Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:44, реферат
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал. Кроме того, с давних пор в неосознанном виде у человека существовала потребность предотвратить кровосмешение, дабы не плодить нездоровых, неполноценных детей. Но по мере дальнейшего исторического развития общества все явственнее стало обнаруживаться то, что принято называть материнской любовью.
Исторические
предпосылки правового
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал. Кроме того, с давних пор в неосознанном виде у человека существовала потребность предотвратить кровосмешение, дабы не плодить нездоровых, неполноценных детей. Но по мере дальнейшего исторического развития общества все явственнее стало обнаруживаться то, что принято называть материнской любовью. Это чувство было осмыслено позже, когда уже подвергся анализу опыт древней общественной организации, создания предпосылок появления семьи — основной клеточки общества и всякого прогресса. Правда, это была всего лишь одна из концепций, противостоящая общепринятой, согласно которой во главе угла поступательного развития общества, перехода от одной исторической эпохи к другой находилась эволюция отношений между полами — мужчиной и женщиной. По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. Продолжая жить в примискуитете (беспорядочном половом сожительстве) и в орде, матери при благоприятных условиях начинают держать детей при себе. Дети узнают свою мать. Дети от неизвестных отцов составляют сплоченную группу вокруг матери. Подрастая, они становятся ее оплотом, защитой и силой. Не случайно поэтому связанностью женщины с ребенком некоторые авторы объясняли происхождение разделения труда. Привычка общения с матерью научила ребенка держаться матери даже тогда, когда он достигал самостоятельности. В эпоху, когда ребенок всецело принадлежал матери, от ее воли зависела и его жизнь. Она могла его уничтожить, если он был слаб физически или если она не могла уделять ему достаточно внимания потому, что один ребенок рождался вслед за другим. Детей убивали в случае необычайной нужды. Нередко они становились жертвой дремучих представлений об источнике жизненной силы матери и ее последующего потомства. Ребенка зарывали в землю только за то, что он вел себя беспокойно и мешал вести кочевой образ жизни. Его начинали как-то признавать лишь с момента, когда он мог самостоятельно заботиться о своем пропитании. До этого он считался частью самой матери. Так обеспечивалось выживание наиболее физически сильных и здоровых, да и самого общества в эпоху матриархата. С развитием матриархата начинают появляться проблески полностью отсутствовавшей ранее связи ребенка с его отцом. Сам факт рождения ребенка обязывал мужчину и женщину к совместной жизни. И если раньше признавалась только связь ребенка с матерью, то постепенно начинают придавать значение его контакту с отцом. Однако это еще было время, когда мужчина был склонен считать своими детьми все свое потомство, от какой бы женщины оно ни произошло. И хотя матери еще свойственно отстаивать интересы собственных детей, принятие их в семью отца уже стало зависеть от его воли. Так медленно и постепенно человечество двигалось к патриархату. В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее, ее приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появления института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных его женой, лишь тогда, когда частная собственность была "вполне установлена", когда отец имел "право жизни и смерти по отношению к новорожденному" и мог продать его. Ограничение права отца на убийство новорожденного в дальнейшем связывается с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Со временем исчезает существовавшее при патриархальном строе право отца на жизнь и смерть ребенка, право лишать его свободы, продавать его. Остается только укоренившееся на века право наказывать своих детей. Все это происходит потому, что настает время, когда охрана интересов детей становится предметом заботы со стороны государства, время, которое совпадает с эпохой развития так называемой индивидуальной семьи.
