Лизинг в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:25, реферат

Описание работы

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ 4
§1. Правовая природа договора лизинга. 4
§ 2 Виды лизинга и его субъекты. 8
§ 3. Права и обязанности сторон по договору лизинга. 28
§ 4. Возникновение лизинговых отношений. 32
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЗИНГА. 37
§ 1. Этапы развития лизинговой деятельности в России. 37
§ 2. Законодательство о лизинге в РФ 42
§ 3. Законодательство о лизинге в зарубежных странах. 49
§ 4. Международная унификация в юридических и практических подходов в регулировании лизинга. 53
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА. 57
§1. Проблемы отечественного законодательства о лизинге. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
Приложение 1. 70
Список литературы: 76

Файлы: 1 файл

лизинг в зарубежных странах.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

 

Вообще, противоречия в области  правового регулирования отношений лизинга вызвали путаницу в определении понятия «лизинге. Гражданский кодекс ставит знак равенства между понятиями «финансовая аренда» и «лизинг». При этом ГК РФ все-таки понимает финансовую аренду так же, как Закон «О лизинге» понимает финансовый лизинг. Основные квалификационные признаки финансового лизинга можно вывести, пользуясь этими двумя документами и Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633:

1. Прежде всего, это инвестиционный  момент, который заключается в том, что денежные   средства   имеются   у   лизингодателя,   оборудование   требуется лизингополучателю и лизингодатель, таким образом, инвестирует в основные фонды лизингополучателя;

2. Вторым признаком является  то, что лизингодатель приобретает оборудование по заявке лизингополучателя, который, в свою очередь, сам подбирает для себя поставщика, а также оборудование по качеству, то есть право выбора объекта лизинга и имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором (диспозитивная норма);

3.   Предмет   лизинга   используется   лизингополучателем   только   в предпринимательских  целях;

4. Предмет лизинга приобретается  лизингодателем у продавца только  при условии передачи его в  лизинг (о чем должно быть сказано в договоре купли-продажи);

5. Сумма лизинговых платежей  за весь период лизинга должна  включать полную (или близкую  к ней) стоимость предмета лизинга.

Если говорить о определении  самого термина «лизинге, сравнивая  его содержание в различных нормативно-правовых актах, то наиболее удачным, на мой взгляд, является его раскрытие в Конвенции УНИДРУА. Дело в том, что понятие лизинга (финансовой аренды), сформулированное в ГК, не включает в себя понятие «оперативного лизинга». Формулировки Закона «О лизинге» не содержат этих недостатков, но происходит некоторая неувязка с нормами ГК. Это даёт повод некоторым авторам критиковать закон за несоответствие нормам ГК, который в системе актов гражданского законодательства имеет приоритет над иными законами. С другой стороны. Конвенция давая большую широту понятия «лизинг», вместе с тем, имеет более высокую юридическую силу чем ГК, чем и снимается указанное противоречие.

В Законе «О лизинге» впервые определены экономические основы лизинга, то есть подробно расписано, что можно отнести к инвестиционным затратам, а что является вознаграждением лизингодателя. При этом перечень инвестиционных затрат не является исчерпывающим, так как предусматривает в статье 27 «иные расходы, без осуществления которых невозможно нормальное использование предмета лизинга». Такое расширение перечня, будет вызывать постоянные разногласия в толковании между хозяйствующими субъектами и фискальными органами.

На мой взгляд, необоснованно  распространять действие Закона «О лизинге» на оперативный лизинг. До выхода данного Закона оперативный лизинг регулировался нормами, регулирующими арендные отношения, то есть ставился знак равенства между обычной арендой и оперативным лизингом. По сути своей он практически ничем от аренды и не отличается.

В случае оперативного лизинга лизингодатель приобретает предмет лизинга «на свой страх и риск», то есть, в данном случае предмет лизинга приобретается не по указанию лизингополучателя и выбор продавца и оборудования лежит на лизингодателе. Предмет лизинга находится у лизингополучателя во временном пользовании и по истечении срока действия договора возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет даже права требовать его выкупа. То есть, право собственности на предмет лизинга в рамках лизинговой сделки не переходит к лизингополучателю. Кроме того, указанное имущество может передаваться в лизинг неоднократно, то есть в каждом последующем случае будет отсутствовать такой основополагающий момент, как специальное приобретение конкретного предмета лизинга для конкретного лизингополучателя. Таким образом, здесь отсутствуют основные квалификационные признаки лизинга, в том числе и инвестиционный момент. Да и вообще оперативный лизинг по общему определению, даваемому в статье 2 Закона «О лизинге» (где предусмотрено право выкупа), не вписывается в понятие лизинга.

