Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственный аппарат.
1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4
2. Принципы организации и деятельности
государственного аппарата………………………………………… 6
Глава 2. Теория разделения властей.
Теория разделения властей: становление, роль и назначение….. 10
Разделение властей на Западе…………………………………….. 12
Проблемы разделения властей в России…………………………. 17
Глава 3. Государственный орган – главное звено
механизма государства.
Понятие и виды органов государства……………………………. 21
Органы законодательной власти…………………………………. 23
Органы исполнительной власти………………………………….. 25
Органы судебной власти………………………………………….. 30
Заключение……………………………………………………………. 34
Список использованной литературы………………………………... 35
Ульяновский Государственный Университет
курсовая работа по теории
государства и права
на тему:
Ульяновск 2003
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственный аппарат.
1. Понятие государственного
2. Принципы организации и деятельности
государственного аппарата……………
Глава 2. Теория разделения властей.
Глава 3. Государственный орган – главное звено
механизма государства.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………... 35
В наше время, когда общеизвестно, что без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве. Поэтому о механизме государства или аппарате государства нужно говорить, писать и воплощать его в жизнь. В Конституции Российской Федерации написано: "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Но в России нет пока правового государства, а как же его строить? Именно с помощью разделения властей, органов осуществляющих три рода властей: законодательно, исполнительной, судебной. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.
Научная разработка этой темы довольно-таки значительна. Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период деление государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и других.
В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание.
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных.
Итак, механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассматривания его составных элементов не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.
Понятие государственного
Государственный аппарат
Государственный аппарат состоит из различных органов. Все вместе они образуют определенную систему. Государственный аппарат постоянно развивался по мере усложнения общества.
В государствах более позднего периода
государственный аппарат был
относительно несложный. Тогда создавались
различные органы, они были со своим
названием, компетенцией, однако власть находилась
в руках единоличного органа, как правило,
у монарха – который и являлся основным
государственным органом. От монарха зависело
окончательное решение практически любого
вопроса, в том числе и входящего в компетенцию
иных государственных органов. В настоящее
время таких государств немного.
В большинстве современных
государств аппарат более
Государственные органы специально образуются
для осуществления
На функционирование и развитие государственного аппарата оказывают влияние факторы, в число которых входят: " общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями."1
В научной и учебной литературе решается вопрос о соотношении понятия "государственного механизма" и "государственного аппарата". " Довольно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др.).
Существует
также научная позиция, в соответствии,
с которой под аппаратом
Наиболее оптимальным
Принципы организации и
государственного аппарата
В данном параграфе будут рассмотрены принципы, то есть основополагающее начало, идеи, положения, находящиеся в основе организации и деятельности аппарата государства.
Они непосредственно связаны с понятием государственного аппарата, так как раскрывают социально классовую сущность органов государства, основные цели и задачи государственного аппарата - для этого и создаются государственные органы, поэтому принципы и включены в эту главу. Важность изучения принципиальных, основополагающих начал любой деятельности подтверждает высказывание Гельвеция - "знание принципов возмещает незнание некоторых фактов".
Принципы государственного аппарата на протяжении всего развития государства разрабатываются, уточняются, дополняются новыми. Но существует и обратный процесс, по мере изменений в государственном аппарате некоторые принципы отпадают. "Например, совсем до недавнего времени, а именно – до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами государства и общества, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей, принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.
Однако после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали".4
Но также существуют и общие принципы, которые действуют и в той или иной мере реализуются, например, принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип эффективности государственного аппарата, законности и конституционности и др.
"Деятельность любых государств
Гуманизм. Данный принцип
означает признание ценности человека
как личности, утверждение приоритета
его интересов в деятельности государства.
Анализируя содержание принципа гуманизма,
следует обратить внимание на два момента.
Во-первых, именно интересы личности должны
стоять на первом месте в деятельности
государства, а не что-либо другое (например,
построение коммунистического общества).
И, во-вторых, должны быть учтены интересы
каждого человека или, по крайней мере,
большинства населения, а не одного человека
или относительно немногочисленной социальной
группы.
Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов – права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного поведения.