Лобби и лоббистская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Вместе с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность и функции лоббирования
3. Цели и формы лоббистской деятельности.
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Управлению общественными отношениями Пайгин н.С. гр. 11203.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 В настоящее время можно  выделить три основных направления  влияния бизнеса на правительственные  круги и законодательную власть.

1. Первый путь криминальный, связанный  с подкупом, взятками, т.е. коррупцией. Данное направление нелегальное,  очень частоприводит к тяжелым  последствиям для себя и окружающих.

Легальные пути включают два направления: первое, когда лидеры коммерческих структур сами идут в политику — путь не всегда оправдан, но достаточно популярен. Второй — достаточно эффективный и уже оправданный путь: влияние на политические решения с использованием форм «цивилизованного» лобби. Это достаточно продолжительная и кропотливая работа с властными и законодательными структурами. Данный путь может быть в конечном счете оправдан при решении таких основных вопросов, как оказание влияния на формирование законодательства. Сама работа заключается в донесении до депутатского корпуса интересов соответственных групп и фирм за счет организации посещения «новых» объектов, встреч, презентаций, семинаров, конференций. Многогранна работа по подготовке кампаний в прессе, а также участию в разработке проектов соответствующих законов, указов и распоряжений.

Работа по оказанию влияния на решение  органов исполнительной власти также  предполагает усилия по созданию связей с властными структурами в  целях желательной подготовки нормативных  документов.

2. Следующий важный  вопрос участия в формировании  органов представительной (законодательной)  власти — активная работа по  выдвижению своих кандидатов, а  также финансирование избирательных  кампаний в поддержку кандидатов, соответствующих интересам фирмы.  Это может быть работа с перспективными молодыми специалистами, подготовка которых на выдвижение требует достаточно продолжительного срока.

3. И наконец, решение  такого вопроса, как организация  влияния на кадровые назначения  в органах исполнительной власти: предложение соответствующих кандидатур, обеспечение поддержки средствами массовой информации, организация их подготовки, комплексные меры по их выдвижению и продвижению.

Со всей очевидностью понятно, что решение данного  комплекса проблемных вопросов не может ограничиваться отдельными разовыми приемами. Это, прежде всего систематическая, ежедневная, целенаправленная организационная работа, в которой немалую роль может сослужить и личное обаяние при неформальных личных контактах. Данная работа требует продолжительного времени, знаний деловой среды, конкретных людей.

В связи с вышеизложенным еще раз необходимо выделить неоправданность  «вхождения во власть» отдельных  предпринимателей и хозяйственников. «Усидеть сразу на двух стульях» могут  только отдельные лица, но и им в конечном счете приходится делать выбор между ежедневной собственной текущей работой и политикой. Давно известно, что политики должны делать политику, бизнес делают талантливые, одержимые идеей предприниматели. Соотносить их интересы, осуществлять результативные контакты с властными и общественными структурами должны компетентные профессионалы в области паблик рилейшнз, обеспечивающие эффективное лобби.

Основные направления  работы лоббистов.      Среди основных направлений в работе лоббистов на первый план выступают:

• поиск достоверной фактической информации. Данная информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистики, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах госаппарата, которые, как правило, предоставляют ее пользователям;

• оценка действий представителей государственной власти. Интерпретация потенциальной значимости грядущих законопроектов — выражение одной из ключевых задач лоббирования. Лоббисты предсказывают законодательные события и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения;

• анализ состояния и основных результатов коммерческой деятельности компаний и фирм. В результате почти ежедневных контактов с членами конгресса лоббисты доводят до их сведения позицию и мнение ведущих коммерческих компаний по отношению к действиям государства;

• защита позиции своих клиентов. Наряду с предоставлением фактической информации членам парламента есть возможность быть выслушанным. Таким образом, мнение многих деловых кругов доходит до депутатов и влияет на законотворчество;

• поддержка корпоративных продаж. Российское правительство — крупнейший национальный закупщик продуктов. Лоббисты нередко служат проводниками в осуществлении выгодных продаж. Доброжелательные отношения некоторых лоббистов с государственными служащими могут служить ценной связью для ориентации бизнеса компании, формирования ее имиджа.

Лоббирование может  осуществляться закрыто — перед  комитетами законодателей или на публичном обсуждении, а также  представители общественности могут  открыто и лично встречаться с лоббистами.

Правила лоббирования.   При любом лоббировании действуют обязательные правила:

• привлекай к информационному обеспечению специалистов, знающих сам вопрос лоббирования, владеющих компетентными аргументами и данными, обосновывающими важность предлагаемого решения;

• не делай ничего как индивидуальная компания или группа давления, которая может быть представлена в составе крупной ассоциации. Гораздо больший интерес и авторитет к себе можно иметь, действуя как часть большого объединения;

• нацеливайся на членов парламента, которые, возможно, могут быть заинтересованы в твоем бизнесе. Члены парламента могут представлять округа, чьи жители заняты в твоей компании;

• установи хорошие контакты с государственными ведомствами, в соответствующей сфере, которые будут заинтересованы твоими проблемами. Сделай себя и своих старших коллег доступными для них;

• если проблема серьезна и требует подкрепления базового законодательства, подкрепляй лоббирование выпуском необходимых статей или в экстремальных случаях используй рекламу;