Таково в самых общих чертах описание того сложного и длительного процесса, который начинался с полного бесправия ребенка. Конечно, каждый из исторических этапов эволюции человечества, его потомства в разных государствах имел свои особенности, отражающие специфику государственного устройства и религии, обычаи, экономические проблемы общества и способы их решения. В России в давние времена, когда еще не существовало единого государства, князья, духовенство заботились не о детях вообще, а лишь о детях-сиротах, оставшихся без семьи и родителей. Причем главенствовали при этом религиозные, моральные побуждения, ибо помощь беззащитному ребенку рассматривалась как богоугодная акция. Руку помощи таким детям протягивала и сельская община. Но постепенно в круг нуждающихся в государственной поддержке детей вовлекаются бедные и "страждущие". В семье же ребенок целиком и полностью был подвластен родителям. Правда, в те времена, как свидетельствуют судебник Ивана Грозного, Уложение царя Алексея Михайловича, муж и жена имели равные права по отношению к своим детям. Однако о каких бы то ни было правах детей в семье тогда не могло быть и речи. В Своде законов России, составленном в середине XVII в., было правило, запрещавшее принимать жалобы детей на дурное обращение с ними родителей, которые воспитывали их по собственному разумению в духе своего времени. По мере укрепления частнособственнических начал в Российском государстве, патриархальных канонов в семье в положении ребенка четко обозначились две линии. Первая заключалась в нетерпимом отношении к так называемым незаконно прижитым детям, в появлении которых виделась угроза нарушения законных интересов наследника. А отсюда жалкая судьба подавляющего большинства тех детей, которые попали в когорту изгоев общества. Вторая, четко выраженная линия государственной политики по отношению к детям касалась нищенствующих безродных детей, их устройства. Стремясь внести систему в это дело, Петр I попытался подчинить его принципам следования общественной пользе и порядку в личном проявлении милосердия. На место полного "нищелюбия" — своего рода культа в России, служившего исключительно спасению души, он выдвинул новую идею, в основу которой были положены нужды государства и забота о пользе населения. Реализация этой идеи никак не связывалась с защитой прав ребенка и просто превращалась в его закабаление в период нехватки рабочих рук, что было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних детях, оставшихся без семьи. В период царствования Екатерины II дети в семье, как и прежде, были собственностью родителей. В 1775 г. она ради поддержания их авторитета учредила специальные тюрьмы, помещать в которые ребенка было правом родителей. По мере развития в России крепостного права, постепенной дифференциации сословий забота о ребенке приобретала ярко выраженную сословную окраску, сохранявшую свою силу до конца XIX в. Государственное признание сословного принципа сказалось и на положении ребенка в семье, поскольку он целиком и полностью от нее зависел. Но постепенно в России конца XVIII и начала XIX в. стал обнаруживаться интерес к ребенку в семье как к личности, а потому начали предприниматься попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В 1889 г. в Москве появляется первое общество защиты детей. В круг его забот входит помощь не только бедным детям в прямом смысле слова, но и детям обиженным, эксплуатируемым, объектам жестокого обращения в частности, в семье. Оказанием такой помощи занимаются сельские общества, земство, общественные организации, имевшие специфическую специализацию: "Общество защиты детей от жестокого обращения", "Общество спасения падших девушек" и др.) Словом, для конца XIX в. характерны попытки защитить и детей, страдающих из-за семейного неблагополучия, надругательства родителей над личностью ребенка, от безразличия к его насущным потребностям. Но здесь еще превалируют соображения, связанные с гуманным отношением к ребенку как к беззащитному существу, на бесправное же положение его пока что внимание не обращается. Грядущее XX столетие принято было называть "веком ребенка". Однако, как и раньше, существовавшие на этот счет ожидания не сбылись. Скорее напротив, и в без того трудной жизни огромной массы детского населения началась эпоха физических и нравственных страданий, вызванных гражданской войной, экономической разрухой, потерей родителей и семьи. Объявив себя "высшим опекуном ребенка", Россия после Октября 1917г. сделала предметом своей заботы замену семейного воспитания воспитанием, которое называлось общественным. Вот почему проблема охраны прав ребенка в семье даже не возникала. Вместе с тем особую остроту приобрели вопросы, связанные с устройством детей, оставшихся без родительского попечения. Установка на замену семейного воспитания общественным внедрялась не одно десятилетие. Тем не менее семья продолжала жить, выполнять свойственные ей функции, а родительские обязанности по-прежнему занимали свое место в кодексе законов о браке и семье, а с их реализацией связывалась защита прав ребенка в семье. Однако внимание государства было сосредоточено на создании и расширении сети детских учреждений, способных заменить семью даже там, где она существовала. Но ст. 53 Конституции СССР провозгласила, что "семья находится под защитой государства". Констатацию этого факта можно считать переломным моментом не только в оценке роли семьи, но и в понимании того, что она означает для ребенка. Однако возврат к прошлому объяснялся не только этим, но и последствиями негативного отношения к семье как к естественной и жизненно необходимой среде обитания ребенка-индивидуума. Вот почему отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок — это не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, а личность, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, превращение его в самостоятельного субъекта права. Причем стремление иначе посмотреть на ребенка созревает постепенно, преимущественно в европейских государствах, что нашло отражение в Конвенции ООН 1989 г. "О правах ребенка". После ее ратификации в 1990 г. РФ приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. В результате СК посвящает несовершеннолетним детям специальную главу, где содержится перечень личных и имущественных прав ребенка. Обладателями этих прав стали 38,3 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет, что составляет 25,9% общей численности населения России.
