Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:30, курсовая работа
Механизм (аппарат) государства, орган государства, государственное предприятие, государственное учреждение, государственные служащие, принцип народовластия, гуманизма, федерализма, в деятельности органов государства, органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исследуем систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, а также задачи и функции государства. Проанализировать действие механизма (аппарата) государства, а также роль и место его органов в системе законодательной, исполнительной и судебной властей.
Введение 4
Понятие, признаки и принципы деятельности механизма (аппарата) государства 5
Органы государства понятие, признаки и виды 14
Структура механизма государства. Характеристика органов
законодательной, исполнительной и судебной власти 23
3.1 Структура механизма (аппарата) государства 23
3.2 Роль и место органов законодательной власти в государственном
аппарате Российской Федерации 32
3.3 Роль и место органов исполнительной власти в системе
органов государства 38
3.4 Роль и место органов судебной власти в системе органов государства 42
Заключение 45
Библиографический список 47
Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия: например, кабинет министров, совет министров.
Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.
По всем вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах — общефедеральное правительство и правительства членов федерации.
Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором - только одной партии. Коалиционные правительства формируются, как правило, в государствах с парламентарной формой правления.
Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.
Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкретных задач, которые они должны решать. Так, для обеспечения нормального государственного управления американским обществом в Кабинете министров США действует четырнадцать министерств: госдепартамент (министерство иностранных дел), министерства финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного и городского строительства, транспорта и прочие.
При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.
Исполнительная власть
на местах осуществляется либо органами
местного самоуправления, либо назначаемыми
центральной властью должностными
лицами, либо совместно теми и другими
органами при строгом разграничении
их компетенций. Если в Японии исполнительная
власть на местах в полном объеме
осуществляется органами самоуправления,
то в Италии она ограничена
так называемыми комиссионерами, которые
назначаются центральным правительством
и координируют деятельность областных
правительств; в провинциях же и коммунах
наряду с собственными
советами управленческие
функции осуществляют префект и совет
префектуры, которые назначаются
президентом. Значительной самостоятельностью
обладают органы местного управления
в Австрии. Все основные вопросы организации
местной жизни решают земельные
правительства, правление
местных и областных общин совместно
с представительными органами земель
и их административно-
3.4. Роль и место органов судебной власти в системе органов государства
Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.
В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды. Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.
Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одобрения Сената. Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.
В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды. Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и высшими, общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует независимость судебных органов от других органов государственной власти.
Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.
Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других — государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Механизм государства,
как система органов и
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.
Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Правовое государство,
выступающее важнейшей
Необходимым условием становления и формирования правового государства является также наличие единого правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции РФ.
Закончить хочется бессмертными словами из "Законов" Платона: "…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…"
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Марченко М.Н. Академический курс – т. 1.-158с.
2. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: изд. Юнити 2001г. – 253с.
3. Бабаев В.К.Теория права и государства в схемах и определениях. М.: изд. Зерцало 1998г. - 229с.
4. Алексеев С.С.Государство и право. М.: изд. Норма 2004г. - 36с.
5. Гранкин И.В.Парламент России. М.: изд. Проспект - 1999г.
6. Исполнительная власть в Р.Ф./Учебное пособие/ под ред. А. Ф. Ноздрочева, Ю.А.Тихомирова М.1996г.
7. Байтин Н.Н. Механизм современного российского государства //Правоведение 1996г.№3.
8. Козлов Ю.М. Исполнительная власть : исходные позиции// Правоведение 1993 г. № 3
9. Ефимичев С.П. Судебный департамент и концепция его развития // Журнал Российского право 2000г.№ 10
10. Окуньков Л.А. Президент и правительство в механизме государственной власти //Журнал российского права. 2001.№1
11. Калбая Г.Н. Конституционное положение самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти незыблемо // Журнал Российского Право 1999г.№ 5 № 6
12. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право 1992г.№ 8
13. Конституция Российской Федерации
14. Конституция РСФСР