Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа
Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Существует несколько критериев классификации государств на типы. Основными подходами к типологии являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу).
Содержание и основные признаки формационного
подхода…………………………………………...…………………….... 3
2.Типы государства согласно формационному подходу ….…………..5
2.1 Восточное государство…………………………………………..……12
2.2 Рабовладельческое государство……………………………………….
2.3 Феодальное государство………………………………………………..
2.4 Буржуазное (капиталистическое) государство………………………
2.5 Социалистическое государство………………………………………..
2.6 Переходное государство………………………………………………..
3. Основные достоинства и недостатки формационного подхода……
4. Библиография и источники использованной литературы………….
Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:
1. Децентрализованной феодальной раздробленности;
2.Усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;
3.Централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.
Большинство функций
феодального государства
В государственный аппарат
феодального государства
На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный.
2.4 Буржуазное (капиталистическое) государство.
Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.
Экономическую
основу буржуазного государства
на первых этапах его развития составляла
капиталистическая частная
Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли, развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия - парламентаризм. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. — первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса (пролетариата), платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.
Следствием
этого стали периодические
Парижская Коммуна 1871 г. — исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.
На рубеже XIX и ХХ столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от «фантома» демократии и парламентаризма. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ в. — это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распада колониальной системы, тяжелых экономических кризисов и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или частичные уступки пролетариату в виде социальных реформ и преобразований.
В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после Второй мировой войны.
На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, "чистая" частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Что, в прочем, не меняет сути дела: собственность, так или иначе, будь-то государственная или акционерная, остается частной.
Изменения, происходящие в наиболее развитых капиталистических странах Запада, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории, на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, как впрочем, и другие новомодные теории, не выдерживает никакой критики. Даже официальная статистика ведущих международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др., отчетливо показывает все увеличивающуюся огромную дифференциацию между самыми богатыми и самыми бедными слоями общества, рост процента населения, находящегося за чертой бедности и нищеты.
Безусловно, рано
или поздно, капиталистическое государство,
раздираемое внутренними
2.5 Социалистическое государство (Диктатура пролетариата).
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основы учения
о государстве диктатуры
«Далее, при переходе от капитализма к коммунизму подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления, «государство» еще необходимо, но это уже переходное государство, это уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько сравнительно легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо, дешевле. И оно совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать. Эксплуататоры, естественное дело, не в состоянии подавить народа без сложнейшей машины для выполнения такой задачи, но народ подавить эксплуататоров может и при очень простой «машине», почти что без «машины», без особого аппарата, простой организацией вооруженных масс (вроде Советов рабочих и солдатских депутатов — заметим, забегая вперед)».
Широкий демократизм пролетарского государства основан на системе Советской власти, при которой буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости в любое время. Избираемые депутаты наряду с представительными (законодательными) функциями осуществляют и функции исполнительные. Иначе говоря т.н. разделение властей, за которое так ратуют современные буржуазные идеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений.
Сильное качественное изменение в пролетарском государстве претерпевают основные институты политической власти. Выше уже говорилось об изменениях в сфере публичной власти – законотворчества и исполнения законов. Армия, из профессиональной становиться милиционной, т.е. строится по системе всеобщего вооружения народа. Кроме того, она осуществляет, совмещает в себе сразу две функции: охрану от внешней угрозы; поддержание внутреннего порядка. Заработная плата чиновников осуществляется на уровне средней заработной платы рабочего, что, безусловно, ставит в прямую зависимость интересы чиновничества от общего уровня жизни всего населения.
В экономической сфере. Средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работ, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочих, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал.
Пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства.
Политический переворот октября 1917 года положил начало переходному периоду диктатуры пролетариата в нашей стране. В последующем в СССР боролись противоположные тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализм.
2.6 Переходное государство.
Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др. Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.
В первые годы после
второй мировой войны переходную
природу имели восточно-
Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
3. Основные достоинства и недостатки формационного подхода.
Основные достоинства и недостатки формационного подхода:
Информация о работе Марксистская теория происхождения государства