Личные права несовершеннолетних детей.
Несовершеннолетними считаются дети, не достигшие восемнадцати лет. Их способность приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникают с момента рождения. Что же касается дееспособности, то она определяется ст. 21 ГК и соответствующими статьями СК. Употребляемые в кодексах термины "ребенок", "дети", "несовершеннолетний" тождественны. Они применяются ко всем, кому нет восемнадцати. Говоря о правах ребенка, СК использует терминологию Конвенции ООН "О правах ребенка". Используемое в законодательстве понятие "личные права ребенка" относятся к числу собирательных прежде всего потому, что в их перечень включатся права, имеющие разное содержание, преследующие неодинаковые цели. Тем не менее можно выделить в качестве приоритетных и самостоятельных следующие личные права несовершеннолетнего:
право жить и воспитываться в семье;
право на общение с родителями и другими родственниками;
право на свою защиту;
право выражать свое мнение;
право на имя, отчество и фамилию.
Любое из перечисленных прав есть предоставляемая государством каждому ребенку возможность жить и воспитываться в семье, защищать себя и т.д. Закрепив эти права в гл. 11 СК, государство тем самым, во-первых, подчеркивает их значение, во-вторых, создает гарантии их реализации. Но разумеется, всякое личное право несовершеннолетнего имеет свои особенности, которые отражаются в конкретных статьях кодекса. Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 СК, означает прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 ГК, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Естественно, вместе с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста. Обеспечению права ребенка на совместное проживание с родителями и лицами, их заменяющими, служит п. 28 Правил о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.
Здесь говорится о том, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). А регистрация по месту жительства детей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет исполняется на основании свидетельства об их рождении. Регистрационный учет подростка, достигшего шестнадцати лет, производится на основе его паспорта. При этом его право на совместное проживание с родителями сохраняется. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке. Однако в случаях, предусмотренных законом, например при лишении, ограничении родительских прав, отобрании ребенка у родителей в административном порядке, говорить о праве ребенка жить и воспитываться в родительской семье не приходится. Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и что именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств, его своеобразным убежищем. То же можно сказать о семье лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей). Если же ребенок почему-либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное воспитание почему-либо невозможно.
Теснейшим образом с правом ребенка жить и воспитываться в семье связано его право знать своих родителей, о котором прямо говорится в ст. 7 Конвенции "О правах ребенка", правда, с небольшой оговоркой — "если это возможно". Отсюда следует, что:
при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций так, или иначе занимающихся розыском граждан.
Еще одной составной частью права ребенка жить и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей. С правовой точки зрения к родителям относятся лица, записанные в этом качестве в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего. Таковы личные права ребенка, предусмотренные ст. 54 СК, которая прямо называет предоставляемые ребенку государством возможности правом. Поэтому ни одну из этих возможностей нельзя считать правомочием, производным от того или иного конкретного права. Что же касается перечня прав ребенка, содержащегося в ч. 2 п. 2 ст. 54 СК (право на воспитание своими родителями, на обеспечение интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства), то здесь просто раскрывается содержание права ребенка жить и воспитываться в семье. Обобщая сказанное о ст. 54 СК, посвященной праву ребенка жить и воспитываться в семье, надо сказать, что по сути дела в ней речь идет о разных аспектах надлежащего семейного воспитания несовершеннолетнего. Еще одним таким аспектом, входящим в сферу правового регулирования, является общение ребенка с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК). Поскольку такое общение, как правило, служит источником воспитательного воздействия на ребенка, способствует удовлетворению интересов не только взрослых, но и детей, постольку оно причисляется к одному из их прав. Причем ст. 55 СК не ограничивается провозглашением данного права, а обращает внимание на ситуации, делающие затруднительным его реализацию в отношениях как с родителями, так и с другими родственниками. В соответствии с п. 1 ст. 55 СК на право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет:
расторжение брака родителей;
признание брака родителей
раздельное проживание родителей;
проживание родителей в разных государствах.
