на 6 разрядов.

1 разряд больше  среднего.

2 разряд имел  полный надел

3 разряд 3/4

4 ½

5 ¼

6 = 0.

1 разряд насчитывал 18 сотен всадников – центуриев.

1, 2, 3 разряды  обнаруживали 80 центуриев вооруженной пехоты.

Значение  реформ Сервия Тулия:

    • В Риме возникла политическая община или полис. Лица, которые несут службу в армии, получили и права: участвовать в народном собрании по центуриям.
    • При Сервии Тулии возникло 3 вида народных собраний: по трибам (городским округам), по куриям (из собрание по куриям было изъят вопрос выбора высших военных должностей), центурии (избирали консулов и военных вождей, центуриев)
    • Возникают плебейские сходки.

От 6 до 4 в  до н. э. вся история представляет борьбу плебеев с патрициям.

В 5 и 4 в до н.э. все полномочия собраний по куриям перехдят к центуриям, кроме как выбирать  священников римского культа.

Собрание  по центуриям было 375. В собраниях  по центуриям решались самые важные вопросы.

Плебеи участвовали  в собраниях по центуриям. Не всегда плебеи имели большинство, поэтому частым явлением были плебисцит (сходки плебеев).

На плебесцитах стали приниматься решения, получишвие силу закона.

Система смешанного правления (на листке).

В риме существовал контроль за разделением властей – это власть народных трибунов. Все народные трибуны обладали правом вето в отношению магистрата, народного собрания и т.п., в тех случиях, когда нарушались права народа.

Магистраты  избирались на год, трудились бесплатно. Были подотчетны народному собранию.

Виды магистратов:

Ординарные

Претеоры, консулы

Квестор

Все они назывались курульными.

Были экстраординарные магистратуры, по сути избирался диктатор.

 

Законодательный процесс в Древнем Риме.

НС начинался  с исполнением гимна. Самостоятельно никто не мог предложить закон самостоятельно.

1 стадия з  п: инициация

2 стадия: рогация. Магистрат спрашивал нужен или не нужен такой закон.

3 стадия –промульгация: у них промульгация была вывешиванием законопроекты

4 – конция. Стадия обсуждения.

5 – комиция. 

Итогом законодательного процесса стало принятие законов. 2 вида законов:легс (закон) и плебисцит.

Закон состоял  из 3 частей:

    1. Прескрипция. Давалось название закона. Когда и где был принят.
    2. Текст закона (диспозиция).
    3. Санкция.

Законы делились на: законы с полной санкцией и полусовершенные законы (с неполной частичной санкцией), несовшенные законы  (без санкции).

Субрагация – законодательная техника, при котором происходит добавление к закону, вменяющем те или иные статьи и разделы.

Обрагация – редакционные изменения. Нормы остаются теми же, а формулировка меняется

Римская демократия существовала 3 столетия.

В нач 1 века до н.э. Римская республика переживает ряд кризисов.

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"