Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:30, курсовая работа
Механизм (аппарат) государства, орган государства, государственное предприятие, государственное учреждение, государственные служащие, принцип народовластия, гуманизма, федерализма, в деятельности органов государства, органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исследуем систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, а также задачи и функции государства. Проанализировать действие механизма (аппарата) государства, а также роль и место его органов в системе законодательной, исполнительной и судебной властей.
Введение 4
Понятие, признаки и принципы деятельности механизма (аппарата) государства 5
Органы государства понятие, признаки и виды 14
Структура механизма государства. Характеристика органов
законодательной, исполнительной и судебной власти 23
3.1 Структура механизма (аппарата) государства 23
3.2 Роль и место органов законодательной власти в государственном
аппарате Российской Федерации 32
3.3 Роль и место органов исполнительной власти в системе
органов государства 38
3.4 Роль и место органов судебной власти в системе органов государства 42
Заключение 45
Библиографический список 47
- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.
К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата. Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих. Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа. Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.
Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие.
1. Государственный орган
наделен государственно-властны
В понятии государственно-
2. Государственный орган
как часть механизма
3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.
4. Для выполнения своих
функций государственные
5. Представление о
государственном органе было
бы неполным без указания на
Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ. Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.
Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев. Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой – коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, – имеются и другие основания их классификации. По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации); б) органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные. По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения). Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
Органы государства
По способу возникновения они подразделяются
на первичные и производные. Первичные
органы государства никакими другими
органами не создаются. Они либо возникают
в порядке наследования (наследственная
монархия), либо избираются по установленной
процедуре и получают властные полномочия
от избирателей (представительные органы).
Производные органы создаются первичными
органами, которые и наделяют их властными
полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные
органы, органы прокуратуры и т. д. По объему
властных полномочий органы государства
классифицируются на высшие и местные.
Правда, не все местные органы являются
государственными (например, органы местного
самоуправления). Высшие органы государства
наиболее полно олицетворяют государственную
власть, распространяющуюся на территорию
всего государства. Местные органы государства
функционируют в административно-
По широте
компетенции выделяются органы государства
общей и специальной компетенции. Органы
общей компетенции правомочны решать
широкий круг вопросов. Например, правительство,
исполняя законы, активно участвует в
осуществлении всех функций государства.
Органы специальной (отраслевой) компетенции
специализируются на выполнении какой-то,
одной функции, одного вида деятельности
(министерство финансов, министерство
юстиции).
Органы государства
бывают выборные и назначаемые, коллегиальные
и единоличные. На механизм государства,
классификацию его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения
властей, в соответствии с которым создаются
законодательные, исполнительные и судебные
органы.
Законодательные
органы. Право издания законов принадлежит
обычно высшим представительным органам.
Обозначаются они общим родовым термином
"парламент". В Англии, Канаде, Индии
и других странах термин "парламент"
- собственное имя законодательного органа,
в остальных странах он называется иначе.
Расцвет парламентаризма
приходится на период становления и развития
буржуазного государства. Именно тогда
сложился круг его основных полномочий:
принятие законов, утверждение бюджета,
контроль над правительством в форме запросов
и обсуждения его деятельности, выражение
(вотум) доверия или недоверия и т. д. Все
это получило свое обобщенное выражение
в принципе парламентаризма. С усложнением
общественной жизни, в ходе социального
и научно-технического прогресса обычно
наблюдаются возрастание роли правительства
и снижение роли парламента.
Парламенты в большинстве стран мира состоят
из нижней и верхней палаты. Однопалатные
парламенты существуют в небольших странах
(Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко
служит своеобразным противовесом обычно
более демократичной нижней палате.
Глава государства.
Разделенная на три ветви государственная
власть не перестает быть единой и суверенной:
у нее единый властеобразующий источник
- народ, она выражает единые коренные
интересы населения страны. Поэтому самостоятельность
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти не абсолютна, а относительна.
Глава государства как раз и призван обеспечивать
согласованное функционирование этих
органов в интересах единой властной воли
народа и достижения общегосударственных
целей. В современных государствах глава
государства, по общему правилу, является
единоличным: в конституционных монархиях
- монарх, в республиках - президент.
Монарх в силу
конституционных постановлений или сложившихся
традиций обладает рядом прав в отношении
парламента: созыва сессий, роспуска (обычно
нижней палаты), назначения членов верхних
палат (там, где это принято), утверждения
и опубликования законов. Он назначает
(или утверждает) главу правительства
и министров, но с учетом мнения фракций
партийного большинства или коалиций
фракций парламента. Формально он считается
верховным главнокомандующим и представляет
страну в международных отношениях. Но
фактически эти полномочия осуществляются
правительством (или соответствующим
министром).