В ст. 9 Закона «О лизинге» установлены  запреты на совмещение обязательств участниками лизинга. В частности, запрещено в одном лице выступать  кредитору и лизингополучателю  предмета лизинга, за исключением возвратного лизинга. Такой порядок приводит к невозможности использования авансовых платежей при осуществлении лизинговых контрактов. Дело в том, что в п. 1 ст. 823 ГК РФ определено, что «договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в том числе, в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит)».

Следовательно, аванс (или предварительная  оплата) является  формой коммерческого  кредита, а значит возможно совмещение обязательств.

«Анализ результатов работы 56 российских лизинговых компаний показал, что в  подавляющем большинстве случаев  им приходится брать авансовые платежи или осуществлять предоплату в размере от 10 до 50 процентов от стоимости имущества. Всего несколько лизингодателей, и то с определёнными оговорками отметили, что не предусматривают включение авансовых платежей в договор лизинга».45

Кроме того, не соответствуют Гражданскому кодекса нормы Закона «О лизинге», регулирующие порядок расторжения  договора в одностороннем порядке, т.е. нормы о бесспорном взыскании  денежных сумм и бесспорном изъятии  предмета лизинга. В ст. 619 ПС, регулирующей общие положения об аренде, в том числе и финансовой, говорится, «что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях когда, арендатор:

1. Пользуется имуществом с существенным  нарушением условий договора  или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2. Существенно ухудшает имущество;

3. Более двух раз подряд по  истечении установленного договором  срока платежа не вносит арендную  плату;

4. Не производит капитальный  ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях , когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора»46. Сопоставив текст, содержащийся в ГК и текст, содержащийся в ст. 13 Закона «О лизинге» можно отметить их схожесть по перечню возможных случаев расторжения договора. Вместе с тем, в Законе говорится о применении бесспорного порядка, а в Гражданском кодексе РФ сказано о необходимости решения суда о досрочном расторжении договора аренды (лизинга).

Помимо недостатков в Законе «О лизинге» содержатся и определенные положительные моменты. Прежде всего, многие лизинговые компании интересовал  вопрос об обеспечении кредитного договора, заключаемого с финансирующим банком в целях осуществления лизинговой операции. Что может предоставить лизинговая компания в обеспечение исполнения своих обязательств по возврату кредита? Как правило, это приобретаемое в будущем оборудование и право на получение лизинговых платежей. Принятый Закон «О лизинге» разрешает эту проблему в статье 18. Однако некоторые банки стоят на другой позиции, мотивируя тем, что ни право получения лизинговых платежей, ни оборудование, закупаемое в будущем, не являются достаточным обеспечением по кредитному договору. Здесь имеется в виду (в отношении залога оборудования) тот возможный коммерческий риск, когда кредит будет предоставлен, оборудование, приобретаемое по контракту, оплачено лизингодателем, а само оборудование в силу каких-либо причин не поставлено (например, в результате случайной гибели во время транспортировки). Но, во-первых, груз всегда застрахован. Во-вторых, выставляется аккредитив, который, как правило, исполняется поэтапно: частично с момента предоставления отгрузочных документов, частично после поставки и частично после монтажа. Если предусмотрена частичная предоплата, то продавец должен предоставить гарантию возвратности авансового платежа, данную первоклассным банком.

Проблема заключается и в  том, что, согласно статье 335 ГК РФ, в залог можно передать имущество, находящееся в собственности залогодателя. А в связи с тем, что оборудование на момент заключения кредитного договора не принадлежит лизингодателю и у банка имеются сомнения по поводу того, будет ли когда-нибудь имущество принадлежать лизинговой компании, то соответственно и нечего передавать в залог. То есть, здесь возникает временной разрыв: с момента заключения кредитного договора до момента осуществления поставки и перехода права собственности на оборудование от продавца к лизингодателю. И, тем не менее, некоторые банки нашли выход из сложившейся ситуации: финансирующий банк заключает с лизингодателем предварительный договор залога, согласно которому залогодатель (лизингодатель) обязуется заключить договор залога на оговоренных условиях.