Что же касается форм общения, то они не имеют никаких ограничений. Сюда входят личные контакты при встрече в доме родителей, родственников ребенка, телефонные переговоры, переписка и проч. Все зависит от конкретных обстоятельств: возраста и состояния здоровья несовершеннолетнего, степени его привязанности к взрослым членам семьи, а также от причин, породивших конфликтную ситуацию, и т.д. Но надо отметить, что ст. 54 СК упоминает не только близких родственников (дедушку, бабушку, братьев, сестер), но и других родственников. Следовательно, степень родства с ребенком при обеспечении его права на общение с ними правового значения не имеет. Специально в п. 2 ст. 55 СК выделяются случаи, когда возникает проблема в реализации права на общение ребенка, находящегося в так называемой экстремальной ситуации. К ней СК относит: задержание несовершеннолетнего, его арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении. Данный перечень не является исчерпывающим. Но в любом случае он касается чрезвычайных обстоятельств, связанных с изоляцией несовершеннолетнего от внешнего мира, семьи, родителей, близких. И предоставляемое ему при этом право на общение с ними не только гуманно по своей сути, но и служит средством воспитания, а в случае надобности и перевоспитания. Однако реализуется это право в таких случаях "в порядке, установленном законом", т.е. в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность воспитательных, медицинских, исправительных и иных учреждений. Так, п. 62 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 4201, не допускает ограничения или лишения воспитательных контактов воспитанника с родителями или лицами, их заменяющими.
Статья 18 ФЗ от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" разрешает совместное пребывание с инфицированными детьми родителям, лицам, их заменяющим. Уголовно-исполнительный кодекс позволяет осужденным несовершеннолетним краткосрочные и длительные свидания с родителями, усыновителями, родными братьями и сестрами, дедом, бабушкой. Ранее действовавшее семейное законодательство не оставляло без внимания защиту прав ребенка, которая имела разные формы выражения. При этом центр тяжести переносился на обязанность родителей и заменяющих их лиц защищать несовершеннолетнего. Иной акцент сделан в п. 1 ст. 56 СК, где говорится, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Под своими правами здесь понимаются права, предусмотренные ст. 54—58, 60 СК, а под законными интересами — как те, что предусмотрены этим кодексом, так и те, которые хотя и не зафиксированы в конкретной правовой норме, но вытекают из ее содержания. Разумеется, что защиту прав ребенка, поскольку он не достиг необходимой степени социальной зрелости, не стал полностью дееспособным, осуществляют его родители или заменяющие их лица. Это их прямая обязанность, предусмотренная ст. 64 СК. А вот в п. 1 ст. 56 СК повторяется это положение и одновременно делается существенное дополнение: в случаях, предусмотренных СК, защиту прав, законных интересов ребенка осуществляют орган опеки и попечительства, прокурор и суд. Речь может идти, например, о ситуации, когда несовершеннолетний остался без родительского попечения и нуждается в устройстве или предстоит подготовка к делу о лишении или ограничении родительских прав. Провозглашая право ребенка на защиту, СК идет дальше и вводит неординарное новшество. Отныне несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей (лиц, их заменяющих). Такое нововведение надо понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Степень беззащитности ребенка при этом возрастает еще и потому, что далеко не всегда окружающие хотят вмешиваться в дела семейные, даже если налицо следы жестокого обращения с ребенком. А обладающему правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей несовершеннолетнему предоставляется возможность самому требовать своей защиты, просить о помощи. Его заявление может быть облечено в любую форму. Главное здесь заключается в том, что, выступая как обладатель вполне конкретного, лишь ему принадлежащего права, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, управомоченных на его защиту, т.е. органов опеки и попечительства. Не случайно поэтому п.2 ст. 56 СК предлагает ему обращаться именно в эти органы. Как известно, защита прав любого гражданина, в том числе и несовершеннолетнего, осуществляется и в судебном порядке. Но поскольку деятельность суда строго регламентируется правилами гражданского процесса, правом обращения в суд наделяются только несовершеннолетние, достигшие четырнадцатилетнего возраста. Если надобность в том возникла раньше, за него все необходимые действия могут совершать органы опеки и попечительства либо один из родителей, а также лица, заменяющие родителей. Предоставление ребенку права в определенных случаях самому защищать себя путем личного обращения за защитой означает, что в отличие от прежних времен государство признает ребенка как личность. Есть еще один современный, связанный со ст. 13 Конвенции "О правах ребенка", подход к оценке личности ребенка. Речь идет о предоставлении ему права выражать свое мнение по вопросу, затрагивающему его интересы. Ранее действовавшее законодательство, устанавливая различного рода конкретные правила, в случае необходимости предлагало учитывать мнение несовершеннолетнего, получать его согласие на вполне определенные действия. Статья 57 СК: