Механизм (аппарат) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Механизм (аппарат) государства, орган государства, государственное предприятие, государственное учреждение, государственные служащие, принцип народовластия, гуманизма, федерализма, в деятельности органов государства, органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исследуем систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, а также задачи и функции государства. Проанализировать действие механизма (аппарата) государства, а также роль и место его органов в системе законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание работы

Введение 4
Понятие, признаки и принципы деятельности механизма (аппарата) государства 5
Органы государства понятие, признаки и виды 14
Структура механизма государства. Характеристика органов
законодательной, исполнительной и судебной власти 23
3.1 Структура механизма (аппарата) государства 23
3.2 Роль и место органов законодательной власти в государственном
аппарате Российской Федерации 32
3.3 Роль и место органов исполнительной власти в системе
органов государства 38
3.4 Роль и место органов судебной власти в системе органов государства 42
Заключение 45
Библиографический список 47

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП 1 курс.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Правительство - это высший  исполнительный  и распорядительный  орган государственной власти,  который непосредственно осуществляет  управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия:  например, кабинет министров, совет министров.

Правительство возглавляется  главой  правительства,  который  именуется премьер-министром,  председателем  совета  или  кабинета  министров,  первым министром, канцлером. В состав  правительства входят  члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства,  департаменты),  которые называются  министрами,  секретарями,  статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.

По всем вопросам своей  компетенции правительство принимает  решения  и издает правовые акты, публикуя  их  от  своего  имени  или  от  имени  главы правительства.   В   унитарных   государствах   образуется    только одно правительство, в федеративных государствах — общефедеральное  правительство и правительства членов федерации.

Правительства бывают коалиционными  и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители  двух и  более  партий,  во  втором  -  только одной  партии.  Коалиционные  правительства  формируются,  как  правило, в государствах с парламентарной формой правления.

Министерства,  ведомства,  другие  центральные  учреждения.   Перечень министерств и других  центральных  государственных  учреждений  в  различных странах  неодинаков.  Несмотря  на  это,  все  они   призваны   обеспечивать безопасность  страны,  поддержание  общественного  порядка,  эффективное   и оптимальное  управление  основными  и  наиболее  важными   сторонами  жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Министерства и ведомства  формируются исходя из тех  конкретных  задач, которые   они   должны   решать.   Так,    для    обеспечения    нормального  государственного управления американским обществом в Кабинете министров США действует    четырнадцать    министерств:    госдепартамент (министерство иностранных дел), министерства финансов, обороны, юстиции,  внутренних  дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных  служб, жилищного и городского строительства, транспорта и прочие.

При правительстве могут  быть образованы и другие центральные  ведомства (например, комитет по  внешнеэкономическим  связям,  по  делам  религий).  К числу специфических  органов и  учреждений  исполнительной  власти  относятся органы   охраны    правопорядка    (милиция,    полиция),    государственная автоинспекция,  исправительно-трудовые  учреждения;  органы  государственной безопасности, вооруженные силы.  Они  отличаются  от  других  исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности.  При  решении задач по охране законного  порядка,  обеспечения  безопасности  государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные  меры,  в том числе с использованием боевой техники и оружия, что  не  характерно  для других исполнительных органов.

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами  местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью  должностными  лицами, либо  совместно теми  и другими  органами  при  строгом  разграничении   их компетенций. Если в Японии исполнительная власть на местах в  полном  объеме осуществляется органами самоуправления,  то  в  Италии  она  ограничена  так называемыми комиссионерами, которые назначаются  центральным  правительством и координируют деятельность областных правительств; в провинциях  же и коммунах  наряду   с   собственными   советами   управленческие   функции осуществляют префект и совет префектуры,  которые назначаются президентом. Значительной  самостоятельностью  обладают  органы  местного  управления   в Австрии. Все основные вопросы организации  местной  жизни  решают  земельные правительства,   правление   местных  и областных общин совместно с представительными  органами  земель  и их административно-территориальных единиц.

3.4. Роль и место органов судебной власти в системе органов государства

Суд  -  это  орган  государства,  осуществляющий  правосудие  в  форме разрешения уголовных, гражданских и  административных  дел  в  установленном законами данного государства процессуальном порядке. В  современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

В системе государственных  властей судебная  власть  выступает  главным уравновешивающим  механизмом,  позволяющим  эффективно  направлять  действие законодательной и исполнительной  власти  в  правовые  рамки.  Система  суда включает в себя различные специфические  судебные  учреждения:  гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды. Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон  и только ему подчиняется.  При  осуществлении  правосудия  он  руководствуется такими демократическими принципами,  как  равенство  всех  перед  законом  и судом,  участие  присяжных  заседателей,  право   обвиняемого   на   защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов  возглавляется верховными судебными  органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции  конституционного  суда.  В некоторых странах конституционные суды  не  входят  в  систему  судов  общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо  избираются  парламентом,  либо назначаются президентом, либо президентом,  парламентом  и  другими  высшими органами  власти   и   юстиции   одновременно.   Наряду   с   осуществлением конституционного  надзора,  конституционный  суд  имеет   право   толкования конституции.

