Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:09, доклад
При написании «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс использовал ряд выводов, сделанных в работе Л. Г. Моргана «Древнее общество». Вместе с тем некоторые частные положения Моргана (по вопросам брака и семьи, периодизации первобытного общества и др.), как и предполагал сам Ф. Энгельс, в свете новых данных были подвергнуты пересмотру. В процессе работы над книгой Ф. Энгельс писал: «Было бы нелепо лишь „объективно" излагать Моргана, а не истолковывать его критически и, использовав вновь достигнутые результаты, изложить их в связи с нашими воззрениями и уже полученными выводами».
Марксистско-ленинское учение о классовой сущности государства подвергается ожесточенным атакам идеологов буржуазии. Некоторые из них называют положения К. Маркса и Ф. Энгельса о классовой сущности государства «марксистской сказкой». Подобного рода утверждения направлены прежде всего против учения о государстве как орудии власти экономически господствующего класса. Поэтому труд Ф. Энгельса, в котором глубоко обоснован тезис о сущности эксплуататорского государства как машине для угнетения и подавления эксплуатируемых, подвергнута критике идея извечности государства, имеет особое методологическое значение.
Вместе с тем, отмечая, что эксплуататорское государство «во все типичные периоды является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса», Ф. Энгельс подчеркивал, что оно наряду с этим служит «связывающей силой» эксплуататорского общества. Иными словами, государства, в том числе и эксплуататорские, вынуждены принимать на себя определенные функции общесоциального регулирования, поскольку они официально представляют общество в целом, служат его связующей силой. Приведенное положение созвучно мысли К. Маркса о том, что в условиях эксплуататорских обществ деятельность государства «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами». Разумеется, осуществление функции «общих дел» в эксплуататорском обществе не является классово нейтральным. И при выполнении этой функции буржуазное государство как связующая сила буржуазного общества (а тем более при выполнении специфических функций) остается машиной классового господства буржуазии.
Идеи Ф. Энгельса о происхождении государства и его классовой сущности затрагивают вместе с тем и проблему исторических судеб государственности, исследованную и в иных произведениях основоположников научного коммунизма. Объективные законы генезиса, развития и исчезновения классового общества обусловливают и процесс отмирания государства. Государство стало необходимым в силу раскола общества на классы. Но наступит такое время, когда существование классов перестанет быть необходимостью. Энгельс писал: «Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Этот процесс связан со становлением бесклассовой структуры общества. Один из этапов такого становления переживает сейчас развитое социалистическое общество».
Труд Ф. Энгельса, созданный
сто лет назад, — образец классового
исторического анализа
Использованная литература.
Информация о работе Материалистическая теория происхождения государства