• делай материалы для политиков и госслужащих максимально короткими, как только возможно, так как у них всегда нет времени. Соблюдай фактичность и точность по этическим и практическим причинам. Если твои материалы дезориентируют, тебе больше никогда не поверят;

• приглашай политиков и должностных лиц на мероприятия, стоящие внимания: открытие фабрики, презентация нового вида товара или нового вида услуг. Установи контакты за счет простых, легковоспринимаемых коммуникаций;

• регулярное чтение материалов парламента способствует осведомленности о его делах. Существуют специальные агентства, осуществляющие мониторинг парламента для клиентов и обеспечивающих предупреждение клиентов о приближающихся дебатах по интересующим вопросам;

• будь упорен, практичен и честен. Политики ценят практические рекомендации, которые они могут защищать перед своими избирателями. Политики и пресса всегда умеют распознать неправду. Честность — политика, которая работает.

Практика работы парламента в России в области формирования института лоббирования уже имеет все предпосылки для создания цивилизованного лоббизма, несмотря на имеющуюся некомпетентность в этой сфере, остающееся еще недоверие со стороны многих представителей общественности. Можно ожидать, что организованный лоббизм как новая для нас сфера паблик рилейшнз уже в ближайшее время получит интенсивное развитие и законодательную почву.

Цели и формы  лоббистской деятельности.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные:

  • с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею;
  • предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т. д.);
  • государственным заказом; квотами, лицензиями;
  • дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы;
  • экономическими и налоговыми льготами;
  • финансированием социальных программ.

В результате обеспечивается более тесная связь между обществом  и государством, которое гибче реагирует на импульсы, исходящие от влиятельных экономических и общественных структур.

Цели, которые преследует лоббизм, достигаются различными средствами и методами. Их выбор зависит от политико-правовой практики в данной стране, потенциальных возможностей субъекта и особенностей объекта лоббирования. В мировой и российской практике распространены следующие формы лоббизма.

1. Выступления в профильных  комитетах законодательного органа. В работе комитетов допускается  участие, как депутатов, так и заинтересованных лоббистов и экспертов. Например, в соответствии с регламентом германского Бундестага парламентским комитетам предоставляется право проведения общественных слушаний с участием компетентных лиц и представителей групп интересов для получения от них соответствующей информации.

2. Составление законопроектов  и вынесение их на обсуждение  парламента, что практикуется как  самими лоббистами, так и органами  законодательной и исполнительной  власти с участием заинтересованных  групп.

3. Организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений. В качестве иллюстрации можно привести пример с серией критических статей в отношении ст. 1 прим. Федерального Закона «О границе», опубликованных в начале 1997 г. в газете «Известия». Статья 11 прим. свидетельствует «не столько о правовой бездарности авторов новации, сколько о беспредельном цинизме лоббистов» (С. Агафонов). Резкий тон журналистов, видимо, объясняется не столько их гражданской позицией, сколько столкновением различных лоббистских групп, выступающих «за» и «против» введения пограничного налога.

4. Проведение научно-практических  конференций с участием представителей  законодательной и исполнительной  властей, уже ставшее повседневной практикой в деятельности российских политических партий и движений.

5. Организация торжественных  встреч и приемов для полномочных  представителей законодательной  и исполнительной властей, что  практикуется руководителями регионов  и крупных предприятий.

6. Психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей).

7. Митинги и забастовки, которые наиболее характерны  для профсоюзных объединений, отстаивающих социально-экономические интересы работников своей отрасли.

8. Подкуп должностных  лиц, с которыми связано во  многом отрицательное отношение  общества к лоббизму.

9. Личные связи, или  «коридорный лоббизм», которые реализуются  путем личных, дружеских контактов и визитов к государственным деятелям. Так, в 1995 г. Министр экономики Е. Ясин признавал, что «у президента есть «любимые» директора, такие, как директор «Ростсельмаша» или ЗИЛа. Они входят к нему в кабинет и подписывают любые дотации». Однако при этом «за три года «Ростсельмаш» получил и израсходовал столько денег, сколько хватило бы на модернизацию десяти заводов».

К объектам лоббистской деятельности относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства, т. е. фактически с законотворческой властью. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.

В России в соответствии со ст. 104 Конституции правом законодательной инициативы обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. При этом в разработанном Госдумой законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти» к объектам лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной властей. Однако необходимо учитывать, что в исполнительных органах власти контроль лоббистской деятельности крайне затруднен из-за огромного размера управленческого аппарата.

Что касается сферы судебной власти, тут уместно говорить о такой форме лоббистской деятельности, как организация пропагандистских кампаний в СМИ, поскольку в связи с независимостью судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании. Однако при этом нельзя не учитывать мощное воздействие СМИ на сознание и поведение людей.

Субъектами лоббистской  деятельности являются физические и  юридические лица. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно законопроекту) - лишь физические лица, действующие «от имени и в интересах конкретных клиентов».

Виды лоббистской  деятельности

Конкретные элементы системы лоббирования интересов  могут быть разными, однако, имеются  некоторые основополагающие блоки, составляющие технологию лоббирования. Для достижения поставленных целей нет необходимости в каждом случае применять абсолютно все конструкционные блоки, а также использовать определенный порядок. В каждом конкретном случае лоббирование интересов является отдельным проектом, обладающим всеми признаками проектной деятельности, а именно:

Информация о работе Лобби и лоббистская деятельность