 

Что же касается передачи в залог  прав на получение лизинговых платежей, то банк вообще не рассматривает такую  возможность, объясняя это тем, что  нельзя передать в залог денежные средства. Это положение трудно оспаривать, но ведь в данной ситуации в залог передается имущественное право на получение лизинговых платежей. Проблема в том, что, несмотря на содержащуюся в Законе «О лизинге» норму, прямо оговаривающую возможность как передачи в залог приобретаемого в будущем предмета лизинга, так и возможность уступки своих имущественных прав по договору лизинга, которые в силу статьи 336 ГК РФ также могут являться предметом залога, банки это не убедило и данная норма не действует. Для того чтобы она работала, желательно разработать сам механизм ее действия и отразить это в банковском законодательстве.

 

§2. Перспективы развития отечественного законодательства.

 

Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным  в отраслях, выпускающих продукцию  высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции. Наглядным примером невостребованности лизинговых операций является сокращение в первом полугодии 1994 года в 2,9 раза выпуска грузовых автомашин главным  образом  из-за  недостатка  средств  у  основного   покупателя

сельскохозяйственных предприятий - и сокращения потребности в этих машинах оборонных отраслей. Особенно тяжелая обстановка складывалась на авто гигантах - АМО "ЗИЛ" и Нижегородском автозаводе, где производство сократилось в 3,2-5 раз.

Неконкурентоспособность   российских   грузовиков,   не   отвечающих экологическим и другим нормам мировых  достижений, не дает возможности компенсировать потери спроса на внутреннем рынке  дополнительными поставками автомашин на внешний рынок. Если бы в России действовала разветвленная система финансового и оперативного (что особенно важно для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий) лизинга автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособности пользователя могли бы быть значительно смягчены.

Использование ускоренной амортизации  при лизинговых операциях позволяет  оперативнее обновлять оборудование и вести техническое перевооружение, в чем так нуждается отечественное  машиностроение, легкая и пищевая отрасли промышленности. Успешное применение лизинга в инвестировании оборудования этих отраслей требует широкой поддержки региональных структур, что особенно важно при лизинге оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, когда в качестве лизингополучателя выступают фермерские хозяйства и малые предприятия, не располагающие достаточными средствами.

Развитие лизинга строительных машин и механизмов, а также  оборудования стройиндустрии и строительных материалов, в первую очередь для высококачественной деревообработки, производства санитарно-технических изделий,  отделочных и кровельных материалов позитивно скажется на ценообразовании в строительстве и во многом облегчит реализацию программ жилищного строительства и индивидуального домостроения.

Лизинг оборудования, особенно в  сфере малого предпринимательства, сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особо значимо  в период структурной перестройки  промышленности и осуществления  конверсионных программ.

Решая чисто народнохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам сделки ряд существенных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется единовременной полной оплаты стоимости имущества, включая накладные расходы, что высвобождает его ликвидные средства, снижает общие расходы и дает безусловные преимущества против обычной купли-продажи.

При проведении Международного лизинга  стороны могут успешно использовать налоговые льготы стран-участниц лизинговой операции. По данным Административно-бюджетного управления США, использование так называемого налогового убежища при проведении лизинговых сделок в США в 1983-1985 годах стоило федеральному бюджету около 9 миллиардов долларов.

За рубежом лизинговые компании используют в своих операциях, как  правило, 75-80 процентов заемных средств. Применяется практика предоставления банками так называемых гарантированных кредитов, сроки действия которых совпадают со сроками действия лизинговых договоров и обычных кредитов. Роль государства сводится к регулированию налоговых льгот и созданию благоприятных условий для привлечения лизинговыми компаниями заемных средств.

Использование для лизинговых операций заемных средств российских коммерческих  банков  сталкивается  с  двумя  проблемами:   высокая  ставка рефинансирования и риск обесценения банковских ресурсов.

Информация о работе Лизинг в зарубежных странах