Марксистская теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Существует несколько критериев классификации государств на типы. Основными подходами к типологии являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу).

Содержание работы

Содержание и основные признаки формационного
подхода…………………………………………...…………………….... 3
2.Типы государства согласно формационному подходу ….…………..5
2.1 Восточное государство…………………………………………..……12
2.2 Рабовладельческое государство……………………………………….
2.3 Феодальное государство………………………………………………..
2.4 Буржуазное (капиталистическое) государство………………………
2.5 Социалистическое государство………………………………………..
2.6 Переходное государство………………………………………………..
3. Основные достоинства и недостатки формационного подхода……
4. Библиография и источники использованной литературы………….

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное агенство по образованию

Федеральное государственное учреждение высшего  профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный  университет»

(ФГОУ  ВПО «АмГПГУ)

 

 

Контрольная работа

по «теории  государства и права»

На  тему: «Марксистская теория происхождения государства».

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Специальность :

«Юриспруденция  и таможенное право»

Шуков А.В.

Проверил: Шелковникова Н.В.

 

 

г. Комсомольск-на-Амуре

2009 г.

Оглавление.

  1. Содержание и основные признаки формационного

подхода…………………………………………...…………………….... 3

2.Типы государства согласно формационному подходу ….…………..5

2.1  Восточное государство…………………………………………..……12

2.2 Рабовладельческое государство……………………………………….

2.3 Феодальное государство………………………………………………..

2.4 Буржуазное (капиталистическое) государство………………………

2.5 Социалистическое государство………………………………………..

2.6 Переходное государство………………………………………………..

3. Основные достоинства и недостатки формационного подхода……

4. Библиография и источники использованной литературы………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

1.Содержание и основные признаки формационного подхода .

Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.  Существует  несколько критериев классификации государств на типы. Основными подходами к типологии являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу).

С точки зрения марксизма (формационный подход), под  историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксисткой  типологии, четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская  типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствие с ней все государства проходили жестоко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государства была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «профеодальное»).

Марксистскую  типологию государств можно критиковать, можно отказаться от неё, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и «профеодализм».

 

2.Типы  государства согласно формационному  подходу.

Формационный  подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.   В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису.

То  есть тип государства – это  тесно взаимосвязанные черты  государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.                                                                                      Нельзя не принимать во внимание также и тот факт, что предлагаемая типология государств и правовых систем с использованием общественно-экономической формации как критерия их классификации не является однозначно понимаемой и, соответственно, таким же образом применяемой.  В отечественной и зарубежной философской и социологической литературе используется несколько вариантов определения и применения данног критерия.                                                                                                           Н Наиболее распространенным и ставшим своего рода классическим вариантом использования общественно-экономической формации в качестве критерия типологии государств и правовых систем является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса, процесса развития общества и государства.

2.1 Восточное  государство.

До недавнего  времени восточные государства  в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились  предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований. Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства ("азиатский способ производства") требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти. Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства. Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, "пирамидальную" структуру общества: на верху пирамиды - монарх (царь, фараон и т. п.), ниже - его приближенные, еще ниже - чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды-общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.  
  В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.  
В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.   Восточные государства выполняли функций:  
1) организации общественных работ. 

2)финансовую - взимание податей. 

3) военную - оборона своей территории или захват чужих территорий;

4)подавление  сопротивления рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.  
 Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму "восточной деспотии", при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю - наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

2.2 Рабовладельческое государство.

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие  государства были созданы в Греции (VIII — VI вв.' до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Экономический базис рабовладельческого государства  составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные  создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но, будучи неимущими, так же как и рабы эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в, до н. э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:  охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики;  идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные  функции, рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней  сфере рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей  территории и мирных связей с другими  государствами, функции захвата  чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних, и внутренних функций. Частями аппарата выступали также полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации  рабовладельческой государственной  власти были унитарные монархии и  республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме  правления, и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский  период рабовладельческое право Рима достигло  наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного,  обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

2.3 Феодальное государство

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства  выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Информация о работе Марксистская теория происхождения государства