Материалистическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:09, доклад

Описание работы

При написании «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс использовал ряд выводов, сделанных в работе Л. Г. Моргана «Древнее общество». Вместе с тем некоторые частные положения Моргана (по вопросам брака и семьи, периодизации первобытного общества и др.), как и предполагал сам Ф. Энгельс, в свете новых данных были подвергнуты пересмотру. В процессе работы над книгой Ф. Энгельс писал: «Было бы нелепо лишь „объективно" излагать Моргана, а не истолковывать его критически и, использовав вновь достигнутые результаты, изложить их в связи с нашими воззрениями и уже полученными выводами».

Файлы: 1 файл

доклад ГМУ.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Марксистско-ленинское учение о классовой сущности государства  подвергается ожесточенным атакам идеологов  буржуазии. Некоторые из них называют положения К. Маркса и Ф. Энгельса о классовой сущности государства «марксистской сказкой». Подобного рода утверждения направлены прежде всего против учения о государстве как орудии власти экономически господствующего класса. Поэтому труд Ф. Энгельса, в котором глубоко обоснован тезис о сущности эксплуататорского государства как машине для угнетения и подавления эксплуатируемых, подвергнута критике идея извечности государства, имеет особое методологическое значение.

Вместе с тем, отмечая, что эксплуататорское государство «во все типичные периоды является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса», Ф. Энгельс подчеркивал, что оно наряду с этим служит «связывающей силой» эксплуататорского общества. Иными словами, государства, в том числе и эксплуататорские, вынуждены принимать на себя определенные функции общесоциального регулирования, поскольку они официально представляют общество в целом, служат его связующей силой. Приведенное положение созвучно мысли К. Маркса о том, что в условиях эксплуататорских обществ деятельность государства «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами». Разумеется, осуществление функции «общих дел» в эксплуататорском обществе не является классово нейтральным. И при выполнении этой функции буржуазное государство как связующая сила буржуазного общества (а тем более при выполнении специфических функций) остается машиной классового господства буржуазии.

Идеи Ф. Энгельса о происхождении  государства и его классовой  сущности затрагивают вместе с тем  и проблему исторических судеб государственности, исследованную и в иных произведениях основоположников научного коммунизма. Объективные законы генезиса, раз­вития и исчезновения классового общества обусловливают и процесс отмирания государства. Государство стало необходимым в силу раскола общества на классы. Но наступит такое время, когда существование классов перестанет быть необходимостью. Энгельс писал: «Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Этот процесс связан со становлением бесклассовой структуры общества. Один из этапов такого становления переживает сейчас развитое социалистическое общество».

Труд Ф. Энгельса, созданный  сто лет назад, — образец классового исторического анализа генезиса, сущности, судеб государства и  ныне не утратил своего научного значения. Он продолжает оставаться одним из основных произведений современного социализма, активно участвует в контрпропаганде, борьбе с идеологическими диверсиями классового противника против важнейших положений марксистско-ленинского учения о государстве.

 

 

 

Использованная  литература.

  1. Бромлей Ю.В., Першиц А.И. Ф. Энгельс и  проблемы первобытной истории.
  2. www.yourlib.net
  3. www.law.edu.ru

Информация о работе Материалистическая теория происхождения государства