В большинстве
современных государств главой государства
является президент, избираемый либо населением,
либо парламентом, либо путем особой избирательной
процедуры.
Президент
принимает иностранных дипломатических
представителей, назначает послов в другие
государства, в ряде стран ратифицирует
(утверждает) международные договоры и
соглашения, является верховным главнокомандующим
вооруженными силами. В некоторых странах
президент имеет право распускать парламент,
отказать в одобрении закона, передать
его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках
роль и полномочия президента далеко не
одинаковы.
В парламентарных республиках президент
- малоактивная фигура во внутренних делах,
заслоненная главой правительства, в руках
которого сосредоточена реальная власть.
Например, роспуск парламента в таких
государствах хотя и оформляется указом
президента, осуществляется по решению
правительства; для назначения правительства
требуется согласие парламента. Акты президента
не имеют силы без подписи главы правительства
или министра, к ведению которого относится
предмет акта.
В президентских республиках президент
- центральная политическая фигура. Так,
президент США наделен Конституцией широкими
полномочиями, является одновременно
главой государства и правительства. Он
возглавляет громадный государственный
аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных
служащих, из которых около 1500 чиновников
федеральных ведомств назначает сам. Только
на высшие федеральные должности президент
назначает "по совету и с согласия"
Сената. Он издает указы по различным вопросам
государственной жизни.
Исполнительные
органы. Исполнительная власть принадлежит
правительству, которое непосредственно
управляет страной. Правительство обычно
состоит из главы правительства (премьер-министра,
председателя совета или кабинета министров,
первого министра, канцлера и т.д.), его
заместителей и членов правительства,
которые возглавляют отдельные центральные
ведомства государственного управления
(министерства, департаменты) и именуются
министрами, секретарями, статс-секретарями.
В унитарном государстве образуется одно
правительство. В федеративном государстве
существуют правительство общефедеральное
и правительства членов федерации.
По всем вопросам
своей компетенции правительство издает
правовые акты (указы, декреты, постановления,
распоряжения), которые обязательны к
исполнению. Правительства бывают однопартийные
и коалиционные. В первом случае в них
входят представители одной партии, во
втором - двух или нескольких. Свою многостороннюю
деятельность правительство осуществляет
через многочисленные органы государственной
администрации - министерства, ведомства,
комиссии и т. д. Министерства и другие
ведомства обрастают сложным, громоздким
и разветвленным чиновничье-бюрократическим
аппаратом, образующим основу механизма
государства.
Органы правосудия образуют довольно
сложную систему, состоящую из гражданских,
уголовных, административных, военно-полевых,
транспортных и иных судов. На верху этой
системы находятся верховные и конституционные
суды. Судебные органы реализуют правосудие
посредством регулируемого процессуальным
правом судопроизводства. В странах, где
существует судебный прецедент, они участвуют
в правотворчестве.
Суды независимы.
Законодательством закреплены такие демократические
принципы, как равенство всех перед законом
и судом, участие в рассмотрении дела присяжных
заседателей, право обвиняемого на защиту
и т. д. В механизм государства входят силовые
ведомства, составляющие основу властной
силы государства,- вооруженные силы, органы
безопасности, полиция (милиция). Основное
назначение последней - охрана общественного
порядка и обеспечение внутренней безопасности.
Полиция специализируется в соответствии
с разнообразными сторонами ее деятельности.
Политическая полиция обеспечивает внутреннюю
безопасность, ведет борьбу с политическими
противниками своего государства. Уголовная
полиция поддерживает общественный порядок.
Она подразделяется на транспортную, пограничную,
таможенную, санитарную, лесную и т. д.
Особо выделяются
в механизме государства местные органы
власти. Такие органы или должностные
лица (губернаторы, префекты, комиссары
и т. д.) назначаются обычно правительством
для управления теми или иными регионами
(Финляндия, Люксембург). Нередко наряду
с назначенными должностными лицами на
региональном уровне функционируют избранные
населением региона местные представительные
органы. Есть государства (Великобритания,
Япония), где все функции местного самоуправления
выполняет местная администрация, избираемая
населением.
3. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА. ХАРАКТЕРИСТИКА
ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
3.1. Структура механизма (аппарата) государства
Тесная взаимосвязь
функций и механизма
Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих его элементов государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).
Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.
1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.
Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.