Так, судебная система  США включает федеральные  суды,  суды  штатов  и местные  суды.   Федеральная   система   состоит   из   районных,   окружных (апелляционных)  судов и Верховного  суда  США.  Все судьи этой  системы назначаются  персонально  президентом  с  согласия   и   одобрения   Сената. Верховный суд США является судом  первой  инстанции  и  занимается  наиболее важными делами, осуществляет  надзор  за  деятельностью  нижестоящих  судов. Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.

В Италии судебная система  включает Высший Кассационный  суд,  суды  по гражданским делам, суды по уголовным  делам,  а  также  апелляционные  суды. Обособленное место в механизме государства занимает  Конституционный  суд  в составе  15-ти  судей,  назначаемых  (по  третям)  президентом,   совместным заседанием   палат   парламента  и   высшими, общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц  судебного  ведомства.  В Англии  все судьи назначаются монархом. В Российской  Федерации   члены Конституционного  суда  утверждаются двухпалатным  парламентом. В других странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако  среди них  преобладает  правило,  согласно  которому  судьи   не   избираются,  а назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия  и  гарантирует независимость судебных органов от других органов государственной власти.

Прокуратура. В одних  странах она является составной  частью суда,  а  в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры  заключаются обычно  в   расследовании   преступлений,   принятии   мер   к   нарушителям правопорядка, санкционировании арестов.  Прокуратура  поддерживает  в  судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в  стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет  вспомогательную  роль, однако ее  деятельность  необходима  для  поддержания  режима  законности  в правовом государстве.

Нотариат. Это  система  государственных  органов,  в  функции  которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление  наследственных  прав, засвидетельствование документов для придания им  юридической  достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например,  в Италии,  Франции,   ФРГ)   нотариальные   действия   осуществляются   только государственными нотариусами,  в  других  —  государственными  и  церковными нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные  функции  возложены  на государственных нотариусов, назначаемых  законодательным  органом  штата,  а также  на  комиссаров   по   вопросам   установления   фактов,  назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность  придает  законную  форму различным фактическим обстоятельствам и тем  самым  содействует  утверждению правового порядка в общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции.        Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее  время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Так, разделение властей  между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Правовое государство, выступающее важнейшей составной  частью гражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ 1993 года, является целью и перспективой развития Российской государственности. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государственной власти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенность граждан от любого произвола государственных органов, приоритет прав и свобод личности, равенство перед законом и абсолютное подчинение закону всех без исключения членов общества. Из этого вытекает множество задач по совершенствованию механизма государства, особенно возрастает роль институтов конституционного контроля за законностью. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане юридических гарантий законности.

Необходимым условием становления  и формирования правового государства  является также наличие единого  правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции РФ.

Закончить хочется бессмертными словами из "Законов" Платона: "…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…"

 

 

 

 

 

 

 

                           БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Марченко М.Н. Академический курс – т. 1.-158с.

2. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: изд. Юнити 2001г. – 253с.

3. Бабаев В.К.Теория права и государства в схемах и определениях. М.: изд. Зерцало 1998г. - 229с.

4. Алексеев С.С.Государство и право. М.: изд. Норма 2004г. - 36с.

5. Гранкин И.В.Парламент России. М.: изд. Проспект - 1999г.

6. Исполнительная власть в Р.Ф./Учебное пособие/ под ред. А. Ф. Ноздрочева, Ю.А.Тихомирова М.1996г.

7. Байтин Н.Н. Механизм  современного российского государства //Правоведение 1996г.№3.

8. Козлов Ю.М. Исполнительная  власть : исходные позиции// Правоведение 1993 г. № 3

9. Ефимичев С.П. Судебный  департамент и концепция его  развития // Журнал Российского право  2000г.№ 10

10. Окуньков Л.А. Президент и правительство в механизме государственной власти //Журнал российского права. 2001.№1

11. Калбая Г.Н. Конституционное положение самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти незыблемо // Журнал Российского Право 1999г.№ 5 № 6

12. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право 1992г.№ 8

13. Конституция Российской Федерации

14. Конституция РСФСР




Информация о работе Механизм (аппарат) государства