Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственный аппарат.
1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4
2. Принципы организации и деятельности
государственного аппарата………………………………………… 6
Глава 2. Теория разделения властей.
Теория разделения властей: становление, роль и назначение….. 10
Разделение властей на Западе…………………………………….. 12
Проблемы разделения властей в России…………………………. 17
Глава 3. Государственный орган – главное звено
механизма государства.
Понятие и виды органов государства……………………………. 21
Органы законодательной власти…………………………………. 23
Органы исполнительной власти………………………………….. 25
Органы судебной власти………………………………………….. 30
Заключение……………………………………………………………. 34
Список использованной литературы………………………………... 35

Файлы: 1 файл

repetitor_info_1956e6d7.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Ульяновский Государственный  Университет

Институт права и  государственной службы

Факультет ускоренной подготовки

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

курсовая работа по теории

 государства и права

 

на тему:

 " Механизм государства "

 

 

 

                                                         

                                                           Выполнил:

                                                           Студент 1 курса группы ЮС-11

                                                           Зиновьев С.А.

                                                           Дата сдачи_______

                                                           Домашний адрес:

                                                           Пензенская область    

 Дата защиты_________                 

 Оценка_____                                  

                                                           Научный руководитель:

                                                           к.ю.н., доцент Половова Л.В.

 

 

Ульяновск 2003

                                         

               

                           Оглавление

 

Введение……………………………………………………………….  3

Глава 1. Государственный аппарат.

1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4

2. Принципы организации и деятельности

    государственного аппарата………………………………………… 6

Глава 2. Теория разделения властей.

    1. Теория разделения властей: становление, роль и назначение….. 10
    2. Разделение властей на Западе…………………………………….. 12
    3. Проблемы разделения властей в России…………………………. 17

Глава 3. Государственный орган  – главное звено 

               механизма государства.

    1. Понятие и виды органов государства……………………………. 21
    2. Органы законодательной власти…………………………………. 23
    3. Органы исполнительной власти………………………………….. 25
    4. Органы судебной власти………………………………………….. 30

Заключение……………………………………………………………. 34

Список использованной литературы………………………………... 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение

 

В наше время, когда общеизвестно, что без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве. Поэтому о механизме государства или аппарате государства нужно говорить, писать и воплощать его в жизнь. В Конституции Российской Федерации написано: "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Но в России нет пока правового государства, а как же его строить? Именно с помощью разделения властей, органов осуществляющих три рода властей: законодательно, исполнительной, судебной. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.

Научная разработка этой темы довольно-таки значительна. Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период деление государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и других.

В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание.

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.

В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов  механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей  и на самом разделении властей  на Западе и в нашей стране. В  заключении мы поговорим о самих  органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных.

Итак, механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассматривания его составных элементов не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Понятие государственного аппарата

 Государственный аппарат представляет  собой систему органов государства,  с помощью которых осуществляется  государственная власть, выполняется  основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. В любом государстве аппарат выступает важнейшим составным элементом.

Государственный аппарат состоит  из различных органов. Все вместе они образуют определенную систему. Государственный аппарат постоянно развивался по мере усложнения общества.

В государствах более позднего периода  государственный аппарат был  относительно несложный. Тогда создавались  различные органы, они были со своим  названием, компетенцией, однако власть находилась в руках единоличного органа, как правило, у монарха – который  и являлся основным государственным органом. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе и входящего в компетенцию иных государственных органов. В настоящее время таких государств немного.                                            

 В большинстве современных  государств аппарат более сложный,  он базируется на совершенно  иных принципах организации и  деятельности, причем один из  основных – разделение властей.                        

Государственные органы специально образуются для осуществления государственной  власти. Особенностью их является то,  что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет  никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. Эти полномочия необходимы для эффективного выполнения государством своих функций. 

На функционирование и развитие государственного аппарата оказывают  влияние факторы, в число которых  входят: " общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы  государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями."1 

        В научной и учебной литературе решается вопрос о соотношении понятия "государственного механизма" и "государственного аппарата". " Довольно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др.).

Существует  также научная позиция, в соответствии, с которой под аппаратом государства  понимается все органы государства  в статике, а под механизмом государства  – те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их  взаимодействии между собой. Отдельные авторы считают понятия "аппарат государства" и "механизм государства" примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры. Другие в аппарат государства включают только те структурные подразделения, которые обслуживают деятельность государственных органов".2

Наиболее оптимальным представляется мнение о том, что "государственный  механизм" и "государственный  аппарат" понятия примерно равнозначные. Также необходимо отличать государственные  органы от негосударственных органов и организаций. "Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие:

    • Формирование их по воле государства и осуществления ими своих функций от имени государства;
    • Выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
    • Наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
    • Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера". 3

             

             Принципы организации и деятельности 

                         государственного аппарата

В данном параграфе будут рассмотрены  принципы, то есть основополагающее начало, идеи, положения, находящиеся в основе организации и деятельности аппарата государства.

Они непосредственно связаны с  понятием государственного аппарата, так как раскрывают социально классовую сущность органов государства, основные цели и задачи государственного аппарата - для этого и создаются государственные органы, поэтому принципы и включены в эту главу. Важность изучения принципиальных, основополагающих начал любой деятельности подтверждает высказывание Гельвеция - "знание принципов возмещает незнание некоторых фактов".

Принципы государственного аппарата на протяжении всего развития государства  разрабатываются, уточняются, дополняются  новыми. Но существует и обратный процесс, по мере изменений в государственном аппарате некоторые принципы отпадают. "Например, совсем до недавнего времени, а именно – до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами государства и общества, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей, принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.

Однако после распада СССР и  кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме  России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали".4

Но также существуют и общие  принципы, которые действуют и в той или иной мере реализуются, например, принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип эффективности государственного аппарата, законности и конституционности и др.

"Деятельность любых государственных органов в настоящее время строится на принципах гуманизма, научного подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений, разделения властей. Рассмотрим содержание каждого принципа.

Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое (например, построение коммунистического общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.                                                           

  Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов – права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного поведения.

Информация о работе Механизм государства